Под текущим ремонтом понимается минимальный по объему ремонт с разборкой электрооборудования. При текущем ремонте очищают оборудование от грязи и пыли, заменяют или восстанавливают отдельные детали и части механизмов, устраняют мелкие неисправности и повреждения оборудования, восстанавливают надежность электрических соединений, устраняют дефекты изоляции в лобовых частях обмоток электродвигателей, заменяют обгоревшие контакты силовых трансформаторов, промывают подшипники и заменяют в них масло, ремонтируют щеткодержатели с заменой щеток, пружин и гибких связей, проверяют одновременность опускания всех щеток на контактные кольца у двигателей с фазным ротором, очищают контакты реле или дугогасительные контакты пусковой аппаратуры от копоти и остатков оплавления или заменяют обгоревшие контакты и т. п.
Текущий ремонт проводят по следующей эксплуатационной документации:
- техническое описание;
- инструкция по техническому обслуживанию;
- инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин;
- формуляр на машины, для которых необходимо вести учет их технического состояния и данных по эксплуатации;
- паспорт для машин, технические данные которых гарантируются заводом-изготовителем;
- ведомость запасных частей, инструментов, принадлежностей, материалов.
Ведомость запасных частей, инструментов, принадлежностей, материалов | |
Наименование | Количество на 10 единиц однотипного оборудования |
Сварочные трансформаторы | |
Обмоточные катушки (шт.) | |
Электрододержатели (шт.) | |
Реостат балластный (шт.) | |
Осциллятор (шт.) | |
Конденсаторы (шт.) |
На выполненные работы по текущему ремонту электрооборудования составляется соответствующий акт, в котором указываются основные проведенные работы и результаты проверки изоляции и сопротивления заземления.
|
Проведение текущего ремонта позволяет устранять мелкие неисправности электрооборудования и увеличивать сроки между очередными капитальными ремонтами.
Наиболее сложным и полным по объему видом ремонта является капитальный ремонт. Капитальный ремонт предусматривает полную разборку, промывку, очистку электрооборудования, составление ведомости выявленных дефектов, замену изношенных частей и деталей. При капитальном ремонте восстанавливают поврежденные детали и части ремонтируемого оборудования, что улучшает его характеристики и повышает эксплуатационную надежность.
В объем работ по капитальному ремонту входят следующие операции: намотка и установка обмоток ротора или статора электродвигателей, перемотка обмоток полюсных катушек машин постоянного тока, замена поломанного вала, замена подшипниковых щитов и подшипников, замена контактных колец и щеткодержателей в двигателях с фазным ротором, установка новых обмоток силовых трансформаторов, смена выводов переключателя высокого напряжения, устранение повреждений в переключающем устройстве силовых трансформаторов, замена дугогасительных камер, подвижных или неподвижных контактов масляных выключателей и др.
Капитальный ремонт электрооборудования проводят по специально составленной технической документации, которая состоит из следующих документов:
- общее руководство по ремонту;
- руководство по капитальному ремонту;
- технические условия на капитальный ремонт;
- нормы расхода материалов и запасных частей;
- ремонтные чертежи.
Норма расхода материалов и запасных частей при текущем ремонте | |
Наименование | Количество на 10 единиц однотипного оборудования |
Электрические машины | |
Щеткодержатель (компл.) | |
Щетки (компл.) | |
Изоляционные прокладки и втулки для щеточного механизма (компл.) | |
Уплотнительные прокладки (компл.) | |
Крышки подшипников (компл.) | |
Крепежные детали (компл.) | |
Подшипники качения (шт.) | |
Рым-болты (шт.) | |
Пазовые клинья (компл.) | |
Кабельные наконечники (компл.) | |
Трансформаторы силовые | |
Проходные изоляторы (компл.) | |
Проходные втулки (компл.) | |
Газовые реле (шт.) | |
Разъединители | |
Опорные изоляторы (шт.) | |
Контактные ножи (компл.) | |
Контакты (компл.) | |
Масляные выключатели | |
Опорные или проходные изоляторы (компл.) | |
Щетки неподвижного рабочего контакта (компл.) | |
Пружины (компл.) | |
Катушки к приводам (шт.) |
Выполненные по капитальному ремонту электрооборудования работы оформляют специальным актом приемки — сдачи ремонтных работ, к которому прилагаются протоколы и акты о результатах измерения сопротивления электрической изоляции оборудования, сопротивления растеканию тока заземляющих устройств, химического анализа масла, проверки и регулировки релейной защиты, приборов и цепей вторичной коммутации.
|
Указания по организации ремонта и технические требования к нему излагаются в отдельном документе «Общее руководство по ремонту». В этом документе помимо наименования электрооборудования имеются технологическая карта ремонта с определением подъемно-транспортных устройств, приспособлений, оборудования и требований мер безопасного производства работ с соблюдением правил пожарной безопасности, технические требования к ремонтируемому оборудованию с указанием способов транспортировки в ремонтный цех или предприятие, общие сведения о сборке и регулировке составных частей машины, правила проведения стендовых испытаний и испытаний машины в работе, правила и методы монтажа оборудования на месте его установки; приводятся указания по выполнению защитных покрытий деталей и машины от коррозии, указания по маркировке, упаковке и транспортировке отремонтированной машины к месту хранения или установки.
|
Если замена изношенных или вышедших из строя деталей на новые технически невозможна или экономически нецелесообразна, то на них составляют ремонтные чертежи, на которых указывают места, подлежащие ремонту, основной линией, а остальные контуры — тонкой линией. На чертеже указываются также размеры, зазоры и другие данные, необходимые для обработки деталей и сборки машины.
Капитальный ремонт электрооборудования проводится в электроремонтных цехах (ЭРЦ) предприятий или на специализированных ремонтных предприятиях (СРП). На крупных промышленных предприятиях в электроремонтных цехах имеется все необходимое оборудование для производства капитального ремонта. Периодичность ремонтов устанавливается в зависимости от вида электрооборудования, режима его работы и характера среды, в которой оно работает. Период работы электрооборудования между двумя очередными плановыми ремонтами называется межремонтным. Межремонтный период между двумя плановыми капитальными ремонтами называется ремонтным циклом.
Последовательность выполнения различных видов ремонтов и технического обслуживания в течение одного ремонтного цикла определяет структуру ремонтного цикла: К - МО - МО - МО - МО - МО - Т - МО - МО - МО МО — МО — К и д., где К — капитальный ремонт, Т — текущий (плановый) ремонт, МО — межремонтное обслуживание (рис. 2). Структура ремонтного цикла может быть различной и зависит от вида электрооборудования, его условий эксплуатации и состояния.
Рис. 2. Структурная схема ремонтного цикла
До начала проведения ремонта крупного электрооборудования проводятся испытания для получения данных о состоянии отдельных его частей, составляются ведомости объема работ, смета затрат, календарный график, ведомость расценки материалов, необходимых для ремонта; составляется и утверждается техническая документация; определяется количество необходимых материалов, запасных частей и деталей; комплектуется необходимый для работы инструмент, приводятся в исправное состояние подъемно-транспортные механизмы и т. д.
Централизованный ремонт электрооборудования проводят на специализированных ремонтных предприятиях (СРП) электроремонтных заводов, где обеспечивается соблюдение передовой технологии, имеются необходимые ремонтные единицы, материалы, а также квалифицированные кадры. Качество ремонта электрооборудования на крупных предприятиях высокое, надежность отремонтированного оборудования мало отличается от надежности нового.
Структура ремонтного предприятия зависит от объема и номенклатуры ремонтируемого электрооборудования. В состав его входят специализированные подразделения с набором станков, машин, механизмов и оснастки, предусмотренных для высококачественного и ускоренного ремонта.
Рис. 3. Структурная схема технологии ремонта электрооборудования (электроремонтного цеха)
Ремонт электрооборудования начинается в разборочном отделении (рис. 3). Изделия и сборочные единицы поступают на участок разборки и мойки, затем определяется степень износа их деталей, уточняется объем необходимого ремонта, заказываются запасные детали и необходимые материалы.
Все работы по разборке, очистке и мойке оборудования производятся с помощью специальных подъемно-транспортных средств, моечных машин, съемников и других приспособлений. Разобранные части и детали, требующие ремонта, передаются в ремонтно-механическое отделение, а исправные — на участок комплектации.
В ремонтно-механическом отделении проводят работы по перешихтовке магнитопроводов силовых трансформаторов, статоров и роторов электрических машин, ремонту и механической обработке валов, подшипников и других деталей машин.
Работы ведутся с помощью механизмов, приспособлений, металлообрабатывающих станков, электро- и газосварочных аппаратов и электрифицированного инструмента.
Ремонт и изготовление новых обмоток для электродвигателей и силовых трансформаторов производят в обмоточном отделении электроремонтного цеха. В этом же отделении изготавливают обмотки для катушек пусковой аппаратуры (пускателей, контакторов, автоматов), электромагнитов и восстанавливают изоляцию ранее использованных проводов для последующего использования. Это отделение оснащается специальными намоточными станками для изготовления каркасных и бескаркасных обмоток, бандажирования роторов и якорей электрических машин, а также приспособлениями для пайки и сварки обмоточных проводов. В отдельном помещении устанавливается печь для отжига проводов, ванна для их травления и нейтрализации, станок для волочения и калибровки ранее использованных проводов. Для контроля изоляции и схем соединения изготовляемых обмоток, секций и катушек используется испытательная установка.
Пропитка, сушка и запечка обмоток трансформаторов и электродвигателей производится на сушильно-пропиточном участке обмоточного отделения.
Отремонтированные изделия и детали из ремонтно-механического отделения и сушильно-пропиточного участка направляют на комплектовочный участок, где электрооборудование полностью комплектуется и передается на участок сборки сборочного отделения. Здесь проводится общая сборка отремонтированного оборудования, после чего оно направляется на испытательный участок, где проходит послеремонтные электрические и механические испытания.
При ремонте электрических машин, трансформаторов и аппаратов, длительно находившихся в эксплуатации, проводят их модернизацию и реконструкцию. Основной целью этой работы является доведение основных параметров модернизированного электрооборудования до современного уровня. При этом совершенствуется конструкция машин за счет установки новых, более современных, деталей, обмоток и изделий машин, значительно улучшаются их эксплуатационные свойства, повышается надежность работы, поднимается уровень ремонтопригодности и безопасности, оборудование становится технически более совершенным и экономичным.