Основные компоненты здоровьесберегающей технологии




Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение. Это, прежде всего (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ)

 

 

Федеральный закон «Об образовании РФ» гласит, что образовательные учреждения обязаны формировать условия, которые способствовали бы охране и укреплению здоровья обучающихся. (ФГОС), одной из задач которого является «...создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Одним из главных педагогических условий на наш взгляд является создание здоровьесберегающей образовательной среды

Главными составляющими эффективности здоровьесберегающей образовательной среды на наш взгляд выступают сформированность у учащихся мотивационного, информационного и здоровьесберегающего компонента личности как единство осознанного, ответственного и целенаправленного отношения детей к своему здоровью и спортивным занятиям.

В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как: Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей. Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей.

Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.

Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков. Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач

– Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;

– Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;

– Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса; – Превращает потребности здорового образа жизни в стойкую жизненную позицию.

Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу. Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий. Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала.

Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть, определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье, что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его, экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей.

В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы

Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы // Молодой ученый. — 2018. — №42. — С. 52-56. — URL https://moluch.ru/archive/228/53142/ (дата обращения: 08.08.2019).

 

нет единых понятий о здоровьесбережении не только в теории, но и в практической педагогике: члены жюри и конкурсанты по-разному понимают, что такое здоровьесережение. Так что каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не придется.

Свою цель мы определяем следующим образом: создание комфортной среды для развития творческих способностей каждого ребенка.

Универсальная модель здоровьесбережения отсутствует; не только в теории, но и в практической деятельности не отработаны единые критерии здоровьесбережения. Актуальность проблемы породила повальное увлечение созданием школ здоровья, однако обычные средние общеобразовательные школы не имеют условий для создания модели этого типа:

  • нет соответствующих средств,
  • отсутствуют квалифицированные кадры, в том числе и медицинские,
  • не хватает помещений и оборудования для развития медицинского компонента такой школы;
  • попытки решения этих проблем за счет привлечения средств родителей нарушают принципы бесплатности и доступности образования.

Основные направления нашей экспериментальной работы:

· Теория и методика эксперимента.

· Изучение здоровьесберегающей инфраструктуры школы.

· Рациональная организация учебного процесса

· Физкультурно-оздоровительная работа.

· Просветительно-воспитательная работа

· Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

https://schools.keldysh.ru/sch1008/index.htm № 1008 Школа

Здоровье детей является предметом первоочередной важности в любом обществе вне зависимости от социально-экономических и политических ситуаций. Здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества так как от этого зависит будущее государства, генофонд, научный и социально-экономический потенциал общества. С введением новых образовательных стандартов, реформированием государственной образовательной системы, вызывает деструктивное поведение и порождает появление депривации в процессе обучения, и тем самым отдаляет ребенка от удовлетворения жизненно важных и личностно значимых потребностей.

Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве · Ваторопина Светлана Витальевна


Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

Анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными педагогами – как учеными, так и практиками (Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: книга для учителя / В.Н. Максимова – Москва: Просвещение, 2012. – 157 с.)

 

Ценностью здоровья для общества является производительность труда и богатство общества. Обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства, прежде всего, в регуляции народонаселения, в борьбе со старением общества, и защите государства. Здоровьесбережение как система характеризуется собственно здоровьесберегающим аспектом функционирования учебного заведения соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов. Система взаимосвязанных компонентов здоровьесбережения: - целей здоровьесберегающей деятельности; - содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах,информационных, телекоммуникационных средствах); Здоровьесбережение как ценностьгосударственная общественная личностная

Методов сбережения здоровья; -средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом. И так, здоровьесбережение, как процесс в образовании, проходит в определенных организационныx формах (индивидуальных, групповых,коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания,наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесбережение в образовательном процессе, можно понять здоровьесбережение как деятельность, направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии

17 позволяют выяснять и решать задачи охраны здоровья обучающих как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать неблагоприятные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. (орг-пед условия формирования у обучающихся знаний и умений по пожарной безопасности)

 

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии

 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: