Специфика постановки проблемы человека в концепциях С.Кьеркегора




Серен Кьеркегор (Киркегор, 1813–1855)– датский фиософ, развивал в своих трудах иррационалистическое направление в европейской философии XIX в. Он, как и Артур Шопенгауэр, с порога отверг философию Гегеля, в которой главное внимание уделяется развитию разума и логического мышления. Кьеркегор яростно нападал на философию Гегеля за ее рационалистический дух и содержание. Кьеркегора привлекли некоторые иррационалистические положения философии Шеллинга, который, по его словам, был первым крупным философом, выступившим против философии Гегеля, особенно против известного гегелевского тезиса о разумности действительности ("все действительное разумно"), Кьеркегор же видел мир неразумным. С этих позиций он еще больше усилил критику рационалистической философии Гегеля, ее панлогизм, т.е. сведе́ние бытия к мышлению, развитию абсолютной идеи. Вызывало его активное неприятие также утверждение Гегеля о том, что логическое познание является единственно достоверным. Это глубоко противоречило мировоззренческим установкам Кьеркегора об иррациональном характере существования мира и его познания человеком.

Основополагающая категория философии Кьеркегора – " существование ". Речь идет о существовании человека, его внутреннего мира, переживании им своих чувств и настроений, появляющихся время от времени стремлений утвердиться в мире, в котором он живет и который для него неясен.

Человек в философии Кьеркегора постоянно задает себе такие вопросы: "В чем смысл моего существования?"; "Как жить и что делать?"; "Какими правилами руководствоваться в своем поведении?" и т.д. Он мучительно ищет ответы на эти вопросы и не находит их, блуждая в своих переживаниях. Окружающий его мир ему непонятен, загадочен и выступает для него как непознаваемая, иррациональная действительность.

Какого-либо объективного мира Кьеркегор не признавал и выступал против его признания. Мир для него есть совокупность ощущений человека. Каждый человек живет в мире собственных ощущений, которые он постоянно переживает, будучи поглощенным самим собой. Кьеркегор глубоко воспринял идеи субъективного идеализма. Он исходил из этих идей при объяснении многих явлений, на них, по сути дела, основывалось содержание всей его философии.

Первостепенным для Кьеркегора как философа и теолога было решение проблемы истины. Он пытался дать свой ответ на вопрос библейского персонажа Понтия Пилата: "Что есть истина?" И дал этот ответ в духе субъективного идеализма Беркли и религиозной философии. Он решительно отверг учение об объективном содержании истины и ее критерии. Научное понимание истины было для него совершенно неприемлемо. Он отрицал также правомерность постановки вопроса об относительной истине, которая может углубляться и расширяться до пределов абсолютной истины, содержание которой не изменяется с дальнейшим развитием познавательной деятельности людей.

В противовес понятию "объективная истина" Кьеркегор внес в философию понятие "субъективная истина ". Он заявлял: "Я должен найти истину, являющуюся истиной для меня". Что есть истина? По Кьеркегору, это решает субъект. И это единственное решение вопроса о содержании истины и ее критерия. Отсюда признание множества истин – отдельной истины для каждого человека, а также равноправия (равнозначности) взаимоисключающих мнений.

По мнению Кьеркегора, значение абсолютных истин приобретают лишь религиозные суждения, зафиксированные в религиозных источниках. Он считал, что религия не нуждается в помощи разума, который не может быть судьей в делах веры. Вера не терпит никаких доказательств, тем более научных, рассматривает их "как своих врагов". Задача заключается в том, чтобы утвердить истины веры, а не приходить к каким-либо сомнительным выводам с помощью логических манипуляций, утверждал Кьеркегор. В Бога надо верить беспрекословно, безрассудно. Неверие, продолжал он, – "не результат непонимания, а следствие непокорности, мятежности, непослушания".

Надо сказать, что субъективно-идеалистические, иррационалистические и религиозные взгляды Кьеркегора проявились не только в его учении о бытии и познании мира, но и в его этике. Он выделил следующие три стадии развития человеческой морали и этики: эстетическую, собственно этическую и религиозную.

По утверждению Кьеркегора, на эстетической стадии развития морали и этики для людей главными в их восприятии жизни выступают ее красота, чаще всего внешняя, а также наслаждение ею.

В процессе развития духовного мира людей их мораль и этика переходят, по словам Кьеркегора, с эстетической на собственно этическую стадию. При этом мораль толкуется как совокупность норм их поведения и отношений между собой, а этика – как обоснование этих норм, их объяснение. Кьеркегор рассматривал этот процесс как "гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности". Рано или поздно человек оказывается перед необходимостью делать выбор: "Или – или". Он писал: "Если на одной стороне истина, справедливость и непорочность, а на другой – извращение и порочные наклонности и страсти, правильный выбор необходим". Характер и содержание выбора свидетельствуют о духовной зрелости человека. Делая выбор, личность "вся наполняется выбранным". Если же она не выбирает, то "чахнет и гибнет".

Кьеркегор утверждал, что там, где речь идет о выборе, выдвигаются и этические вопросы. Чаще всего человеку приходится выбирать между добром и злом. Делая выбор, он "вступает в область этики". Мыслитель был уверен, что выбор надо делать "с надлежащей энергией, решимостью, страстью. В таком выборе личность проявляет всю свою силу и укрепляет свою индивидуальность".

Кьеркегор считал, что человеку важно понять значение того выбора, который он совершает, будет ли это выбор наслаждений жизнью или же выбор служения долгу перед другими людьми и Богом. Тот, кто стремится к наслаждениям (по терминологии Кьеркегора, к эстетической жизни), следует непосредственным влечениям своей природы.

Следование же долгу и чувству ответственности за свое поведение подводит к вере в Бога как Всевышнего и создателя всего существующего. "Сделав такой выбор, – писал Кьеркегор, – человек обретает себя самого, овладевает собой, т.е. становится свободной, сознательной личностью, которой открывается абсолютное различие добра и зла".

Человек, выбравший эстетический путь жизни, т.е. путь наслаждений (" эстетик "), ведет себя, как писал Кьеркегор, всецело под влиянием внешнихобстоятельств и потому теряется в них, теряет свою личность и волю. Он предстает как "раб минуты". Человек же долга (" этик ") также может подчиняться своему настроению, вызванному различными обстоятельствами, но при этом он не теряет своей воли и делает свой выбор как свободная личность. При этом он развивает в себе способность побороть свои искушения и страсти. Смыслом его жизни является отнюдь не наслаждение, а неуклонное исполнение своего внутреннего долга перед самим собой, своей душой, которую он должен "не погубить, а обрести".

По Кьеркегору, высшее проявление человеческой этики заключается в формировании религиозного содержания своей души. Это есть высшая стадия развития этики – религиозная. Речь идет о христианской этике, главная заповедь которой гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем". Кьеркегор с восторгом отмечал, что заповеди христианства положили начало принципам и нормам морали народов многих стран. Речь шла о христианской морали, заповеди которой гласят о том, что путь человека к Богу идет через очищение его души, искупление грехов, праведный образ жизни, покаяние. Верить в Бога, несмотря на страдания, выпадающие на долю каждого.

В одной из своих работ, которую Кьеркегор назвал "Страх и трепет", он писал о беспредельной преданности человека Богу, готовности принести ему любую жертву. В этом сочинении Кьеркегор исследует положение Библии, в котором говорится о том, как Авраам был готов принести в жертву Богу своего возлюбленного сына Исаака. Он понимал, что убийство сына – это тягчайшее преступление, однако сознательно шел на это, чтобы исполнить волю Бога. Свое поведение Авраам понимал, как исполнение священного долга. Кьеркегор сочинил "Похвальную речь Аврааму", в которой торжественно провозгласил: "Никто не будет забыт из тех, кто был велик в этом мире, но каждый был велик своим особым образом... Тот, кто любил Бога, стал самым великим из всех". Весьма характерно замечание Кьеркегора по поводу поступка Авраама: "Авраам оставил позади свой земной рассудок и взял с собою свою веру". И далее: "Через свою веру Авраам получил обещание, что в его семени будет благословен всякий человеческий род".

Философия Серена Кьеркегора весьма последовательна и целостна в своих основных идеях. Она стала основой так называемой философии экзистенциализма, получившей всестороннее развитие в XX в.Ее содержание, базируется прежде всего на идее переживания человеком своего существования, которую всесторонне развивал Кьеркегор. Надо сказать, что, хотя идеи Кьеркегора в той или иной степени восприняты всеми современными экзистенциалистами, однако более всего на них основываются и их развивают сегодня главным образом представители религиозного экзистенциализма.

 

1) На чем основывается содержание всей философии С.Кьеркегора?

2) Какие стадии развития человеческой морали и этики выделил С.Кьеркегор?

3) В процессе развития духовного мира людей их мораль и этика переходят, по словам Кьеркегора, с эстетической на собственно этическую стадию. Как при этом толкуется мораль и этика?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: