Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.




Современный этап жизни российского общества обострил проблемы отношений родителей и детей, что создало необходимость обеспечения оптимальных условий для нормального психического развития детей дошкольного возраста В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семей, имеющих разные проблемы межличностного общения, эмоционального и поведенческого отклонения, ослабленного здоровья детей - возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи. Немногие семьи имеют возможность в полной мере решить жизненные проблемы собственными силами.

Причины разные: одни семьи категорично не хотят заниматься воспитанием ребенка, другие – просто не умеют это делать, третьи - не понимают, для чего это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения. В этом случае задачей специалиста становится работа с родителями и убеждении их в том, в том, что совместное посещение занятий будет способствовать более эффективной работе с ребенком, скорейшему улучшению его состояния, изменению нежелательного поведения. На современном этапе необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого никакого сомнения.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – модели открытого, партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения. В основной общеразвивающей программе дошкольного образования, по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности.

Наиболее эффективной формой психологокоррекциой работы с семьями в нашем дошкольном учреждении, является организация межсемейных профилактических групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско – родительскими. Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством, включающей арт – терапию – игровую терапию – песочную терапию. Данный базовый подход в работе детско – родительских групп имеет ряд преимуществ.

Во первых, арт – терапия ориентирована на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.

Во вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции – взаимного отчуждения, затруднений налаживании контактов.

В третьих, арт – терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безыниативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.

Многие авторы подчеркивают, что арт – терапевтические методы облегчают процессы лечения психосоматических заболеваний.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Совместная игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку и взрослому освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920 годах. Она предложила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п.

Основной целью игровой терапии является – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а так же проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Песочная терапия в контексте арт – терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении, благодаря которому на бессознательно – символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930г. Она назвала свою методику - техника «построения мира». В 1950г швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, изучив эту методику, начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением. Сегодня «песочницу» активно используют в гештальт – терапии, когнитивно – поведенческой и семейной терапии. И, конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт – терапии.

Песок – это универсальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, световых песочных планшетов. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй.

Метод рисования на песке в детско – родительских группах я успешно применяю в образовательных и развивающих целях: обучению основам письма и рисованию, развитию познавательных процессов, расширению кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитию воображения и творческих способностей. Занятия с песком я использую в детско – родительских группах, потому что рисунок на песке легко исправить, если вдруг что – то не получается, или вообще удалить. Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Рисование песком целительно уже само по себе. Этот «разговор» рук с песком дает огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект.

Формирование детско – родительских групп осуществляется на добровольной основе и обычно составляет 7 -8 детско-родительских пар. Информацию о занятии родители получают в ходе психологической консультации, разъяснительной работы и объявлений в группах. Занятие могут посещать один или оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка.

Каждая встреча имеет своё название: «Давайте познакомимся!», «Волшебный цветок», «Наши эмоции», «По дороге в зоопарк», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и другие.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются.

Структура занятий такова:

1. Приветствие участниками друг друга.(Приветствие ведущего и участников группы различными игровыми способами)

2. Разогрев. Введение в работу группы, переключение состояние родителя на «здесь и сейчас».(Групповое взаимодействие).

3. Основная часть. Создание позитивного настроя.(Коллективное и детско-родительское взаимодействие.)

4. Работа в детско-родительской паре.

5. Отработка навыков сотрудничества, умение действовать в команде (отработка навыков совместной игры.)

6. Психологическое просвещение. (беседа с родителями)

7. Рефлексия.Позитивное завершение. (Взрослый и ребенок говорят в круг: «Для меня сегодня самым важным было..)

8. Прощание.(Занятия завершаются выполнением совместной творческой работы)

На итоговом занятии проводится анкетирование, в результате которого можно выявить, как изменились детско-родительские отношения.

Эти результаты дают мне право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии – игровой терапии и песочной терапии, как о наиболее оптимальной форме работы для гармонизации детско-родительских отношений.

 

Литература:

1. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса как критерий оценки качества образования: Психологическое сопровождение управления качеством образования: Опыт решения проблемы. - Киров: Изд-во ИИУ,2003.

3. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. Е.А.Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Е.В.Мурашова. Понять ребёнка: Психологические проблемы ваших детей.- Екатеринбург: У - Фактория,2006.

5. Г.А.Широкова. Справочник дошкольного психолога.- Ростов - на - Дону.: Феникс,2003.

6. А.И. Копытин Теория и практика арт – терапии. Спб: Питер 2002.

7. С. Миллер Психология игры. Спб: Университетская книга, 1999.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: