Право Европейского союза
Учебник Кашкина
Ольга Александровна
Лекция: Основные этапы исторической эволюции ЕС и его правовой системы.
1. Устройство ЕС.
2. Понятие права ЕС.
1.Устройство ЕС.
Откуда произошёл ЕС? Из истории:
Началась интеграция объединения ЕС началось после Второй мировой войны, но идеи ещё начались в средневековые времена. Идеологи интеграции Жан Монне и Роббер Шуман – идеологи интеграции.
Они предложили объединить франко-германское производство угля и стали и создать орган, кот стал бы производить этот уголь и сталь. План возник 9 мая 1950г. Роббер Шуман огласил план Монне.
9 мая – День Европы. В 1951 г. был подписан договор в результате кот было создано европейское объединение угля и стали. Участниками стали 6 европейский государств (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксенбург).
Договор вступил в 1952г и был подписан на 50 лет. Цель объединения: создать общий рынок угля и стали. Одновременно были созданы наднациональные органы. Этими органами были: Верховный орган, Ассамблея, Совет и Суд, кот наделялись властными полномочиями.
Вскоре участники процесса поняли, что экономику Европы просто так не расширить с помощью угля и стали и в 1957г. был подписан Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Также в 1957г. был подписан ещё один договор. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Участники – 6 государств. В результате появилось 3 сообщества:
В соответствии с договорами:
1. Создавался общий рынок – пространство, в кот реализуется 4 основные свободы: свободное движение товаров, лиц, услуг, капиталов (платежей)
2. Создавались единые наднациональные органы – Ассамблея, Совет, Комиссия, Суд, кот наделялись властными полномочиями.
|
Количественные изменения:
В 1973г присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия. В 1981г. участницей сообщества становится Греция. В 1986г. присоединяются Испания и Португалия. В Европейских Сообществах 12 государств.
Качественные изменения - это расширение компетенции Сообществ:
ü Региональная политика
ü Научно-техническая политика
ü Экологическая политика
ü Идеи внешнеполитического и правоохранительного сотрудничества
В 1992г. 12 государств Европейских сообществ подписали Договор о Европейском Союзе (вступил в силу 1 ноября 1993года).
Структура Европейского Союза по Договору 1992 года:
Европейский Союз
Сотрудничество полиции и судебных органов и уголовно- правовой |
Европейские сообщества |
Общая внешняя Политика и политика безопасности |
(Политическая и воен интеграция) (экон интеграция) (судеб и правоохр интеграция)
Количественные изменения:
В 1995 году к ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция. 1 мая 2004г. членами ЕС стали 10 государств: Венгрия, Кипр, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия.
1 января 2007 года в европейский Союз вошли Болгария и Румыния. В настоящее время в ЕС входит 27 государств.
6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория.
Реформа ЕС: в 2004 году была выдвинута идея Конституции, но идея Конституции провалилась. Отказались от термина Конституция и в 2007 году был подписан Договор о реформе (Лиссабонский договор) вступил в силу договор 1 декабря 2009г. договор о функционировании ЕС 1957г. в редакции Лиссабонского договора. Договор 1992г. также были внесены изменения в редакции Лиссабонского договора. Также ЛД изменил структуру ЕС.
|
2.Понятие права ЕС.
Право ЕС мы можем рассматривать с 3х т.з.:
Ø Правовая система – совокупность взаимосвязанных средств для поведения
Ø Комплексная область научных знаний
Ø Научная дисциплина
Особенности права ЕС:
o Право ЕС – интеграционное право (то что важно входит в право ЕС, а то что не важно, то не входит)
o Право ЕС – это особая правовая система – т.е. наднациональное право, кот имеет приоритет национальным правом (принцип верховенства и прямого действия)
o Нормы права ЕС создаются в рамках ЕС, в пределах кот они имеют обязательную силу
o Сочетают в себе черты англо-саксонской и романо-германской правовых семей.
Право ЕС – это особая наднациональная правовая система нормы, кот регулируют отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов между странами и народами в рамках организации «ЕС»
Метод прав ЕС:
v Метод унификации (метод единства норм). Издаётся единый НПА, кот принимается в ЕС и действует на всей территории ЕС.
v Метод гармонизации (принимать самостоятельно НПА в рамках тех норм, кот установлены ЕС)
Лекция: Правовое регулирования взаимоотношений РФ и ЕС.
1. История взаимоотношений РФ и ЕС.
2. Соглашение между РФ и ЕС.
3. Законодательство ЕС об отношениях с РФ и законно-во РФ об отношениях с ЕС.
|
4. Отношения РФ и ЕС на современном этапе (на семинаре).
НПА (в течение лекции)
Литература:
· Колиниченко П. «ЕС: право и отношения с Россией» М. 2012г.
· Сборник Россия и ЕП 2001г. (материалы конференции)
· Россия и Ес: документы и материалы С.Ю. Кашкин
Сайт: www://eu-law.ru ДЕС ДФЕС
Сайт МГЮА: www.eu.edu.law.ru
1. История взаимоотношений РФ и ЕС.
ЕС наш ближайший сосед. Мы на 3м месте. По росту V с ЕС мы на первом месте. Отношения с ЕС начали развиваться не так гладко, можно выделить 3 этапа:
1 этап: с 1952 г – 1985г – отсутствие официальные взаимосвязей между СССР и европейскими сообществами.
Непризнание идеологической войны. Несмотря на то, что не было международных договоров, сближение связей всё равно было. В СССР считали, что общий рынок просуществует не долго, считалось что капиталисты объединились для общего капитала и развития. В 83г. направили меморандум (памятную записку), но СССР не ответило, в 1974г. комиссия ЕС предложила заключить отдельные торговые отношения с СЭФ, также СССР отреагировало никак. Т.О. и к 1974г. СССР негативно относится негативно, но варианты торгового сотрудничества не рассматривали.
Т.к. СССР не признавало организацию в целом, но СССР заключало договора с теми странами, кот входили в ЕС, СССР решило пойти на уступки. В 1974г. СЭФ и ЕС предложили заключить между СЭФ и ЕС соглашение, определяющие рамки и принципы общественных отношений. Они согласились заключить лишь техническое соглашение о рабочих контактах. С 1979г. отношение к СССР стало плохим, т.к. в 1979г. СССР ввели свои войска в Афганистан. В 1982г., когда СССР (войска) вошли в Польшу, ЕС ввели экономические санкции. Они порождали обязанности не участвовать в торговых отношениях с СССР.
Итог: период очень противоречивым.
2 этап: 1985 – 1994гг. – становление отношений между сообществами и СССР (начало каких-то отношений, становлений).
В марте 1985г. политиком стал Горбачёв. В мае 1985г. Горбачёв заявил, что СССР ищет взаимосвязи с ЕС. 25 и.ня 188 ЕС и СЭФ приняли совместную декларацию «об установлении официальных отношений между СЭФ и ЕС». Декларация – это соглашение, кот провозглашает взаимный интерес. В марте 189г. вручение верительных грамот постоянного представительства ЕС. В декабре 1989г. было подписано соглашение между СССР, ЕС и Евратом «О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничестве».
Предметом соглашения было: ЕС отменяют специфические количественные ограничения (СССР может поставлять любой товар в лбом V) советского экспорта. Особочувствительные (те товары, кот мб конкурентоспособными для товаров ЕС) товары были ограничительными: ограничения в отношении квотирования были отменены. Соглашение предусматривало налаживания сотрудничества в науке, тренспоте и т.д. (1 апреля 1990г – вступило в силу). Программа ТАСИС – была ориентирована на помощь республикам с\х. В декабре 1991 года Ес создают ряд актов политического хар0ра: совместное заявление от 16.12.1991 «О принципах признания новых государств в Восточной Европе». Сообщение государств и сообществ будущих республик и т.д. 9.12.93г. подписана совместная декларация о сотрудничестве между РФ и СССР. 24.06.1997г. в Греции на о. Корфу было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Документ подлежал ратификации всех стран ЕС, вступило в силу 1 декабря 1997г. договор носил срочный характер 10 лет с возможностью автоматической ежегодной промульгации. С момента принятия соглашения начинается новый этап.
3 этап: 1994 – по настоящее время – принятие договора между ЕС и СССР.
Данная классификация условная. Наша кафедра считает, что 2 этап начинается не с 1985, а с 1988г. с принятием договора.
2.Соглашение между РФ и ЕС.
Это 3 этап в отношениях. Система соглашения:
1. Само соглашение между
2. Секторные соглашения – соглашения кот заключены на основе СПС
3. «Дорожные карты 2005г.» – программный документ о перспективе сотрудничества между ЕС и РФ (создать общее пространство)
4. Иные соглашения – акты политического характера, акты soft law.
1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994г. Соглашение содержит:
Ø преамбулу,
Ø 112 статей,
Ø 10 приложений
Ø 2 протокола,
Ø несколько заявлений,
Ø переписка.
Соглашение предусматривает партнерство по спектру вопросов:
ü Соц-эк – торговля товарами, трудовая дея-ть, коммерческая, экономическое сотрудничество
ü Внутренняя безопасность и правосудие – цель – сближение правовой безопасности
ü Внешняя безопасность
ü Наука, образование и культура (tempus) – программа для обучения в Европе.
Комитет парламентского сотрудничества, комитет сотрудничества, совет сотрудничества. Устанавливается диалог глав государств (саммиты). Комитеты и встречи явл реальными. Пролонгация
Принятии решение в 2003г., что нужно готовить новое соглашения.
2. Секторные соглашения – соглашения, кот приняты на основе главных соглашений. В сфере торговли текстильными товарами, некоторыми товарами из стали (2007год), соглашение «узлами и агрегатами моторных средств», соглашение «о введении пошлин на сырьевые товары» и т.д.
Соглашения в правоохранительной сфере: Европол (полицейская организация) 2003г., «о реадмисии» 2006г., соглашение 2006г. «об упрощении выдачи ВИЗ» (прочитать).
Внешней политики: соглашение в Боснии и Герцеговине, Республика ЧАТ.
Развития науки, культуры, образования: в области науки и технологии. (для каких произошла).
3. Дорожные карты были приняты в 2005. Существует всего 4 дорожные карты:
1. Общеэкономическое пространство – цель - сблизить экономику ЕС и России, открытый интегрированный рынок. Каким путем: сближение законодательства путем гармонизации РФ.!!!существуют ли законы с 2008г.
2. Общее пространство свободы, безопасности и правосудия – меры – взаимодействие законодательной сферы и иных органов.
3. Обще пространство внешней безопасности
4. Общее пространство исследований, образований и культур
4. Иные соглашения – акты политического характера
Можно разделить на три группы:
1.Акты Нормативные – акты органов власти одобряющие международные соглашения, и те которые вносят изменения в законодательство. Акты действуют только на территории РФ и не имеют действия на территории ЕС (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты …., П, указы президента)
2.Акты Политического характера – программные документы, концепции, стратегии (концепция внешней политики 2008 г., в ЕС в 1999 году принята общая стратегия по отношению к России.)
3.Судебные решения – касаются вопросов правоприменения.
3 Лекция: Право ЕС: понятие, принципы, источники, система.
1. Понятие и принципы права ЕС.
2. Источники права ЕС.
3. Система права ЕС.
1. Понятие и принципы права ЕС.
Особая наднациональная правовая система. (записывали уже)
Существуют принципы права, можно поделить на общие и специальные.
Принцип – руководящее начало, основное начало данной правовой системы. Эти начало определяют содержание всей деятельности ЕС.
Источниками принципов являются решения суда (прецедентное право) и договоры учредительного характера, где они уже закреплены.
Применяются общие принципы ко всей правовой системе и касаются любых вопросов жизни ЕС, касаются всего человечества, они объединяют начала международного права. В состав входят конституционные принципы ЕС, которые закреплены в договоре о ЕС.
Общие принципы:
· Принцип сотрудничества, мирного разрешения споров.
· Свободы
· Демократии
· Правового государства
· Уважения прав и свобод человека и уважения человеческого достоинства.
Роль принципов в том что:
- они являются условиями для вступления государств в ЕС,
- для государств уже находящихся в ЕС договором предусмотрены санкции за несоблюдение этих принципов.
К общим принципам можно отнести такие начала, которые позволяют разграничивать компетенцию ЕС и гарантируют невмешательство в дела государства.
1. Принцип субсидиарности – требует от ЕС воздержать от вмешательства в те вопросы которые государства – члены ЕС могут решить самостоятельно. Есть 2 исключения – данные принцип не распространяется на исключительную компетенцию ЕС; ЕС м решить данный вопрос, если он посчитает, что он лучше решит этот вопрос, чем само государство.
2. Пропорциональности – любые действия и решению публичных властей д соответствовать поставленной перед нами цели и не шли дальше ее, в том числе при наложении санкций.
Эти принципы закреплены в 5 статье договора.
Значение общих принципов – если норма права ЕС противоречит общим принципам, то она будет признана недействительной.
Специальные принципы – отраслевые принципы. Например, принцип экологической политики, равной оплаты труда мужчин и женщин.
Функциональные принципы – начала права ЕС в соотношении с национальными правовыми системами:
- верховенства – появился из прецедента, нормы права ЕС имеют большую юр силу, чем нормы правовых систем государств-членов. Верховенство имеют не только учредительные документы, но и правовые акты органов ЕС. Имеет приоритет, даже если законы национальных государств приняты позже. Имеют приоритет даже над конституциями стран ЕС.
- прямого действия – признание правоприменительными органами государств-членов ЕС норм права ЕС в качестве действующих и обязательных к исполнению. Способность норм права ЕС наделять физических и юридических лиц правами и обязанностями, которые подлежат судебной защите.
Принцип прямого действия имеет особенности, выделяют три группы источников:
- группа источников, которая обладает прямым действием в полном объеме – регламенты
- нормативные акты, прямое действие которых зависит от дополнительных требований, установленных, прежде всего, решением суда.
- нормативные акты, которые не могут иметь прямого действия ни при каких условиях
2. Источники права ЕС.
Источники – внешние формы выражения права. Модно выделять нормативные договоры, нормативные акты, судебные прецеденты, и даже правовые обычаи, но с большими оговорками.
Очень часто к источникам относят документы программного характера.
Все источники права ЕС образуют систему которая построена на принципах иерархии.
1. Источники первичного права – обладают высшей юридической силой, это учредительные договоры и акты к ним приравненные
2. Источники вторичного права – документы изданные органами европейского союза на основании учредительных договоров, это основной массив нормативных актов
3. Источники прецедентного права – решения судов, которые обязательны для исполнения.
1. Характеристика источников первичного права
это основополагающие документы учредительного характера, на основе которых действует ЕС.
Можно рассмотреть в узком и широком смысле.
В узком – договор о функционировании ЕС 1957 года в редакции лиссабонского договора 2007 года; договор о ЕС 1992 года в редакции лиссабонского договора; договор об учреждении европейского сообщества по атомной энергии.
В широком – ревизионные договоры, международные договоры которые вносили поправки в договоры. Единый европейский акт 1986 года; амстердамский договор 1997; Ниццкий договор 2001 года; Лиссабонский договор 2007 года. Относятся договоры о присоединении государств к евро союзу. Протоколы к договорам – в них содержаться переходные положения, которые нецелесообразно включать в текст договора, но являются важными для исполнения договора. Бюджетный договор 70 и 75 года.
Ряд актов органов ЕС – решения совета, которые проходили процедуру ратификации (акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим голосованием.)
Хартия ЕС об основных правах – лиссабонский договор приравнял статус хартии к учредительным документам
Особенность актов первичного права:
- это документы, которые имеют международно-правовую природу и при вступлении в силу подлежат ратификации
- это основное начало права ЕС, на которых основывается вторичное право.
2. Характеристика источников вторичного права.
Это акты, которые изданы на основе учредительных документов, и акты которые созданы не самими государствами, а органами ЕС. Все источники делим на группы:
a. Нормативные правовые акты – издаются институтами ЕС на основании учредительных документов. Все акты д иметь определенную структуру (название, преамбула, основная часть, заключительные положения), несоблюдение структуры могут привести к аннулированию акта. К ним отнесем: регламенты и директивы.
Юр свойства регламента:
Регламенты – ст. 288
· Регламенты имеют общеобязательную силу на территории всех государств-членов ЕС
· Регламент является нормативным актом прямого действия – напрямую наделяет правами юр и физ лиц и заставляет все публичные органы выполнять предписания
· Для вступления в силу регламент не нуждается в ратификации
· Вступает в силу с момента опубликования
· Из всех источников вторичного права обладает высшей юр силой. Является актом унификации.
Директива – ст. 288
· не нуждается в ратификации.
· содержит в себе нормы, является источником права
· обязательна для исполнения на всей территории. Обязательность установлена в отношении результата. Установлена цель, которую нужно достичь, и срок. Способы достижения государство может выбирать самостоятельно. Имплементация – приведение национального законодательства в соответствие с директивой. Директива – акт сближения.
Директива имеет прямое действие, если:
Положения директивы должны быть точны и безусловны
Необходимо, чтобы истек срок имплементации
Директива должна быть не исполнена в срок
Директива должна регулировать только вертикальные правоотношения – если одним из участников являются гос органы
b. акты ненормативного характера – решения и акты мягкого права
Решения – являются формой индивидуальных актов. Являются обязательными в полном объеме.
c. акты мягкого права – рекомендации и заключения, не имеют общеобязательной силы.
d. акты особого рода – те правовые акты, формы которых не предусмотрены. Нормативные договоры – договоры ЕС с третьими странами
ЕС регламент ЕС директивы
Физ лица юр лица гос-во Гос-во Закон
Физические лица Юридические лица
Акты законодательные и незаконодательные.
Вступают в силу на 20 день после опубликования. Индивидуальные решения – при уведомлении адресата.
3. характеристика источников прецедентного права
по юридической силе являются посредником между первичным и вторичным правом. развивает и дополняет положения учредительных договоров. Суды имеют право отменить нормы вторичного права, если они противоречат учредительным договорам.
Решения суда являются обязательными для национальных судов.
3. система права ЕС
· предметный подход, по предмету выделяются отрасли. Публичного, частного и комплексного права.
· функциональный подход, главный критерий – причины принятия норм, их назначение. Институциональное и материальное право. Институциональное – нормы, регулирующие устройство, компетенцию, статус органов ЕС. Материальное право – группы отраслевых норм, определяющих реализацию ЕС стоящих перед ним задач.