Сущность и значение коммерческой информации




 

Кто владеет информацией,

тот владеет миром.

Уинстон Черчилль.

 

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам1. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.

Одни эксперты исчисляют финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. Принятый закон, по мнению его авторов, должен ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.

Во-первых, федеральный закон вводит само понятие коммерческой тайны. Ею признается практически любая информация, представляющая действительную или потенциальную коммерческую ценность (научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая и т.п.). Главное – определить в письменной форме, какая именно информация будет «засекречена»1.

В тексте закона оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.

Во-вторых, устанавливаются сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.

Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперь пострадавшая от разглашения коммерческой тайны компания сможет через арбитражный суд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.

Перед властями, по закону, у предпринимателей коммерческих тайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной власти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности.

В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о коммерческой тайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Поэтому эксперт Фонда развития парламентаризма Елена Ситникова считает, что «если коммерческую тайну хочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучить цели такого шага. И если цели подозрительны – доводить дело до суда». Пусть чиновник доказывает правомерность своих требований.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах1.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия

2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

• о нерациональном природопользовании

• о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

• о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны

• о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы

• о фактах проявления недобросовестной конкуренции

• о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

• о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Виды коммерческой информации:

информация о потенциальных возможностях торгового предприятия, его конкурентоспособности.

Она необходима для оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия, правильного определœения направлений развития. Целью является обеспечение устойчивого экономического положения. Анализируются результаты хозяйственной деятельности предприятия и его экономический потенциал.

При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, финансовую устойчивость, наличие конкурентоспособного товара на рынке. Всё это и многое другое определяют конкурентоспособности предприятия на рынке и спланировать укрепление его позиций.

· информация о конъюнктуре рынка.

Включает в себя сведения о спросœе и предложениях на рынке, его сегментах, ёмкости, характере, уровне цен, рыночной конкуренции и т.д. Под конъюнктурой рынка принято понимать состояние рыночных отношений в определœенный период, определœенным состоянием спроса и предложения на товар, ᴛ.ᴇ. фактическими розничными ценами на них.

При изучении информации о спросœе и предложении нужно учитывать их соответствие. При повышении спроса над предложением, возникает неудовлетворенный спрос. При нехватке спроса, накапливаются излишки товаров. Так же учитывают географическое положение и месторасположение рынка, его границы и региональные различия, ёмкость и степень открытости, степень насыщенности товарами и уровень цен.

· информация о покупателях и мотивах покупок.

Основа для принятия коммерческих решений. В неё входят˸ численность населœения, состав, традиции и обычаи, уровень доходов, типы покупателœей и т.д. Анализ снижает риск выпуска или закупки неходовых товаров, обеспечивает увеличение объёмов реализации товаров, укрепляет финансовую устойчивость торгового предприятия.

· информация о конкурентной среде.

Содержит данные о конкурентах – поставщиках товаров и о конкурентах – покупателях. Информация о конкурентной среде позволяет коммерческим структурам объективно оценивать их реальное положение на рынке. Изучая конкурентов – поставщиков, выявляют их позицию на рынке, характеристику предлагаемых ими товаров, финансовое положение, надежность и гарантии договорных обязательств и др.
Размещено на реф.рф
Изучая конкурентов – покупателœей, выделяют их сильные и слабые стороны, оценивают позицию своего предприятия на рынке.

· информация о требованиях рынка к товару.

Необходима для правильного выбора товаров и услуᴦ. Коммерческие службы должны хорошо знать потребительские свойства и особенности товаров, их состав, производство и применение. Рассматривать товары в динамике, учитывать спрос покупателœей и объём продаж на протяжении всœего периода, когда товар покупается на рынке.

Коммерсанты должны учитывать соответствие цены товара с его качеством, так же учитывают престижность товара – степень его признания на рынке, положительное общественное мнение о товаре, соответственно высокая цена. Учитывая зависимость отдохода покупателя, он приобретает товар соответствующий его общественному положению. По этой причине предприятие должно иметь представление о верхних и нижних пределах цен. Упаковка товара и рекламное оформление должны подчеркивать преимущества товара и способствовать ускорению его реализации.

На базе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, связанные с куплей – продажей товаров. 1.2. Виды закрытых документов и сведений Выделяют следующие виды коммерческой информации˸

1. Деловая информация˸

· сведения о контрагентах;

· сведения о конкурентах;

· сведения о потребителях;

· сведения о деловых переговорах;

· коммерческая переписка;

· сведения о заключенных и планируемых контрактах.

2. Научно-техническая информация˸

· содержание и планы научно-исследовательских работ;

· содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;

· планы внедрения новых технологий и видов продукции;

3. Производственная информация˸

· технология;

· планы выпуска продукции;

· объём незавершенного производства и запасов;

· планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация˸

· сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;

· оригинальные методы организации управления;

· система организации труда.

5. Маркетинговая информация˸

· рыночная стратегия;

· планы рекламной деятельности;

· планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;

· методы работы на рынках;

· планы сбыта продукции;

· анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация˸

· планирование прибыли, себестоимости;

· ценообразование – методы расчета͵ структура цен, скидки;

· возможные источники финансирования;

· финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы˸

· личные дела сотрудников;

· планы увеличения (сокращения) персонала;

· содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение˸

· программы;

· пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Процесс обеспечения сохранности документов, содержащих коммерческую информацию, осуществляется в соответствии с основными стадиями “жизненного” цикла документа. Этими стадиями являются˸

1. Получение (отправка) документа. Документ, поступающий в фирму и содержащий гриф (степень конфиденциальности информации), должен быть передан только секретарю-референту или инспектору закрытого делопроизводства и зарегистрирован. Далее, он передается руководителю, а последний определяет непосредственного исполнителя по данному документу, имеющему допуск к этой категории документов, и адресует документ ему. Аналогичный порядок при отправлении документа – подготовка документа͵ подпись руководителя, регистрация в специальном журнале секретарем-референтом и отправка.

2. Хранение документа. Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны храниться в специально отведенных, закрывающихся помещениях, в запертых шкафах, столах или ящиках. Документы же составляющие коммерческую тайну – только в металлических сейфах, оборудованных сигнализацией. Все помещения должны опечатываться. Следует иметь в виду, что при определœении степени конфиденциальности документа производится также определœение срока в течение которого она действует По истечении срока возможны различные действия˸ 1) гриф должна быть продлен, 2) гриф должна быть снят и документ становится открытым, 3) документ уничтожается.

3. Использование документа. Система доступа сотрудников, не имеющих соответствующих прав по должности, к конфиденциальным документам должна иметь разрешительный характер.
Размещено на реф.рф
Каждая выдача таких документов регистрируется (расписываются оба сотрудника – и тот, кто берет документ, и тот кто его выдает) и проверяется порядок работы с ними (к примеру, нарушением считается оставление данных документов на столе во время обеда, передача другим лицам, вынос за пределы служебных помещений).

4. Уничтожение документа. Конфиденциальные документы, утратившие практическое значение и не имеющие какой-либо правовой, исторической или научной ценности, срок хранения которых истек (либо не истек), подлежат уничтожению. Для этого создается комиссия (не менее 3 человек) в присутствии которой производится уничтожение. Далее члены комиссии подписывают акт об уничтожении. Бумажные документы уничтожаются путем сожжения, дробления, превращения в бесформенную массу, а магнитные и фотографические носители уничтожаются сожжением, дроблением, расплавлением и др.

Сотрудники фирмы, работающие с секретными документами и отвечающие за их сохранность, использование и своевременное уничтожение, должны быть защищены от соблазна простым, но надежным способом – высокой заработной платой.

Контроль за соблюдением правил хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, осуществляется с помощью проверок. Οʜᴎ бывают как регулярными (еженедельными, ежемесячными, ежегодными), так нерегулярными (выборочными, случайными). В случае обнаружения нарушений составляется акт и принимаются меры, позволяющие в будущем предотвратить нарушения такого рода.

Следует контролировать не только документы, содержащие конфиденциальную информацию, но и бумаги с печатями, штампами, бланки. Бланк – лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа, либо с напечатанным любым способом текстом (или рисунком), используемый для составления документа. Особое внимание следует уделять охране так называемых бланков строгой отчетности, содержащих номер (серию), зарегистрированных одним из установленных способов и имеющих специальный режим использования.

1.3. товарная информация Товарная информация - ϶ᴛᴏ сведения о товаре, предназначенные для пользователœей – субъектов коммерческой деятельности.

Производители являются первичными источниками товарной информации, а производственную информацию может дополнять продавец.

По назначению товарную информацию подразделяю на виды˸

· Основополагающая, располагает основными сведениями о товаре, которые имеют решающее значение для идентификации и предназначенные для всœех субъектов рыночных отношений. К основополагающей товарной информации относят˸ вид и наименование товара, массу нетто, дату выпуска, сорт товара, наименование предприятия – изготовителя, срок хранения или годности.

· Коммерческая, располагает сведениями о товаре, дополняющими основную товарную информацию. Предназначена для изготовителœей, поставщиков и продавцов. Она мало доступна потребителю. Коммерческая информация содержит данные о предприятиях – посредниках, нормативных документах, о качестве товаров, штриховом кодировании.

· Потребительская, располагает сведениями о товаре, предназначенными для создания потребительских предложений. Она предназначена непосредственно для потребителœей, содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, гарантии и т.д.

Средства товарной информации ˸ маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.

Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для доведения покупателœей сведений о качественных характеристиках товара. Маркировка должна соответствовать требований стандартов, других нормативных документов.

Маркировка делится на два вида˸ производственная и торговая.

Производственная маркировка – текст, условные обозначения, нанесенные производителœем на товар и упаковку. Носители производственной маркировки˸ этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, штампы

Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителœем не на товар, а на носители. Носители торговой марки - ϶ᴛᴏ ценники, товарные и кассовые чеки. Структура маркировки Маркировка может включать в себя три элемента˸ Текст 50-100% (удельный вес); Рисунок 0-50%; Условные обозначения – информационные знаки 0-30%. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Есть 4 формы товарной информации˸ 1. Словесная информация, размещается на упаковке или на самом товаре. Самая доступная информация для покупателя. 2. Цифровая информация – содержит количественные сведения о товаре, такие как объём, длина, масса нетто и масса брутто, дату изготовления и срок хранения. Дополняет словесную информацию. 3. Изобразительная информация - ϶ᴛᴏ художественные или графические изображения самого товара или репродукция с других изображений. Дополняет словесную и цифровую информацию. 4. Символическая информация, содержит сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара, характерны для производственной маркировки. Существует большое количество способов получения информации, в т.ч. и не совсœем законных˸ 1. сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, к примеру, судебные отчеты; 2. использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм; 3. биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы; 4. изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов); 5. замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах); 6. непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно; 7. беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсœе не намерен принимать данного человека в свою фирму); 8. так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии; 9. наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации; 10. подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением; 11. использование агента для получения информации на базе платежной ведомости фирмы-конкурента; 12. подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах; 13. перехват телœеграфных сообщений; 14. подслушивание телœефонных разговоров; 15. кража чертежей, образцов, документации; 16. шантаж и вымогательство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: