МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 2 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
г. Челябинск, Краснопольский пр-т, 1ж, ИНН 7448193284, КПП 744801001,
maouoc2@mail.ru
Конспект занятия
для детей подготовительной группы
«Посылка»
Разработал: педагог-психолог
Сергеева А.В.
Челябинск, 2018 г.
В настоящее время многие дошкольники испытывают трудности в общении, они не умеют находить подход к партнеру по общению; поддерживать, сопереживать в печали и радоваться, уважать друг друга, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, а так же радоваться за успехи других. Всё это приводит к непониманию собеседников, к конфликтам и неумению дружить.
Составляющие полноценного развития личности и залог успешного психического здоровья человека – составляют умения общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом.
Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.
2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.
3. Дать детям представление о толерантности.
4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности.
5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.
Средства: аудиозапись песни Непоседы- «Дари добро», аудиозапись плач ребенка, видео «Пальто», цветок толерантности, маленькие цветы толерантности (на каждого ребёнка), тучки и солнышки (на каждого ребенка), посылка, дед-гномик, колпачки.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня, когда я пришла в детский сад, я обнаружила посылку и принесла ее к нам на занятие. Давайте ее откроем и посмотрим что, же нам прислал и.
(Дети открывают посылку, достают цветок.)
Педагог: Что же это такое ребята? Это цветок. Посмотрите, в середине этого цветка, что-то написано. Давайте, прочитаем «Толерантность». (читаем вместе с детьми) Что же мы понимаем под словом «толерантность»?
(Ответы детей)
Педагог: Ой, а здесь же и на лепестках, что-то написано. Может они нам помогут, понять что такое толерантность. Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны на лепестках цветка: доброта, милосердие, сострадание, уважение, дружба.
-А вы знаете, что значат эти слова?
(ответы детей)
Педагог: Сейчас каждый лепесток расскажет нам тайну своего слова.
Лепесток «Добро». Послушайте рассказ «Добрый поступок».
Жил-был беспокойный утенок. Однажды он спросил у своей мамы: «А что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь»- сказала мама. Но утенок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь. По дороге он встретил девочку. Она пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Утенок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик», - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал утенок, - я хочу поскорее узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей» - ответила девочка. «Расскажи мне тоже» - попросил утенок. «Сначала достань шарик» - сказала девочка. Утенок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?»- удивился утенок.
Педагог: А как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
-Это добрые дела и поступки, забота о благе других
- Расскажите, как поступают добрые люди? (ответы детей)
-Твой папа пришел уставший с работы. Если ты добрый, что ты сделаешь? (ответы детей)
-Старенькая бабушка попросила помочь ей. Если ты добрый, что ты сделаешь? (ответы детей)
-Мальчик бросает в собаку камнями. Если добрый ты, что сделаешь? (ответы детей)
-Друг упал и поранил ногу. Если добрый ты, что сделаешь? (ответы детей)
-Птичкам голодно и холодно. Если добрый ты, что сделаешь? (ответы детей)
-Педагог: Молодцы ребята.
Педагог: А какой же у нас второй лепесток- Милосердие. Сейчас мы с вами посмотрим видео, и оно нам с вами поможет узнать значение этого слова. (Пальто- история милосердия)
Педагог: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь. Чтобы стать милосердными нужно начать с малого: помочь маме с тяжелыми сумками, уступить место пожилому человеку в автобусе, защищать девочек, не допускать грубости.
Педагог: Вот уже и третий лепесток сочувствие. Что же этот лепесток таит в себе.
-У каждого человека бывает разное настроение. Какое бывает настроение? (Дети называют)
-Молодцы ребята, у каждого человека бывает разное настроение: грустное, радостное, испуганное, злое, удивленное.
(Включается аудиозапись плач ребенка. Отмечает реакцию детей.)
Педагог: Ой ребята, кто-то плачет. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого.
Хорошо или плохо, что человек умеет плакать?
(Дети. Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо)
Педагог: Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, на нас всех настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?
-Как проявляется сочувствие? (накормить бездомного, проведать больного, помочь в беде, разделить чью то неприятность)
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы ребята, В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, и мы с вами должны помогать людям оказавшимся в таких ситуациях.
Педагог: А вот и четвертый лепесток уважение. Уважение — это хорошее отношение к другому человеку. Уважать — это значит соблюдать интересы других людей. Уважение — это признание достоинств человека.
Мы сейчас с вами поиграем в игру «Мы уважаем». Я вам буду говорить начала предложения, а вы будите заканчивать его.
Дидактическая игра: «Мы уважаем»
- Мы уважаем взрослых, за то что…
- Мы уважаем пожилых, за то что…
- Мы уважаем друг друга, за то что…
- Мы уважаем малышей, за то что…
Педагог: Какие вы молодцы ребята, все правильно.
Евгений Евтушенко – «Людей неинтересных в мире нет»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Педагог: Ой, ребята, остался последний лепесток, про который мы ничего не узнали.
Педагог: Я прошу встать девочек, какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. А теперь встаньте, у кого есть сестры. А у кого есть братья. Подумайте, какие мы?
(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)
Педагог: Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.
Педагог: Конечно! А теперь возьмемся все за руки, почувствуем тепло и силу рук наших товарищей. Читаем стихотворение (педагог):
Дружит с птичкой ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с пчелкою цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям -
Никогда не надо!
Воспитатель: обращается к детям - О чем говорится в этом стихотворении? (дети отвечают - О друге, дружбе)
Воспитатель: Правильно, друзья! И нам никогда не надо ссориться с друзьями. Что же такое дружба? Как поется в доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…».
- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Педагог: Ребята, а давайте сейчас поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Дидактическая игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, сегодня мы познакомились с добрыми качествами цветка: милосердие, доброта, сочувствие, уважение, дружба. Которые помогают нам понять слово толерантность.
Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, а о чем мы сегодня говорили? (о толерантности). А что нового мы узнали? (что такое толерантность). А чему мы научились? (быть толерантными). А где нам пригодятся эти знания? Кто мне может напомнить, что же такое толерантность?
Нужно быть добрым и делать как можно больше хороших дел, и неважно человеку, животному или природе. Проявлять заботу о других, приходить на помощь, делать всё бескорыстно, уметь сочувствовать людям, дружить, и я уверена ребята, что каждый из вас может назвать себя – толерантным.
Наше занятие я бы хотела завершить строками из стихотворения «Что такое толерантность» автор Р. Евграфов.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех
Если каждый друг к другу будет терпим
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Педагог: Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! Я хочу подарить вам цветы-толерантности.
(Включается аудиозапись Непоседы - «Твори добро», под музыку раздаются цветы).
Список литературы
1. Баринова, Е.Б. Уроки вежливости и доброты / Е.Б. Баринова. - Ростов-на-Дону Феникс, 2014. – 253 с.
2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 259 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю Шведова. – 4-е изд. – М.: Веста, 1997. – 452 с.
4. Централизованная библиотечная система https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihotvoreniya_o_tolerantnosti.html [Электронный ресурс]
5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-tema-puteshestvie-v-stranu-tolerantnosti.html [Электронный ресурс]