Нахождение нот на грифе гитары.




Предисловие.

Все может быть

И быть все может...

Но лишь того не может быть,

Чего быть может,

Быть не может.

А остальное может быть...

(Из вожатского дневника)

Если при знакомстве с музыкой, живописью большинству ребят приходится ограничиваться ролью слушателей и зрителей, то песня дает им возможность самим стать исполнителями, то есть участвовать в творческом процес-
се. А если к песне прибавить гитару...

Музыка всегда притягивала к себе людей. Вне зависимости от возраста, взглядов, национальности, вкусов, воспитания, образования и статуса. И хотя каждый воспринимает музыку по-своему и имеет свой собственный взгляд
на нее, никто не может сказать, что нет такой музыки,
которую он не любил бы слушать.

А дети воспринимают музыку особенно остро, она особенно глубоко проникает в их сердца, влияет на их сознание и воспитывает в них определенные качества. Музыка — это творчество, а, как мы знаем, именно у детей есть
огромная потребность в нем.

Гитара - один из самых популярных инструментов во многих странах мира. И если вы хоть немного владеете этим чудесным инструментом, вам не-
пременно будут близки слова, написанные известным французским знатоком гитары Робером Видалем:

«Вспомни! Ты был еще ребенком, когда мир музыки вызывал в твоем сердце неописуемое волнение. Каждый раз, когда музыка касалась твоих ушей, она отдавалась и в твоем сердце. Нет необходимости знать музыку для того, чтобы чувствовать и любить ее. Немного позже ты увидел и услышал исполнителя на гитаре. Ты был поражен. Чуть позже твой выбор был сделан. Музыка может стать тем языком, с помощью которого ты сможешь общаться с людьми. И говорить с помощью гитары. Ты не представлял себе, какое изумительное приключение затеваешь. Твои близкие купили тебе первую гитару. Неописуемое волнение! Лишь только прикоснувшись к струне, ты начал творить музыку...»

И если вы имели такую честь играть детям в лагере на гитаре, вы, конечно, согласитесь, что дети готовы часами слушать песни, особенно те, что им близки. Стоит только вожатому взять в руки гитару, и не надо никого звать,
вокруг него уже собралась толпа ребят, с нетерпением ожидающих первых аккордов.

И в первые же дни лагерной смены дети начинают одолевать вас своими просьбами научить их играть на чудесном инструменте. Они сообщают вам, что это их давняя мечта и они не знают никого, кто играет лучше
вас, уверяют в том, что не смогут без этого жить, и, собственно, никуда из лагеря не поедут, пока не будут уверены, что в родном дворе они не поразят своими новыми умениями друзей!

Но прежде чем научить ребенка играть на гитаре, нужно самому владеть этим инструментом, хотя бы основными приемами, а также знать не менее 100 песен на все случаи. Мы надеемся, что это пособие вам поможет научиться и усовершенствоваться в игре. Удачи!

 

 


 

 

головка

колки   верхний порожек

нижний порожек

подставка

порожки

розетка

Устройство гитары.

Гитара состоит из двух основных частей: кузова (корпуса) и грифа. Кузов гитары представляет собой две доски (верхняя и нижняя деки), которые соединяются боками - обечайками. В верхней деке вырезано круглое отверстие – розетка. Гриф прикрепляется к кузову винтом, с помощью которого специальным ключом или отверткой можно регулировать расстояние между поверхностью грифа и струнами. Гриф имеет головку, снабженную механизмом для закрепления и настройки струн. В гриф врезают металлические лады (порожки).

Счет ладам ведется от верхнего порожка. На некоторых ладах (V, VII, IX и XII) вклеены ориентиры - перламутровые или костяные кружочки.

Для игры на гитаре применяются металлические и нейлоновые струны.

Настройка гитары:

1-я струна (самая тонкая), прижатая на V ладу, должна звучать с камертоном ля.

2-я струна, прижатая на V ладу = 1-й открытой.

3-я струна, прижатая на IV ладу = 2-й открытой.

4-я струна, прижатая на V ладу = 3-й открытой.

5-я струна, прижатая на V ладу = 4-й открытой.

6-я струна, прижатая на V ладу = 5-й открытой.

*Знак = обозначает одинаковое звучание (унисон).

 

Обозначение пальцев:

правая рука левая рука

большой Р (pulgar) --

указательный i (indice) 1

средний m (medio) 2

безымянный a (anular) 3

мизинец -- 4

 

 

Строй гитары:


Открытые струны:

 

Звуки гитары записываются в нотах на октаву выше

их действительного звучания.

Записывается:

Звучит:

 

Нахождение нот на грифе гитары.

Хроматическая (полутоновая) гамма.

При движении вверх:

до – до# до

ре - ре# си до#

ми ля# ре

фа - фа# ля ре#

соль - соль#соль# ми

ля - ля# соль фа

си фа#

 

При движении вниз:

до до

си – си ь си ре ь

ля – ля ь си ь ре

соль – соль ь ля ми ь

фа ля ь ми

ми - ми ь соль фа

ре – ре ь соль ь

Хромос в переводе с греческого обозначает полутон. На гитаре полутону соответствует расстояние между двумя соседними ладами. Помни, что до#=ре ь, ре#=ми ь, фа#=соль ь, соль#=ля ь и ля#=си ь.

 

Чтобы определить ноту на какой-либо струне и конкретном ладу, необходимо:

1.Знать название открытой струны.

2.От неё построить хроматическую гамму до конкретного лада.

 

Например, надо определить какая нота находиться на 1 струне на III ладу:

а) 1 открытая струна – нота ми.

б) строим от ноты ми хроматическую гамму: I лад – фа, II лад – фа#, III лад – соль.

Игра боем.

Бой представляет собой чередование ритмичных ударов правой руки по струнам. Удары производятся вниз (от 6 к 1 струне) и вверх (от1 к 6 струне). В игре могут участвовать все пять пальцев исполнителя. Но чаще участвуют два: большой и указательный.

 

Обозначение боя на письме:

П - удар вниз - удар вниз

V - удар вверх - удар вверх

 

Основные виды боя:

4/4 3/4

1 и 2 и 3 и 4 и 1 и2 и 3 и

2/4

1 и 2 и 3 и 4 и 1 и 2 и

           
   
   


1 и2 и 3 и 4 и

 

Игра перебором.

Перебор заключается в поочередном извлечении звука на струнах гитары. Извлечение звука происходит поочередно на всех струнах зажатого аккорда. Сначала гитарист извлекает звук на “главной” басовой струне. Затем, поочередно на остальных струнах. Вариантов чередования струн множество. На схеме представлен один из самых распространенных.

 

 

Обозначение на письме:

Б - извлечение звука из басовой струны (4,5 или 6 струны).

1, 2, 3 – извлечение звука из струн с соответствующими номерами.

 

Основные типы перебора:

2/4 Б 3-2-1

3/4 Б 3-2 струны берутся

1 одновременно

Б 3-2-1-2-3

4/4 Б 3-2-3-1-3-2-3

 

 

Игра “щипком”.

Игра “щипком” заключается в чередовании звуков. Сначала большой палец правой руки извлекает звук на одной из басовых струн (6,5 или 4 струне). Затем пальцами правой руки i, m, a звук извлекается одновременно на первых трех струнах: 1, 2 и 3.

 

Обозначение на письме:

Б - бас

А – аккорд

 

Основные типы игры:

4/4 Б А А А

3/4 Б А А

2/4 Б А

 

* В данных видах перебора и игры «щипком» длительность (время звучания) звука баса и других струн (аккордов) одинакова.

 

Баррэ.

Баррэ – технический прием игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно от двух до шести струн. Бывает малое и большое баррэ. При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом – пять или шесть.

 

При работе с баррэ важно:

1. Гитару держать таким образом, чтобы дека располагалась вертикально по отношению к полу. Это облегчит пра-вильную постановку пальцев.

2. Первый (указательный) палец левой руки удерживать полностью выпрямленным во всех фалангах, располагая его параллельно порожку, ближе к краю лада. Кончик пальца при этом должен слегка выступать за край грифа.

3. Большой палец ставить на обратной стороне грифа примерно напротив второго пальца.

4. Остальные пальцы (2,3,4) округлить и в зависимости от аккорда - либо прижать необходимые струны, либо удерживать расслабленными над струнами.

5. Кисть резко подать вперед, сильно сгибая в кистевом суставе.

 

Например, в построении аккорда Gm присутствует большое баррэ на III ладу. Вот так это будет выглядеть на письме:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: