Ценовая среда предпринимательства.




Понятие цены и ценообразования, виды цен, факторы, определяющие колебание цен, функции цен.

Основные понятия ценообразования.

Цена – это сложная экономическая категория, которая отражает все основные проблемы развития экономики и общества в целом. Цена определяет все товарно-денежные отношения. В самом общем виде цена – это количество денег за которые продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.

В абстрактном понимании цена есть денежное выражение стоимости товара, при этом стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ).

Закон стоимости - экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.

Ключевым элементом рыночной экономики является цена равновесия, она балансирует спрос и предложение.

Равновесная цена устраняет как дефицит, так и избыток товаров и услуг сдерживает движение цен к росту или снижению. В случае разбалансировки рынка используется гос.регулирование цен.

Ценовая политика государства – является элементом экономической политики, проводится на национальном и международном уровнях посредством воздействия на конъюнктуру рынка и правил ценообразования, имеет стратегические и тактические направления. Стратегия ценовой политики государства заключается в достижении определенного уровня либерализации цен и снижения инфляции.

Частью ценовой политики является:

- оперативное регулирование ценовой среды,

- установление области применения рыночных и регулирующих цен

- порядок формирования рыночных и регулирующих цен

- контроль за текущим ценообразованием.

Ценовая политика фирмы представляет собой одну из наиболее важных частей маркетинговой политики фирмы, которая состоит в выборе цен, обеспечивающих адаптацию фирмы к рыночным условиям, и включает в себя систему ценовых рыночных стратегий.

Ценовая система – это единая упорядоченная совокупность различных цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового рынка.

Ценовая среда предпринимательства представляет собой совокупность видов цен, факторов ценообразования носителей ценовой информации, элементов цены, которые необходимо учитывать в предпринимательской деятельности.

 

Ценовая среда предпринимательства.

Сфера обслуживания национальной экономики Степень участия в ценообразовании Стадия ценообразования Транспортная Составляющая в цене Характер ценовой информации
Цены оптовые на продукцию промышленности Цены рыночные Цены оптовые изготовителя Цены франко- склад поставщика Цены фактических сделок
Цены закупочные на продукцию с\х Цена свободная Цены оптовые отпускные Цены франко-станция отправления Цены биржевые
Цены на продукцию строительства Цены монопольные Цены оптовой закупки Франко-вагон станция назначения цены аукционные
Тарифы транспорта Цены демпинговые розничная Франко-вагон станция назначения Цены справочные
Цены на потребительские товары Цена регулируемая - Франко-склад потребителя Ценовые индексы
Тарифы на услуги Предельные\фиксированные - - Индивидуальные\сводные
Цены внешнеторговые        
Экспортные цены\импортные цены        

 

Классификация цен отражает их виды в зависимости от различных факторов принятого признака или основания классификации.

 

1. Цены, обслуживающие национальную экономику:

- цены оптовые на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей независимо от формы собственности

- закупочные цены – это цены, по которым с\х продукция продается колхозами, фермерами и населением государству

- цены на строительную продукцию – это либо сметная стоимость объекта, либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительства объекта жилой площади, работ

- тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения

- цены на потребительские товары – это цены, которые используются для реализации товаров в розничной и торговой сети населению и организации, обслуживают оборот товаров, которые как правило выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве.

- тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятие сферы услуг реализует их потребителям.

Перечисленные выше цены относятся к классу национальных и должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль национальным производителям.

Цены внешнеторговые.

 

Внешнеторговыми называются цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

Формирование цен этого класса принципиально отличается от формирования национальных цен.

Внешнеторговые цены формируются в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством.

Задачи внешнеторговой политики:

1. Защита отечественных производителей (протекционизм)

2. обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке.

3. фискальные задачи.

Инструменты реализации внешнеторговой политики:

- дифференциация таможенных пошлин

- использование демпинговых цен

- введение прямых запретов

- эмбарго-запрет на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечественным производителям

- государственные субсидии экспортеров

Главными экономическими рычагами является дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости.

Таможенная пошлина – это федеральный налог, взимаемый через таможенное учреждение с товаров, провозимых через границу. Различают импортные, экспортные, транзитные – в зависимости от движения.

В зависимости от формы начисления отличают:

- адвалорные (%)

-специфические (ставка устанавливается в абсолютном выражении)

- комбинированная

Сверх таможенных пошлин взимаются таможенные сборы..

Таможенные тарифы – систематизированный по таможенным правилам перечень таможенных пошлин, оформленный в виде специальных документов.

Перечень импортных таможенных пошлин выше перечня экспортных пошлин, так как при экспорте применяются государственные субсидии и квоты.

Таможенная стоимость – это цена товара, пересекающего границу, заявляемого участником внешнеторговой сделки и является базой для обложения таможенной пошлиной и другими налогами и сборами.

Одним из основных методов расчета таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром. За основу принимается контрактная цена сделки. Дополнительно могут учитываться расходы по доставке товаров до пункта таможенной границы страны, комиссионное вознаграждение, лицензионные платежи.

В российской практике таможенная стоимость формируется при экспорте на условиях FOB. FCA.

Базисные условия внешнеторговых контрактов могут быть различны, но при расчете таможенной стоимости контрактные цены приводят к названным стандартом условиям, что обеспечивает участникам внешнеторговых сделок относительную равнонапряженность при уплате налогов.

Для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке правительство всех стран субсидирует экспортеров. Снимают или снижают экспортные пошлины, что позволяет предлагать экспортируемые товары в относительно более низкой цене.

В соответствии с действующим законодательством отечественные экспортеры освобождаются от уплаты в бюджет НДС и акциза в рамках экспортных товаров.

Четкого порядка регламентации процесса формирования цен при экспорте нет, но можно говорит о пределах цены.

Нижний предел цены при экспорте – это как правило сумма затрат на производство и нормативная прибыль производителя + нормативная прибыль производителя + расходы, связанные с доставкой товара до пункта, оговоренного в контракте и сборы за его таможенное оформление.

Экспортная таможенная пошлина взимается не со всех товаров, но если взимается, то входит в нижний предел цены экспортера.

Верхний предел цены при экспорте – контрактная цена экспортера.

Основным ориентиром при формировании цен международных контрактов служат цены мирового рынка.

Цена международного контракта – цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товаров.

Данный вид цен может существенно отличаться от внутренних цен, цен-прейскурантов и справочных цен.

Данная цена обязательно корректируется посредством ценовых поправок, которые подразделяются на поправки:

- общие для всех сделок

- поправки, связанные с особенностями товара

Общие поправки:

1. вид валюты

2. поправка на условия платежа

3. поправка на базисные условия особенно важны и количественно ощутимы при большом расхождении транспортная составляющая в мировой цене-ориентире и цене конкретной сделки.

4. специальная поправка. В зависимости от особенности товаров:

- поправки с учетом параметрических методов ценообразования

- поправка на комплектацию

- поправка на серийность – распространена в фондоемких и наукоемких отраслях

Если заказ поступил только на 1 изделие цена рассчитывается укрупнено по формуле:

Ценаед = С+И+Н

 

Цена ед – цена единичного изделия

С – стоимость проектирования и опытных испытаний

И – издержки производства на изготовление

Н – неизменная часть цены

При заказе серии формула расчета цены изделия:

Цп= С:n *К1*М*И+К2*Р*И+Н

Цп – цена одного изделия в серии

n – число изделий в серии

С – стоимость

М – доля стоимости материальных затрат в издержках производства

Р – доля затрат по оплате труда в издержках производства

К1 – коэффициент, учитывающий снижение стоимости материальных затрат за счет серийности заказа

К2 – коэффициент, учитывающий снижение расходов по з\п за счет серийности заказа

Кроме поправки на серийность при большом временном разрыве между датой подписания контракта и датой фактической поставки используется поправка на скольжение. Формула скольжения:

Ц1=Ц0(А+В*М1/М0+С*З1/З0)

Контрактная цена, определяемая с учетом перечисленных поправок, является базой для исчисления и формирования внешнеторговых цен.

Ц1 – окончательная цена товара

Ц0 – базисная цена на дату заключения контракта

А, В, С – удельные веса элементов затрат на производство товара

А – неизменная часть цены, независящая от уровня инфляции

В и С – удельные веса материальных расходов и расходов по з/п

М1, М0 – текущие и базисные цены на сырье и материалы

З1, З0 – текущие и базисные уровни з/п

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: