Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 7, 8.
Угадай»
Цель: повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения; развитие воображения.
Описание задания. Психолог с помощью мимики и движений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.
Занятие 7
Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых должны быть пуговицы, одинаковые по цвету, форме, величине.
Описание задания. Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, затем — одинаковые по размеру, форме.
Регистр»
Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов.
Дидактический материал: детское пианино или металлофон.
Описание задания. Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок должен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок — ходит, бегает, выполняет любые движения. Игра проводится 5—6 раз. Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок нажимает на клавиши, а психолог выполняет движения.
Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
|
Описание задания. Психолог загадывает загадку, ребенок должен ее отгадать.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
Послушай, что за окном»
Цель: обучение способности концентрировать внимание ia слуховых сигналах.
Описание задания. Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.
Рекомендации педагогам и родителям
* учить детей различать предметы на ощупь.
* Формировать умение выделять признаки в предмете.
* Учить соотносить предметы по величине.
* Учить способам распознающего наблюдения.
* Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
* Формировать умение составлять из частей целое.
* Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
* Различать основные признаки разных времен года.
* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
* Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
* Формировать сенсорные эталоны формы.
* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
|
Упражнения и игры для развития восприятия
* «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
* «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
* «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
* «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
* «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
* «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
* «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
» «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,
* «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
* «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
Занятие 1
4.1. «Чего не хватает?»
Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием (приложение 10).
Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.
|
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».
Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.
Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Психолог задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»