По функциональной специализации среди субъектов коммерческой деятельности выделяют следующие субъекты:
Производитель – юридическое или физическое лицо, производящее товар/услугу для дальнейшей реализации посредством продажи. Данные лица включают индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. Также сюда входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность.
Представитель производителя, поставщик, торговый посредник. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.
Продавец – лицо, осуществляющее процесс продажи товара/услуги за деньги с целью получения прибыли.
Потребитель – лицо, приобретающее какой - либо товар, с целью удовлетворения собственных потребностей. Потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:
· производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
· непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческиеорганизации);
· граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.
Субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.
|
Таким образом, субъекты коммерческой деятельности являются неотъемлемым звеном коммерческой деятельности, так как именно с их помощью и происходит процесс купли-продажи.
Коммерческая деятельность имеет достаточно сложную структуру, и для ее успешного осуществления необходимо задействовать множество процессов и операций. Ключевое значение для коммерческой деятельности имеют такие компоненты как объекты и субъекты.
4 вопрос: Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными направлениями политики риска являются: политика избежаниеу риска, политика принятия риска, политика снижения степени риска.
Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
|
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: страхование (внутренне и внешнее), диверсификация и лимитирование. Первый метод не снижает сам риск, а позволяет компенсировать его отрицательные последствия. Два других метода уменьшают вероятность и величину вероятных потерь.
Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страхование компании). Это могут быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и другие виды страхования.
Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль.
Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить риск, так как можно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех объектах.
Различают несколько способов диверсификации. Диверсификация видов хозяйственной деятельности предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько различных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.п. Диверсификация поставщиков предусматривает разнообразие источников поступления товаров. Диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленностью спроса. Это позволяет снижать экономический риск в периоды временного уменьшения спроса на отдельные товары. Диверсификация «депозитного портфеля» предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.
|
Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.
Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска. При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов; при внутреннем страховании — это затраты на создание резервных фондов, использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.
6 вопрос: