Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб-но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
5 Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по профессии СПО технологического профиля профессионального образования — 240 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 180 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 60 часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.12 Информатика и ИКТ
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Введение | Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО | ||
| Раздел 1. Информационная деятельность человека | |||
| Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества | Основные этапы развития информационного общества | ||
| Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | |||
| Практические занятия | |||
| Информационные ресурсы общества | |||
| Образовательные информационные ресурсы | |||
| Работа с программным обеспечением | |||
| Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление | |||
| Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности) | ||
| Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения | |||
| Практические занятия | |||
| Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты | |||
| Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Чтение основной литературы. Оформить опорные конспекты: этапы развития вычислительной техники, лицензионные и свободно распространяемые программные продукты Подготовить рефераты: Использование ПК и ИКТ (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности) | |||
| Раздел 2. Информация и информационные процессы | |||
| Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации | Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов | ||
| Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе | |||
| Практические занятия | |||
| Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации | |||
| Представление информации в различных системах счисления | |||
| Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации | ||
| Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации | |||
| Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера | |||
| Элементная база компьютера | |||
| Алгоритмы и способы их описания | |||
| Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному | |||
| Практические занятия | |||
| Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере | |||
| Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования | |||
| Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях | |||
| Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных | |||
| Разработка несложного алгоритма решения задачи | |||
| Компьютер как исполнитель команд | |||
| Программный принцип работы компьютера | |||
| Практические занятия | |||
| Среда программирования | |||
| Тестирование программы | |||
| Программная реализация несложного алгоритма | |||
| Компьютерные модели различных процессов | |||
| Компьютерные модели различных процессов | |||
| Практические занятия | |||
| Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели | |||
| Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы | |||
| Тема 2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров | Основные информационные процессы | ||
| Реализация информационных процессов с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации | |||
| Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях | |||
| Определение объемов различных носителей информации. Архив информации | |||
| Практические занятия | |||
| Создание архива данных | |||
| Извлечение данных из архива | |||
| Запись информации на внешние носители различных видов | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Чтение основной литературы. Оформить опорные конспекты: организация и представление данных в ПК, перевод чисел из одной системы счисления в другую, создание различных алгоритмов и программ на языке QBASIC Подготовить сообщения: Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера. Цифровые носители информации | |||
| Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | |||
| Тема 3.1. Архитектура компьютеров | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров | ||
| Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности) | |||
| Практические занятия | |||
| Операционная система | |||
| Графический интерфейс пользователя | |||
| Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка | |||
| Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть | Объединение компьютеров в локальную сеть | ||
| Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | |||
| Практические занятия | |||
| Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей | |||
| Сервер. Сетевые операционные системы | |||
| Понятие о системном администрировании | |||
| Разграничение прав доступа в сети | |||
| Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети | |||
| Тема 3.3. Защита информации | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение | ||
| Защита информации, антивирусная защита | |||
| Практические занятия | |||
| Защита информации, антивирусная защита | |||
| Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту | |||
| Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Чтение основной литературы. Оформить опорные таблицы: «Общие принципы работы компьютера», «Аппаратное обеспечение ПК», «Программное обеспечение ПК» Подготовить рефераты по темам: Устройства ПК и их назначение. Программы и их назначение. Антивирусы | |||
| Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | |||
| Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | Понятие об информационных системах | ||
| Понятие об автоматизации информационных процессов | |||
| Практические занятия | |||
| Использование систем проверки орфографии и грамматики | |||
| Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей) | |||
| Возможности настольных издательских систем: создание, организация | |||
| Возможности настольных издательских систем: основные способы преобразования (верстки) текста | |||
| Возможности динамических (электронных) таблиц | |||
| Математическая обработка числовых данных | |||
| Практическое занятие | |||
| Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей | |||
| Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. | |||
| Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей | |||
| Практическое занятие | |||
| Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей | |||
| Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах | |||
| Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов | |||
| Практические занятия | |||
| Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей | |||
| Использование презентационного оборудования | |||
| Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения | |||
| Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования | |||
| Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования | |||
| Практическое занятие | |||
| Компьютерное черчение | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Чтение основной литературы. Оформить опорные конспекты: текстовые файлы и текстовые документы, виды графических изображений, электронные таблицы Подготовить презентации по темам: «ЗОЖ», «Защита окружающей среды», в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности | |||
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | |||
| Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | ||
| Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер | |||
| Практические занятия | |||
| Браузер | |||
| Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. | |||
| Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы | |||
| Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска | |||
| Практические занятия | |||
| Поисковые системы | |||
| Пример поиска информации на государственных образовательных порталах | |||
| Передача информации между компьютерами | |||
| Проводная и беспроводная связь | |||
| Практические занятия | |||
| Модем | |||
| Единицы измерения скорости передачи данных | |||
| Подключение модема | |||
| Создание ящика электронной почты и настройка его параметров | |||
| Формирование адресной книги | |||
| Методы создания и сопровождения сайта | |||
| Методы создания и сопровождения сайта | |||
| Практическое занятие | |||
| Средства создания и сопровождения сайта | |||
| Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в локальных компьютерных сетях | ||
| Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальной компьютерной сети: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония | |||
| Практические занятия | |||
| Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет. Настройка видео веб-сессий | |||
| Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения | |||
| Тема 5.3. Управление процессами | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления | ||
| Представление о робототехнических системах | |||
| Практические занятия | |||
| АСУ различного назначения, примеры их использования | |||
| Примеры оборудования с программным управлением | |||
| Демонстрация использования различных видов АСУ на практике | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Чтение основной литературы. Оформить опорные конспекты: компьютерные сети, всемирная информационная сеть Интернет, основные службы Интернет, электронная почта Подготовить рефераты по темам: Аппаратно-программное обеспечение сетей. История возникновения и структура глобальной сети Интернет. Основные услуги компьютерных сетей. Современные тенденции развития Интернет-технологий Подготовить материал к презентации по теме: «ИКТ в моей профессии» | |||
| Практические занятия Создание мультимедийной презентации (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Дифференцированный зачёт (тестирование) | |||
| Самостоятельная работа | |||
| Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).