Факторы, влияющие на мнемические процессы




Причины, влияющие на продуктивность памяти, можно условно разделить на два клас­са: субъективные и объективные.

К субъективным факторам относятся, прежде всего, индивидуально-типологические осо­бенности памяти человека. В их число входят разнообразные характеристики памяти, такие как ее объем (количество единиц запоминаемой информации), быстрота воспроизведения (способность использовать информацию в деятельности), точность воспроизведения (устой­чивость сохраняемой информации к искажениям), суггестивность (подверженность внушаю­щим воздействиям при воспроизведении), длительность хранения информации и т. д.

К индивидуально-типологическим особенностям памяти относятся также ведущий тип памяти по характеру психической активности и ее профессиональная направленность.

Тип памяти определяется тем, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением (прежде всего речевым — в проговаривании). Соответственно, можно говорить о зрительном, слуховом и двигательном типах памяти. Понятие «тип па­мяти» не синонимично понятию «вид памяти». Виды памяти указывают на то, что человек способен запомнить (а для среднестатистического человека это и образы различных мо­дальностей, и движения, и эмоции, и понятия, и мысли), а типы памяти характеризуют то, как ему удобнее это делать: зрительно, на слух или посредством движений.

Вопреки распространенному мнению, разные типы памяти встречаются в чистом виде не слишком часто: большинство людей обладают смешанными типами. Участие в запо­минании нескольких типов памяти ведет к большей подвижности в использовании об­разованных запомненным материалом связей. Поэтому наиболее эффективно запоминать информацию с опорой на разные анализаторные системы: на слух, посредством чтения, рассматривания рисунков, создания зарисовок, проговаривания и т. д. Типы памяти под­даются развитию в упражнениях, благодаря чему у взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Другим субъективным фактором, определяющим эффективность памяти, является прошлый опыт использования хранящейся в ней информации. Именно под воздействием этого фактора люди лучше помнят таблицу умножения, чем формулу дискриминанта, хотя таблицу умножения учили намного раньше — во втором классе, а не в девятом.

Важнейшее условие продуктивности памяти, как уже отмечалось выше, — включен­ность запоминаемого материала в деятельность. Экспериментально показано, что включе­ние в деятельность представляет собой наиболее эффективный способ обеспечить усвое­ние учебного материала.

По тем же причинам пересказ текста своими словами как активная целенаправленная умственная деятельность приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение.

В эксперименте студенты были разделены на четыре группы. В первой отрывок текста читали 4 раза, во второй — читали 3 раза и 1 раз пересказывали, в третьей — читали 2 раза и 2 раза пересказывали, в четвертой1 раз читали и 3 раза пересказывали. Содержание текста лучше всего запоминали сту­денты четвертой группы и хуже всегопервой.

Безусловно, что чем интереснее для человека выполняемая им деятельность и сопро­вождающая ее информация, тем более эффективным будет запоминание. Поэтому интерес также можно отнести к числу факторов, повышающих эффективность работы памяти.

Большую роль в мнемической деятельности играет установка на время хранения ин­формации. Такая установка, как правило, создается с помощью своеобразной самоинструк­ции, когда человек, произвольно запоминая определенный материал, в соответствии со стоящими перед ним задачами решает, как долго он может быть ему необходим.

В эксперименте группе испытуемых прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказа­ли, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности испытуемым предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Эффективность использования установки зависит от того, насколько точно она сфор­мулирована. Чем четче человек дифференцирует для себя, какую информацию нужно за­помнить на менее продолжительное время, а какую — навсегда, какую — точно, а какую — приблизительно, тем эффективнее будет его мнестическая деятельность.

Важнейшим фактором работы памяти является способность человека структурировать и систематизировать запоминаемую информацию, делая ее более удобной для запоминания. Приемы мнестической деятельности, которые человек использует для быстрого запо­минания и легкого воспроизведения информации, получили название мнемотехники (от греч. mnemonikon — искусство запоминания).

В зависимости от имеющихся навыков обобщения материала человек может либо опи­раться на внутренние связи, заложенные в самой запоминаемой информации, либо при­вносить в нее искусственные связи.

Первая группа мнемотехнических приемов опирается на систематизацию запоминае­мого. Один из них — метод группировки по смыслу, когда запоминаемая информация систематизируется в соответствии с содержащимися в ней смысловыми блоками. Другой подобный метод — запоминания посредством опоры — иногда называется методом «ве­шалки» и заключается в том, что вновь заучиваемый материал увязывается с уже извест­ной информацией. Так, при запоминании дат можно заучивать не каждую в отдельности, а, отталкиваясь от хорошо известной даты, запоминать другие по принципу «на три года раньше...», «за пять лет до...».

Д. Донателли, чемпион Англии в беге на длинные дистанции, в экспериментах демонстрировал фено­менальную способность запомнить цифровые ряды. Экспериментатор монотонно читал по одной цифре в секунду: 1 5 18593719502187816658506120948856867727314181861054629748012949749659286». После небольшой паузы Донателли назвал все 73 цифры: Первая группа цифрвремя пробега дистанции в три мили... Втораяв десять миль... Год та­кого-то рекорда...». В данном случае наглядно представлен эффект систематизации материала. Когда Донателли предложили запоминать буквы, он смог назвать не более семи единиц.

Вторая группа приемов предполагает использование внешних по отношению к инфор­мации опор, внутренне не присущих ей. Так происходит, например, при использовании одного из древнейших приемов мнемотехники, получившего название «метода мест». Он применяется тогда, когда необходимо запомнить порядок перечисления объектов и состоит в запоминании одного их ряда с помощью другого. Другой — опорный — ряд объектов должен быть хорошо знаком человеку и служить для него удобным ориентиром.

При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы вспоминали все объекты, рас­положенные на дороге, по которой они ежедневно проходили. К каждому из них они «привязывали» тезис или аргумент речи. Например, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второйурне на углу улицы, третий—фонтану на площади и т.п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «Забирали» в каждом месте соответствующий элемент.

Аналогичным является метод словесных посредников, позволяющий соотнести предназна­ченный для запоминания ряд объектов и опорный ряд слов, организованных в осмысленную фразу. Для этого могут использоваться первые буквы запоминаемых слов («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания последовательности цветов радуги) или под­счет количества букв в словах («Что я знаю о кругах» для запоминания числа π— 3,1416).

Среди мнемотехнических приемов можно отметить также создание ритмического ряда, например, стихотворного. Информация, представленная в стихах, запоминается быстрее и вспоминается легче, поскольку получает строгую структурную организацию.

Часть приемов ориентирована на сокращение объема запоминаемого материала. Это, например, метод аббревиатур, с помощью которого благодаря звукосочетанию «ЗАГС» человек вспоминает полное называние соответствующего учреждения — отдел записи ак­тов гражданского состояния. Другим примером является метод ритмической группировки, который применяется, в частности, для облечения запоминания цифровых последователь­ностей — номеров телефонов, серий и номеров документов и т. д.

Также существуют мнемотехнические приемы, основанные на ассоциировании, причем, чем ярче и нагляднее ассоциации, тем быстрее протекает запоминание и проще — вос­произведение. Частный случай ассоциирования с целью запоминания — цепной метод, когда запоминаемая группа понятий или других объектов в сознании запоминающегося связывается в единый сюжет, рассказ.

Заканчивая обзор субъективных факторов, обеспечивающих успешность мнестической деятельности, необходимо отметить фактор состояния организма, которое, меняясь в те­чение суток, под воздействием соматических заболеваний, стрессогенных событий и т.д., может существенно повышать или, напротив, снижать эффективность работы памяти,

К объективным причинам, определяющим продуктивность памяти, относится, во-пер­вых, количество запоминаемого материала. Оно ограничено объемом памяти запоминаю­щего и его способностями к систематизации и обобщению запоминаемой информации, поэтому «критический» объем информации для каждого человека индивидуален. Точнее можно описать влияния характера организации запоминаемого материала на эффектив­ность его запоминания и воспроизведения. Удобно организованный материал отличается понятностью, связностью, структурированностью, наглядностью и ритмичностью.

Другим объективным фактором, делающим работу памяти более эффективной, является привычная обстановка. Известно, что информация лучше всего запоминается и вос­производится в привычных условиях.

Так, экспериментально показано, что заучивание материала в полной тишине (например, в сурдо­камере), как ни странно, менее эффективно, чем выполнение аналогичного задания в привычном уху человека фоновом шут.

Из личного опыта становится понятным, что информация легче воспроизводится в том контексте, в котором она запоминалась. Достаточно вспомнить распространенную ситуа­цию, когда, приходя на кухню, человек забывает, зачем туда пришел, и вынужден вернуться в комнату для того, чтобы восстановить в памяти, запланированные на кухне действия. Это явление в психологии получило название «правила контекста».

В этой связи не совсем безосновательными выглядят различные рекомендации по подготовке экзаменам, которые на первый взгляд кажутся смешными: учить материал не в домашнем халате, а в той одежде, в которой его придется отвечать, жевать разные по вкусу конфеты при заучивании разных вопросов и т. д.

Однако следует учитывать, что запоминание на фоне выраженных помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона) существенно замедляет скорость и снижает каче­ство работы памяти, поскольку затрудняет консолидацию информации, способствуя наложе­нию одного материала на другой (интерференции). По тем же причинам крайне нежелательна любая побочная деятельность сразу после введения важного для запоминания материала.

Важный объективный фактор продуктивности памяти — время запоминания и после­дующего повторения информации. Учитывая негативную роль явления интерференции, в общем можно сказать, что особо важный материал желательно заучивать и повторять не­посредственно перед сном, когда побочная информация имеет значительно меньше шансов помешать процессу консолидации.

Согласно экспериментальным данным, в том числе результатам экспериментов Г. Эббингауза, за­бывание наиболее интенсивно происходит в первые шесть часов после запоминания, поэтому целе­сообразно повторять материал с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: