В законодательстве большинства стран предприятие не считается самостоятельным субъектом права, за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица.
Предприятие рассматривается как имущественный комплекс, включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права. В ГК РФ термин «предприятие» используется применительно к субъектам и объектам права.
Предприятием называется юридическое лицо, т. е. субъект гражданского права – участник предпринимательской деятельности. Этот термин применяется только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям (cт. 113–115 ГК РФ), которые как коммерческая организация подлежат государственной регистрации и выступают в качестве субъектов права в различных договорах и других правоотношениях. Одновременно термин «предприятие» применяется для обозначения определенного вида объектов права.
В этом смысле предприятие (cт. 132 ГК РФ) – это производственно-хозяйственный комплекс, имущество которого полностью обособлено от имущества организации, это базовый компонент инфраструктуры организации (рис. 1.)
При купле-продаже организаций важнейшую роль играют грамотно составленный бизнес-план и финансовые вложения в «раскрутку» бренда.
Процесс приобретения действующей организации (предприятия, компании, бизнеса) – это совокупность действий по передаче субъекта предпринимательской деятельности вместе с правами на ведение определенных видов деятельности, активов и обязательств покупателю.
Участвуя в сделке, покупатель анализирует возможное развитие производственной ситуации, связанное с приобретением организации. Его главная задача – определение величины будущей прибыли. Сделать это можно, проанализировав ситуацию на рынке и поняв, какое место на нем занимает интересующая предпринимателя организация. Опытный покупатель заранее просчитывает несколько сценариев развития событий и варианты своего поведения при реализации каждого из них. Кроме того, рассматриваются экономические и технические возможности улучшения бизнеса, объемы дополнительных капитальных вложений в его развитие. Еще до покупки организации покупатель определяет, находится ли производство на пике развития (за которым, вполне возможно, последует спад) или у него есть потенциал роста.
Как показывает практика, при совершении сделки многое зависит от сложившихся условий, в частности, от того:
· где находится данный бизнес на момент покупки;
· какова ценность бизнеса;
· как покупатель планирует использовать приобретаемый объект собственности;
· каковы мотивы (истинная причина продажи объекта) продавца;
· как организованы денежные потоки (зачастую прибыль оседает в аффилированных структурах, например в торговом доме, где продается производимая продукция, поэтому, покупая бизнес, необходимо сделать анализ «на аффилированность» с точки зрения финансов);
· как можно обеспечить конфиденциальность и эксклюзивность сделки (известие о смене собственника может привести к проблемам с персоналом – часть сотрудников захочет сменить работу, менеджеры могут увести за собой клиентов, а это опасно для существования бизнеса);
· есть ли возможность «купить» лояльность сотрудников, если покупателя устраивают их опыт и профессионализм;
· есть ли возможность заключить с сотрудниками «бонусное соглашение», чтобы они продолжили работать в течение определенного времени после продажи компании (гарантию того, что персонал останется работать в фирме после смены собственника, часто включают в договор о продаже, в которомфиксируется возможность вернуть часть заплаченных за компанию денег, если фирма потеряет некоторых клиентов).
Покупатель может сохранить приобретенную организацию в качестве юридического лица или присоединить к своей собственности, создав на ее основе внутреннее подразделение.
В настоящее время на отечественном рынке сформировалась тройка компаний-лидеров, выступающих в качестве «ходового» товара:
· небольшие магазины и стоматологические кабинеты, аптечные киоски и интернет-магазины (при этом покупатели все больше интересуются не отдельными объектами, а торговыми сетями);
· компании по оказанию услуг (салоны красоты, туристические агентства, автосервис);
· компании по производству продуктов питания.
Становление рынка долговых обязательств и обеспечение его прозрачности невозможны без привлечения независимых оценщиков. Законодательством Российской Федерации определен перечень случаев, при которых оценка собственности обязательна:
· вовлечение в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям;
· оценка собственности, принадлежащей Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, для их приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду;
· использование объектов собственности, принадлежащих РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
· продажа или иное отчуждение объектов собственности, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
· передача объектов собственности, принадлежащих РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта собственности, в том числе при национализации имущества, ипотечном кредитовании в случаях возникновения споров о стоимости предмета ипотеки, составлении брачных контрактов и разделе имущества супругов по требованию одной (или обеих сторон);
· выкупе или ином предусмотренном законами РФ изъятии имущества у собственниковдля государственныхилимуниципальныхнужд;
· оценке объектов собственности для контроля за правильностью уплаты налогов при возникновении спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Цены объектов собственности зависят от целого ряда факторов, которые можно сгруппировать в 5 блоков:
1. Объективные факторы (как правило, экономические) определяют средний уровень цен конкретных сделок с субъектами собственности. Их можно разделить на два вида:
a. макроэкономические, связанные с общей конъюнктурой рынка (налоги, пошлины, динамика курса иностранной валюты, инфляция, безработица, уровень и условия оплатытруда, потребность в объектах конкретной собственности, развитие внешнеэкономической деятельности и т. д.);
b. микроэкономические, характеризующие объективные параметры конкретных сделок (все условия договоров – предмет, сроки действия, права и обязанности сторон, расторжение договоров и т. д.).
2. Факторы, связанные с феноменом массового сознания, и факторы психологического характера (массированная реклама, инфляционные ожидания, симпатии, осведомленность и т. д.).
3. Физические факторы, характеризующие технический уровень и состояние:
a. искусственных объектов недвижимости (удаленность от центра, степень развития инфраструктуры и транспортного сообщения, архитектурно-конструктивные решения, наличие коммунальных услуг (электроэнергии, водо- и теплоснабжения и др.);
b. других объектов (экономичность, производительность, надежность, износ, ремонтопригодность и др.).
4. Факторы, влияющие на скорость рыночного оборота объектов собственности:
a. количество объектов-аналогов на рынке;
b. для объектов недвижимости – престижность района, экологическая обстановка, развитость инфраструктуры, социальная однородность дома, юридическая «чистота» объекта;
c. для других средств труда – соотношение качества объектов, их цена и др.
5. Субъективные факторы, влияющие на уровень цены объекта собственности:
ограниченное время совершения сделки купли-продажи;
a. повышенный интерес у покупателя либо продавца к объекту собственности;
b. неинформированность сторон о ценах на рынке аналогичных объектов;
c. условия продажи;
d. настроение сторон на момент сделки;
e. вынужденная продажа объекта собственности.
Главным критерием любой сделки является ее выгодность для обеих сторон. Однако каждый участник вкладывает в понятие «выгодность» свой смысл:
a. для одного на первом месте стоят деньги или их эквивалент (такой продавец готов долго ждать своего покупателя, не снижая цену объекта);
b. для другого важно как можно скорее получить свободные денежные средства (в этом случае на первое место выходит быстрота сделки и действует принцип «время – деньги»);
c. третий ищет покупателя, который может гарантировать строгое соблюдение графика и надежность оплаты. Очень часто во время переговоров по поводу установления взаимовыгодной цены меняются приоритеты.
Разумно расставляя приоритеты между объективными факторами и собственными мотивациями, покупатель и продавец могут заключить взаимовыгодную сделку и не разочароваться в ее итогах.