Контроль и оценка знаний студентов




Лекционный курс

Модуль 1

Л.1. Редактирование как профессиональная деятельность

Правовые основы редактирования

Проблема допустимого вмешательства в текст

Авторизация текста

Определение достоверности фактического материала

и цитат

Л.2. Технология работы с текстом и автором

Задачи редактора текста

Специфика редакторского чтения

Редактирование смысловой структуры текста

Композиционный анализ текста

Оформление (таблицы, иллюстрации)

Методика редактирования нежурналистских текстов

Взаимоотношения между редактором и автором

 

Л.3. Правка текста и ее виды

Правка-вычитка

Правка-сокращение

Правка-обработка

Правка-переделка

Издательская и корректорская правка

Маркировка композиционной правки

 

Л.4. Нормы литературного языка

Нормы устной речи

Организация звучащей речи

Правила чтения (трудные случаи)

Правильное интонирование фразы

 

Л.5-6 Лексика как материал для создания текста

Лексические нормы

Ограничение сочетаемости в русской лексике

Активный и пассивный запас языка. Агнонимы

Многозначные слова и тропы

Слово в системе языка

Родо-видовые отношения между словами

Антонимы в тексте

Отношения синонимии

Отношения паронимии

Омонимия: сложности и возможности использования

Словари как отражение лексической системы

Л.7 Фразеология как материал для создания текста

Фразеологизмы в тексте (идиомы, коллокации,

фразеосочетания)

Идиомы и коллокации

Фразеология в словарях Словари коллокаций

Крылатые слова и выражения

Модуль 2

Л.8-9. Грамматика текста и проблемы редактирования

Словообразование в действии

Трудности русского словоизменения

Синтаксис предложения и проблемы понятности

Согласование подлежащего и сказуемого

Специфика употребления деепричастных оборотов

Порядок слов и коммуникативная организация

высказывания

Л.10-11. Составление текста

Основные принципы композиции текста

Отбор информации

Формулировка доказываемого тезиса

Скрытые задачи автора

Последовательное доказательство тезиса

Текст как интрига

Факторы, обеспечивающие внимание читателя

Композиция как оформление интриги

 

Л.12. Средства оформления текста и его частей

Заголовок, вводная, врезки

Начало текста. Зачин

Способы завершения текста. Концовка

Л.13. Внимание читателя и порядок подачи информации

Выделение важного в содержании текста

«Перескоки» в тексте

Однозначная идентификация

Длина предложения и длина абзаца

 

Л.14-15. Редактирование рекламных и PR-текстов

PR-документация

Рекламный текст

Вербальная составляющая рекламного продукта

Редактирование рекламного текста

Редактирование интернет-сообщений

 

 

Практические занятия

Модуль 1

П.1

1. Какие документы определяют и защищают авторское право?

2. Какие факторы определяют направления редакторского вмешательства в текст?

3. Каково значимое для стилистики и литературного редактирования определение термина «авторизация»?

4. Каковы основные роли фактического материала в тексте?

5. Каковы основные сложности проверки фактического материала?

6. Назовите 5–10 возможных источников проверки фактического материала.

7. Почему при проверке фактов важно учитывать, о каком времени идет речь в тексте?

 

П.2.

1. В чем состоят основные задачи редактора?

2. В чем заключается специфика редакторского чтения? Какие факторы редактор должен учитывать как читатель и как специалист?

3. В какой степени редактор может вмешиваться в содержание текста?

4. Как оформляются включенные в текст таблицы и иллюстрации?

5. В чем специфика иллюстраций к материалам СМИ, публикуемым в Интернете?

6. В чем заключается специфика редактирования официальных документов?

7. Какими принципами следует руководствоваться редактору при обращении к нежурналистским текстам?

8. Какими навыками должен обладать редактор для успешного общения с автором?

 

П.3.

1. Каковы основные виды правки текста?

2. В чем состоит специфика правки-вычитки? В каких случаях она при-

3. меняется?

4. В чем особенности правки-сокращения? В каких случаях она применяется?

5. 5. В чем заключаются основные приемы упрощения текста? Какие применяются основные приемы обобщения текста?

6. В чем специфика правки-обработки? В каких случаях она применяется? Каковы основные параметры правки-обработки?

7. В чем специфика правки-переделки? В каких случаях она применяется?

8. Какие существуют основные корректурные знаки? Каковы правила применения корректурных знаков?

 

П.4.

1. Что такое норма? Что такое кодифицированная норма? Каковы признаки нормы? Каковы наиболее существенные черты нормы?

2. Каковы две основные причины нарушения норм при создании текстов?

3. В чем причина сложности постановки ударений в русском языке?

4. Что такое орфоэпия? Каковы наиболее сложные правила чтения?

5. Каковы отличия в характере произношения звуков в официальном

6. и бытовом общении?

7. В чем состоит основное правило русской интонации?

8. Чем утвердительная интонация отличается от вопросительной?

 

П.5-6.

1. Сколько слов в русском литературном языке?

2. Каковы наиболее частотные лексические ошибки?

3. Чем объясняется наличие в системе языка активного и пассивного запаса слов?

4. Какую роль при создании и редактировании текстов могут играть многозначные слова, тропы, агнонимы?

5. Что такое полисеманты? Приведите примеры. Что такое троп? Какие виды тропов наиболее частотны?

6. Каковы основные характеристики эпитета, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы, оксюморона?

7. Что такое паронимы? Могут ли паронимы быть в тексте средством речевой выразительности?

8. Что такое омонимы? Чем они отличаются от многозначных слов?

 

П.7.

1. Что такое фразеологизмы? Какие бывают типы фразеологизмов?

2. Чем отличаются идиомы от коллокаций?

3. К каким словарям вы обратитесь, когда будете писать статью (очерк) и захотите обогатить ее язык фразеологизмами?

4. В каких словарях вы будете искать идиомы: неудобь сказуемый, гордиев узел, на ять, чин чином?

5. В каком случае имеет смысл обратиться к словарю коллокаций (устойчивых сочетаний)?

6. Где можно получить сведения о коллокациях с определенным словом?

7. Что такое крылатые слова? Чем крылатые слова отличаются от фразеологизмов? Чем близки им?

8. Как меняет текст использование крылатых слов?

 

 

Модуль 2

П.8-9.

1. Какое место грамматика занимает в системе языка?

2. Что такое словообразовательное значение морфемы? Назовите несколько морфем и определите их значение.

3. Что такое коннотативное значение? Какие типы коннотативных значений вы знаете?

4. Какие грамматические явления вызывают наибольшие трудности при составлении и редактировании текста?

5. Каково основное правило употребления деепричастий и деепричастных оборотов в предложении?

6. Чем отличается употребление деепричастий в безличном предложении?

7. Что такое прямой и непрямой порядок слов? Является ли непрямой порядок слов ошибочным?

8. Как порядок слов выражает наличие или отсутствие экспрессии в предложении?

 

П.10-11.

1. Почему при создании текста важно все время иметь в виду избранную тему?

2. Что такое интенция, месседж?

3. Что нужно определить автору, прежде чем приступить к созданию текста?

4. Почему в каждом тексте должна присутствовать интрига?

5. Какие компоненты должна содержать композиция текста?

6. Что такое «пожарный ввод» и каковы правила его применения?

7. Какие свойства текста обеспечивают достижение цели коммуникации — передачи информации читателю в соответствии с замыслом автора?

8. Какие технические приемы позволяют автору написать текст, отвечающий основным целям коммуникации и требованиям редактора?

 

П.12.

1. Какими свойствами должен обладать заголовок?

2. Зачем нужна вводная и какой она может быть?

3. Что такое зачин? Какие функции он выполняет?

4. Какие существуют способы написания зачина?

5. Почему плохо начинать текст с завязки и завершать развязкой?

6. Зачем нужна концовка?

7. Какие существуют способы оформления концовки?

 

П.13.

1. От чего зависят правила подачи информации?

2. Какие типы текста вам известны?

3. Почему число «перескоков» в тексте должно быть минимальным?

4. Какие лексические средства используются для указания на последовательность мыслей?

5. Какие средства распределения информации по важности вы знаете?

6. Какие слова помогают выделить важную информацию?

7. Какой должна быть оптимальная длина предложения?

8. Что определяет длину абзаца?

 

П.14-15.

1. Каковы задачи PR-текстов?

2. Каковы основные принципы составления пресс-релиза?

3. В чем особенности бэкграундера, байлайнера и других типов PR-текстов?

4. Где встречается рекламный текст и в чем его отличие от текстов в СМИ?

5. Какие ошибки в выборе языковых средств допускают авторы рекламы и PR-текстов?

6. Применимы ли к текстам рекламы и связей с общественностью общие принципы составления и редактирования текстов?

7. В чем особенности восприятия текста в Интернете и как это влияет на написание и редактирование текстов для сайтов и социальных сетей?

8. Применимы ли к текстам комментариев и записей в блогах общие принцип составления и редактирования текстов?

 

 

Содержание СРС и СРСП

недели Номер заня тий по syllabus СРС в том числе СРСП
Тема и вид задания Срок выдачи и приема задания (нед) Тема и вид задания Срок выдачи и приема задания (нед)
               
Модуль 1
  Л1   П1 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование (под ред. Е.Г.Борисова)       Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Задачи редакторской работы с текстом. 2. Виды редактирования (научное, художественное, литературное). 3. Задачи литературного редактирования.    
  Л2   П2 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Типы редакторской работы. 2. Редактирование-коррекция. 3. Редактирование с сокращением.    
  Л3   П3 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)         Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Резюме. 2. Работа со ссылочным аппаратом. 3. ГОСТы, используемые в редактировании.    
  Л4   П4   Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Знаки редакторской правки. 2. Логические основы редактирования. 3. Основы организации связного текста.    
  Л5 П5 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Композиция текста и способы ее воплощения. 2. Типы текста: повествование, рассуждение, описание. 3. Развертывание текста-повествования.    
  Л6 П6 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Развертывание текста-описания. 2. Развертывание текста-рассуждения. 3. Взаимодействие разных типов текста в пределах одного сообщения.    
  Л7 П7 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Способы начала текста. 2. Виды зачинов. 3. Способы завершения текстов.    
Модуль 2
  Л8 П8 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Вербальное выражение концовок. 2. Способы коррекции зачинов. 3. Способы коррекции концовок.    
  Л9 П9 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1. Отклонения от основной линии изложения. 2. Приведение примеров и иллюстраций в тексте. 3. Имплицитные отношения и способы их экспликации.    
  Л10 П10 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Выражение причинно-следственных отношений. 2.Способы оформления нарушений временного порядка. 3.Коррекция логических нарушений в тексте.    
  Л11 П11 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Смена ракурса и связанные с этим нарушения. 2.Коррекция ошибок, связанных с функционально-стилистической неоднородностью текста. 3.Совмещение различных функциональных стилей в одном тексте.    
  Л12 П12 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Коррекция ошибок, связанных с использованием паронимов. 2.Выбор синонима как источник ошибок. 3.Трансформации, связанные с избавлением от повторов.    
  Л13 П13 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Антонимы в трансформациях. 2.Способы номинации и избавление от повторов. 3.Отклонения от нейтрального порядка слов как источник выразительности и ошибок.    
  Л14 П14 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Нарушение правил сочетаемости как источник ошибок. 2.Коллокации (несвободные сочетания) и их правильное употребление. 3.Фразеологизмы в тексте, их уместность и правильное употребление.    
  Л15 П15 Выполнить упражнения письменно. Практикум. Задания по теме. Уч. пособие: Стилистика и литературное редактирование(под ред. Е.Г.Борисова)     Презентация и доклад по теме на выбор студента: 1.Использование крылатых слов и афоризмов и связанные с ними ошибки. 2.Пословицы и поговорки в тексте. 3.Прецедентные тексты и их использование.    
                 

 

Список рекомендуемой литературы.

Основная

1. Е.Г.Борисова.Е.Ю.Геймбух. Стилистика и литературное редактирование. –М.:Юррайт.-2017

2. Гродиенко Т.В. Журналистика и редактирование.М.-2013

3. Мухамадиева Лариса Ивановна, Теория и методика редактирования: Учебное пособие / Л.И. Мухамадиева.- Алматы: Қазақ университеті, 2007.- 228 с

4. Мартынова О.В. Основы редактирования.-М.,2007

5. Столярова Е.А. Стилистика русского языка.-М.: Приорт-издат,2006.-160с.

6. Think Like an Editor.2 nd ed, 2013

Дополнительная

1. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2008.

2. Голуб Н.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Уч. пособие. – М.: Айрис-пресс, 1997. – 240 с.

3. Благочиннова Т.И. и др. Корректировочный курс русского языка /Т.И.Благочиннова, В.Г.Салагаев, Н.Самойленко. – Алматы: Снат, 1997.

4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1997

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. – М.: Айрис, 1996. – 208 с.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1997.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

8. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.

 

Контроль и оценка знаний студентов

Критерии оценки. Итоговая оценка включает:

рейтинговый контроль – 60%;

экзамен – 40%.

Итоговая оценка представляет собой сумму баллов по текущему и рубежному контролю

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице:

Оценка Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной форме
A 4,0 95-100 Отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 Хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 Не удовлетворительно

 

Политика и процедуры

1. Посещение лекций и семинарских занятий обязательно.

2. Три опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску, в случае болезни предоставить справку.

3. Задания СРС необходимо выполнять точно в срок, указанный в графике.

4. Студентам рекомендуется активно участвовать в учебном процессе, конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях.

5. Отключать сотовые телефоны во время занятий.

6. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

7. Отрабатывать темы пропущенных занятий во время СРСП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: