Чтение и анализ стихотворений




Урок №

Группа № 5

Литература

09. 10. 20

Тема: Б. Л. Пастернак. Философская глубина поэзии.

Используем учебник Литература 11 класс 2 часть базовый уровень /под ред. В. П. Журавлева.- М.: Просвещение 2016г.

- Прочитать 132-134 стр.

- Ответить на вопросы:

1. Что способствовало творческому развитию личности Пастернака?

2. Чем занимался Пастернак прежде чем окончательно увлекся поэзией?

3. Как Пастернак воспринял революцию?

4. Основные темы и мотивы поэзии Пастернака?

5. Особенность цикла стихов «Сестра моя – жизнь»

6. Основное художественное средство в лирике Пастернака?

- Прочитать стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Зимняя ночь», «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

- Домашнее задание: Выучить «Февраль. Достать чернил и плакать!» Выписать значение слов благовест, навзрыд, метафора.

 

Ответ на адрес: larisothka.409@mail.ru

 

Урок №

Группа № 5

Литература

09. 10. 20

Тема:Б. Л. Пастернак Стремление постичь мир, «дойти до самой сути», удивление перед чудом бытия.

Чтение и анализ стихотворений

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. … Достать пролётку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс, Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. … Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука.   Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.  

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”неизменно открывающее книги избранной лирики пастернака, считается наиболее показательным для ранней манеры поэта.

Анализ стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”

1. Определите тему стихотворения. (о чем стихотворение)

2. Как взаимодействуют друг с другом тема весны и творчества?

Комментарий преподавателя. Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.

3. Что объединяет такие предметы как весна, грачи, проталины, чернила?

4. Какие детали подчеркивают ощущение начала весны? (выпишите цитаты из стихотворения)

5. Как вы понимаете выразительные средства в стихотворении: «грохочущая слякоть», «весною чёрною горит»(почему весна черная? Что значит весна «горит»?), грачи, «как обугленные груши»,

6. Выпишите слова, которые позволяют нам слышать звучание весны. С помощью каких звуков передается «звучание»?

Комментарий преподавателя. Аллитерация – повторение одинаковых или повторяющихся согласных звуков, придающих особую выразительность. Ассонанс – прием, основанный на повторении гласных звуков.

7. Близок ли процесс стихотворчества природным процессам? (подтвердите цитатой из текста)

8. Сформулируйте жизненные принципы Пастернака, прочитав стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» и «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Составьте связный ответ: Пастернака постоянно упрекали в отрванности его творчества от жизни, от современной действительности. Подтвердите, обращаясь к текстам стихотворений, неосновательность и даже нелепость таких обвинений.

 

Ответ на адрес: larisothka.409@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: