Подготовка специалистов для работы в общественном объединении.




Взаимодействие школы и общественного объединения


1. Место школы в воспитательной деятельности общественного объединения.
2. Подготовка специалистов для работы в общественном объединении.

 

Место школы в воспитательной деятельности общественного объединения.

Взаимодействие школы с детскими общественными организациями проходят в рамках договорных отношений на правах равных партнеров, что предусмотрено законом «О поддержке детских, молодежных общественных объединений». При этом стороны, в добровольном порядке, принимают на себя определенные обязательства.

Наиболее распространен вариант, где отношение школы и детской структуры проходят в виде взаимодействия субъектов воспитательной системы школы, наделяя ее самоуправляемой, демократической и государственно-общественной чертами.

Согласно многолетним наблюдениям, детские общественные организации стимулируют рождение инноваций в школьной работе, придают воспитательной системе стабильность и современность.

Главный смысл взаимодействия образовательного учреждения с детскими организациями заключается в создании гуманистической воспитательной системы, где цель и результат работы – сам ребенок, как личность, творец, созидатель.

Подготовка специалистов для работы в общественном объединении.

На изменение системы подготовки руководителей детского движения в настоящее время существенное влияние оказали качественные и количественные изменения в общественном движении: переход от общественно-политических структур с единой идеологической установкой к движениям, партиям, организациям самой разной целевой и идеологической направленности. К сожалению, начало XXI века характеризуется снижением престижа общественной работы взрослого в детских общественных организациях. Однако, факт активного (позитивного и негативного) проявления детских самодеятельных объединений; осознание их значительного влияния на становление юного гражданина, обращение к историческому опыту активного включения детей в решение задач государства и общества заставили вновь обратиться к проблеме обеспечения детского движения педагогически социально - позитивным грамотным руководством, а, следовательно, к возрождению и обновлению системы подготовки соответствующих кадров на основе накопленного опыта и с учетом конкретно-исторических реалий начала XXI века.

Анализ регионального опыта, документов об образовании, воспитании, исследований последнего десятилетия позволяют сделать вывод о том, что к началу XXI века в теории и практике началось рождение новой парадигмы профессиональной деятельности педагога-организатора детского общественного объединения, которая определила стратегию и тактику нового этапа в развитии системы подготовки кадров для детских общественных организаций. Объектом профессионального образования являются взрослые - будущие педагоги-воспитатели школ, учреждений дополнительного образования, специалисты по работе с молодёжью, социальные педагоги, активисты детских и детско-молодежных общественных структур. Направлениями, которые предусматривают специализацию по организации работы с молодежью, молодежными и детскими общественными объединениями, являются «Психолого-педагогическое образование», «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа» и др.

Б.Ф. Ломов, характеризуя индивидуальную профессиональную деятельность как составную часть деятельности общества, высказывал мысль об изучении этой деятельности с осознания ее функций в системе общественной жизни. Отсюда вытекает значимость функционального анализа деятельности педагога в детских общественных организациях для понимания ее социальной обусловленности и востребованности. Под функцией понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории профессионалов.

В социально-психологических исследованиях отчетливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельности. Мы разделяем точку зрения Э.Ф. Зеера, предлагающего выделять функции по содержательному принципу, которые определяются целями деятельности. Осознание функций предполагает разработку форм, методов, средств педагогического воздействия, что порождает постоянное стремление к совершенствованию, выработке индивидуального стиля деятельности (Л.Н. Макарова). Разумеется, в реальной жизни все функции переплетены и взаимосвязаны, но структурирование, классификация, осмысление их позволяет выстроить содержание профессиональной деятельности в целом.

Деятельность педагога в детских общественных организациях многофункциональна. Как показал анализ имеющегося опыта отечественной практики, сюда входят следующие функции.

1. Организаторская, предполагающая:

- четкое понимание назначения своей деятельности, умение выделить в ней главное, определить необходимые условия и предпосылки, способы и ресурсы для их решения;

- умение привлечь детей к определению перспектив работы, включить их в деятельность;

- продумывание возможного содержания, способов организации конечного результата и промежуточных рубежей деятельности;

- создание условий для выбора средств и их достижение;

- добровольное включение детей в ту или иную деятельность;

- владение основами организации коллективно-творческой, социально-значимой деятельности;

- развитие инициативы и самодеятельности детей, ребячьего самоуправления.

2. Воспитательная - реализуя ее, педагог должен уметь:

- грамотно и компетентно анализировать ситуацию в контексте общих целей и задач организации;

- предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых действий;

- предоставить возможность каждому члену организации раскрыть себя и показать на что он способен;

- готовить детей к организации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения; - создать условия для того, чтобы каждый мог участвовать в значимых для себя и общества делах;

- обеспечивать сотрудничество детей и взрослых с преобладанием защиты интересов детей;

- регулировать общение, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания.

3. Представительская, которая предусматривает:

- организацию конструктивного сотрудничества с государственными и общественными учреждениями;

- защиту прав и интересов детей в школе, семье, социуме;

- включение детей в поиск, продвижение, решение своих проблем через взаимодействие с различными органами законодательной и исполнительной власти.

Определение данных функций позволяет очертить круг основных проблем и наметить пути их решения.

Специфика подготовки педагога к работе в детских общественных организациях условиях заключается в том, что в отличие от предшествующих периодов содержание ее направлено не на деятельность в конкретной общественно-политической организации, а на «восхождение к субъектности» (М.С. Каган), овладение знаниями и умениями, ориентировочными основами деятельности в соответствии с принятыми или самостоятельно выбранными идеалами и установками.

Первая проблема, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, заключается в расширении границ образовательного пространства и его структуры, обеспечивающей подготовку педагогов с различным уровнем общеобразовательной профессиональной подготовки. При этом возникает необходимость изучения возможностей использования системы непрерывного педагогического образования, включая все разнообразие форм и видов повышения квалификации (формальное и неформальное), использования возможностей некоммерческого сектора, использования потенциала государственных учреждений сферы молодежной политики.

Вторая проблема определяется реальным состоянием кадров для детских общественных организаций. По данным мониторинговых исследований организаторами детского общественного объединения сегодня становятся специалисты, не имеющие базового педагогического образования. Возникает вопрос о специальной подготовке этой категории. В этой связи возникает необходимость поиска той исходной базы, где возможна работа с этими специалистами как будущими воспитателями, владеющими современными социально-воспитательными технологиями.

Третья проблема связана с отсутствием разработанных вариативных программ, ориентированных на решение задач дифференцированной подготовки.

Исторический отечественный и зарубежный опыт убеждает, что государство, являясь гарантом реализации и защиты прав детей, демонстрирует заинтересованность в развитии детского общественного движения как школы гражданского становления личности, создавая нормативно-правовую базу для деятельности детских общественных формирований, осуществляя серьезные системные мероприятия, направленные на подготовку кадров руководителей. Это возможно, на наш взгляд, имея поддержку государственных структур, определяющих приоритетные направления в подготовке и переподготовке организаторов детских общественных организаций, разработке и внедрения новых форм и методов в современное воспитание.

Система подготовки педагога, участвующего в жизни детских общественных организациях, является подсистемой общей системы образования, поэтому принципы, на которых она строится - это конкретизация общих принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом. Воплотить эти принципы в конкретную структуру системы подготовки можно в том случае, если будут реализованы организационно-педагогические принципы, включающие: взаимодействие государственных и общественных структур в области организации подготовки кадров руководителей детского общественного объединения.

Можно выделить ряд принципов, на которых строится подготовка педагога к работе в современных детских организациях. Принцип открытости системы, означающий расширение сферы образовательных услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения в различных типах образовательных учреждений, с использованием электронных средств информации. Принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление имеющихся структур по подготовке организаторов детских общественных объединений как педагогов-воспитателей наряду с созданием учреждений нового типа, реализующих потребности общества в новом типе квалифицированных кадров для детского общественного движения. Принцип комплексности и гибкости образовательного процесса, базирующийся на большой вариативности и модульности обучения, позволяющий с учетом образовательного уровня сегментировать кадровый состав на необходимый уровень и формы образования в соответствии с практической деятельностью. Принцип научной, методической и технологической обеспеченности всех типов учреждений, входящих в систему подготовки, переподготовки организаторов детских общественных объединений. Как показал исторический опыт, выделение этого принципа является важным для организации и функционирования системы и требует, вместе с тем, создание в ее структуре специальных учреждений, ответственных за реализацию этого принципа на непрерывной основе. Принцип гуманистической направленности, означающий приоритет субъектного подхода к кадрам, воспитывающим молодое поколение в соответствии с идеалами добра, истины, справедливости; воспринимающими каждого ребенка как самоценную личность гражданского общества.

Выделяют уровни построения системы подготовки учителей для работы в детских объединениях, включающей систему государственной подготовки в образовательных структурах (вузы, ССУЗы, ИПК, ИНПО и др.), цель которых - выполнение государственного образовательного заказа; систему общественной подготовки через деятельность общественных организаций; систему переподготовки педагогов в конкретном образовательном учреждении на основе авторских программ или включения в опытно-экспериментальную работу; систему подготовки и переподготовки через деятельность частно-общественных структур (например, систему общественных педагогических обществ, институтов и др.) и систему индивидуального личностно-профессионального роста специалиста через самообразование.

Разработка модели системы подготовки педагога к работе в детских общественных организациях связана с реализацией двух групп функций. Первая группа выделилась на основе историко-педагогического анализа проблемы и повлекла за собой развертывание вертикальной альтитуды системы. Это функции подготовки, повышения квалификации и методического сопровождения. Вторая группа функций определяет содержание деятельности каждого системного уровня: муниципального, регионального, федерального.

1. Акмеологическая функция, связанная с повышением профессионального уровня педагога-воспитателя, его профессионально-личностным саморазвитием, дальнейшим развитием его профессиональной позиции, восхождением к своей акме. Осознавая ценности своей профессии, особенности предмета и объекта деятельности, педагог-воспитатель получает определенный опыт и знания, формирует умения общаться с особой формой детской самодеятельности, осваивает новую позицию по отношению к детскому сообществу. Тем самым расширяется его профессиональное мышление, которое, по мнению А.К.Марковой, является важной характеристикой профессионализма человека. Основные проявления акмеологической функции заключаются в развитии профессионального потенциала педагога как воспитателя.

2. Конструктивная функция, состоящая в том, чтобы заставить взаимосвязано работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее, будущее; использовать лучший предшествующий опыт как традицию отечественной системы подготовки кадров, занимающихся проблемами воспитания детей и подростков.

3.Сервисная (обеспечивающая) функция, обусловленная зависимостью системы от социально-экономических и идеологических преобразований социума, ориентацией ее на заказ общества (гораздо больший, чем других образовательных структур, например, школы). Данная система в связи с этим должна быть динамичной, гибкой, мобильной, способной.

4. Консалтинговая или консультативная функция, связанная с необходимостью оказания помощи организаторам детского общественного объединения и общественным объединениям в решении их проблем через непосредственное научно-методическое сопровождение деятельности и консультирование, участие в разработке и реализации социальных проектов, ведение реестров, создание фондов материальной поддержки.

5.Прогностическая функция, реализуемая на основе разработки такого содержания обучения, которое будет развивать способности обучающихся предусматривать тенденции развития детского общественного движения, создавать опережающие конструктивные модели, программы, проекты деятельности детских объединений, обеспечивающие сохранение этого феномена как формы социальной и общественной жизни детей и подростков.

Таким образом, обеспечение целостности структуры и содержания системы должно быть достигнуто за счет выполнения данных функций. Данная система должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к естественной организации, структурно-функциональному упорядочиванию. Важным условием развития системы подготовки будущего руководителя детских организаций является целостная научно-методическая база, предполагающая разработку программ для всех уровней и типов учреждений, где возможна подготовка кадров; методик и технологий организации обучения; издание и регулярное обновление учебных и методических пособий для обучения различных категорий специалистов.

Современная ситуация в развитии детского движения подводит к следующему выводу: подготовка кадров детских общественных организаций – это требование времени, жизненная потребность, продиктованная конкретными целями, запросами детского сообщества. По своей объективной природе, воспитательному, социальному, культурологическому потенциалу, сущностной характеристике, позиции взрослого и ребенка детские объединения остаются пространством особой профессиональной социально-педагогической деятельности взрослого [6].

Литература

1.Основы социокинетики детства / ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2009.

2. Косенков М.Ю., Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Союз детских организаций в образовательном пространстве региона // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 12-1 (56).

3. Организаторы детских объединений: проблемы выдвижения, подготовки, деятельности и взаимодействия. Н. Новгород. 1997.

4. Методический акцент. Книга о подходах к развитию компетенций методиста. М., 2012.

5. Муравьева Л.А. Подготовка педагогов к работе с детскими общественными объединениями в муниципальной системе повышения квалификации: автореф. дис. … к.п.н. Тольятти, 2012.

6. Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Инновационный потенциал деятельности Союза детских организаций Тамбовской области как центра социального партнерства // Детское движение как социокультурный феномен. Ростов-н/Д. 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: