Определение автобиографического произведения, особенности жанра




Автобиографическое произведение -это произведение в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения (н-р, Тургенев «Первая любовь», Чехов «Человек в футляре»).
Особенности -
1. Рассказ о жизни маленького героя писатели, как правило, выстраивают на основе своих личных впечатлений и воспоминаний (автобиографическая основа повестей о детстве). Но все эти произведения не укладываются в рамки строго документальной литературы: как показало сопоставление текстов с биографическими сведениями о жизни писателей, часто не менее важную роль в повестях играет вымысел.
2. В повестях о детстве используется своеобразный сюжет, в основе которого лежат мало занимательные, на первый взгляд, события, лишенные остродраматического начала.
3. События детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица, которая позволяет показать события как бы под двойным углом зрения: сочетается взгляд ребенка, по большей части наивно воспринимающего мир, и житейская мудрость взрослого человека, дополняющая и корректирующая восприятие юного героя.
4. В результате в повестях о детстве явно намечается противопоставление двух времен: «тогда» (время, в которое действует ребенок) и «сейчас» (время создания воспоминаний). Такое противопоставление настоящего и прошлого, как представляется, призвано не только указать на временную границу между прошлым и настоящим, но усилить противопоставление между двумя мирами - взрослого и ребенка. В соответствии с этим можно говорить об особом отношении авторов к миру детства, которое приобретает для них особую лиричность, задушевность и красоту.
5. Не случайно повествование часто нарушается лирическими отступлениями, основной темой которых становится грусть по золотому утраченному детству.
6. Своеобразным построением в повестях о детстве отличается и система персонажей, в центре которой стоит образ маленького героя. И это не случайно, поскольку основной акцент делается авторами на раскрытии личности, характера ребенка, на его постепенном взрослении. Остальные персонажи важны только с точки зрения своего влияния ни личность ребенка. И среди них особая роль отводится семье, наставникам и сверстникам.
7. Заметно выделяется в повестях о детстве ряд сквозных мотивов и эпизодов. Отметим два, наиболее популярных из них: это эпизод, который сыграл роль поворотного момента в жизни ребенка (например, первый отъезд из дома), и мотив первого горя.
8. Желание авторов запечатлеть, остановить на некоторое время детство побуждает их выбрать особый способ воспроизведения событий, в котором важную роль отводится детализированному описанию разнообразных предметов и вещей; зрительная осязаемость описываемого также является одним из устойчивых компонентов художественного мира повестей о детстве.

2. «Детство Никиты»

1. Художественное время и пространство

Толстой действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести — обычное утро мальчика, Здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале «ДН» замыкается. Для Н. в нем было много открытий и новых впечатлений.

Такой же прием цикличности в расположении сюжета можно наблюдать в повести И. Шмелева «Лето Господне», в которой жизнь ребенка проходит в череде христианских праздников.

2. Герой в системе образов

Повествование ведется от 3 лица, взрослые и дети, события, явления, картины природы даются через восприятие 10-летнего мальчика Никиты, а не автора, и этот мальчик, наблюдательный и тонко чувствующий, видит все своими глазами.
Для Толстого было важно передать очарование невозвратной поры детства. Ребенок очень остро воспринимает действительность.
На страницах повести главный герой предстает как большой фантазер, поэт. Он умеет увидеть, почувствовать красоту, нечто сказочное, необычное в том, что окружает его в обыденной жизни, одухотворяет все, что попадает в поле его внимания, с чем он сталкивается.
Повесть отличается тонким проникновением в своеобразие детского восприятия, чутко отзывающегося на все происходящее вокруг. В этом смысле «Детство Никиты» ближе всего примыкает к «Детству» Л.Н. Толстого. Так же автор в 1-й главе рисует пробуждение ребенка, приход учителя, разговор с матерью, утреннее чаепитие, занятия в классной комнате. Больше внимания уделяется психологическим переживаниям своего героя, прослеживается его развитие на фоне дворянского быта.
Толстому удалось точно и тонко передать особенности мировосприятия ребенка. Действительность, открывающаяся Никите, воспринимается им как сплошной образный мир.
Рисуя образ Никиты, автор помнит, что ему всего-навсего 10 лет, а в таком возрасте человек может думать только конкретно и образно. Его учитель Аркадий Иванович диктует задачу: «Купец продал несколько аршин синего сукна, по 3 рубля 64 копейки за аршин, и черного сукна…» И Никита сразу же представился купец из задачника: «Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший». Никита думал, а «купец совсем расплющился, оба куска вошли в стену, завернулись пылью…» Аркадий Иванович начал объяснять, помножал и делил: «одна в уме, две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли».
«Никите представилось, что на чердаке, на креслице, у пеной трубы «сидит “Ветер”: мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, поет: «Скууучно».
Такое одушевление природы, ее явлений, очеловечивание животных присуще именно детскому возрасту, детскому восприятию, детской психологии.
Толстой использует интонационный прием передачи явлений. Автор передает один определенный звук, который вызывает другой звук, как отношение первого. Но делает это через восприятие Никиты: «Кто-то тяжело прошел за стенкой, должно быть истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики».
Писатель также передает и запахи, каждый запах конкретен, определенен.
Никита «прошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами». В зимних комнатах «на полу в зале лежала куча яблок…гниловатый запах их наполнял всю летнюю половину». «В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучно и уютно».
Никите присущи особая острота восприятия, сила воображения и наблюдательность. По отношению к людям у героя точное и ясное представление, его мышление предметно. Каждого человека он видит не отвлеченно, а вещественно, образно. Васса Ниловна, знакомая Аркадия Ивановича, написала, что она не может приехать в Сосновку, потому что «прикована к постели больной матери». «Никита так и представил эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина в серой кофточке, со шнурком от часов, и одна нога ее прикована цепью к ножке кровати».
Повесть замечательна изображением счастливого детского мира, радостей, первых осмысливаемых чувств, близких и понятных читателям-сверстникам героя.
Важна и оптимистичность мироощущения, которую заключает повесть.
--Хорошо, Никита?—спрашивает у мальчика его веселый отец.
--Чудесно!—отвечает Никита.

3. Эпическое и лирическое в повести

1-е название—«Повесть о многих превосходных вещах» К «превосходным вещам», на взгляд автора, относятся пушистые снега, лед на речке, особым образом сделанная скамеечка для катания с горя, лодка, привезенная под Рождество на санях, загадочная вазочка с забытым в ней колечком и др. мелочи, оставляющие в душе ощущение счастья.
Со страниц повести исходят счастливые ощущения надежности мира, уюта, тепла. Т. показывает поэзию мира дома, природного очага, материнской любви. Матушка Н. в «сером платье»; «тепло и уютно пахло печами»; в комнате «было скучновато но уютно»; даже «пыль серенькая и славная».
С большой тонкостью изображает Т. зарождение чувства первой любви в душе Н. к девочке Лиле. Лиля кажется ему непонятной, загадочной, как его детские сны. Вместе с ростом этого чувства в Н. пробуждаются и творческие стремления. «Никита почувствовал, как слова какие-то сами собой складываются, поют и от этого... волосам у него стало щекотно на макушке».
Детская влюбленность, 1-й поцелуй, подаренное девочке колечко, найденное во сне—все это прочно связывает Н. с домом.
В повести много пейзажных зарисовок: это необходимо по сюжету и в рамках традиций. Замечательные картины русской природы написаны автором с большой любовью. Надолго запоминаются чудесные пейзажи погожего дня, зимней ночи, отличные описания ледохода на реке, летней бури. Некоторые из них даются в тургеневских тонах. Таково описание зимнего дня:
«День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом».
Такие пейзажи пробуждали у гл. героя, и у читателей чувство любви к Родине. Точность пейзажных и психологических зарисовок важна для реализации замысла.

4. Авторская позиция, средства ее воплощения

В произведениях о детстве возникает важная проблема — соотношение автора и героя, сопряжение детского и взрослого взгляда на мир.
Толстого, который «заставляет читателя видеть за всем рассказанным не взрослого автора-повествователя, а маленького рассказчика, по-своему передающего свои впечатления, переживания и думы». Основной художественный принцип повествования А.Н. Толстого в «Детстве Никиты» — изображение жизни людей, событий, природы, увиденных «глазами персонажа». Повесть просто пронизана детскими оценками окружающего пространства.
Толстой настолько погружается в описываемые события, что растворяется в них, исчезая практически бесследно. «С этим основным принципом повествования А.Н. Толстого связана — опять-таки характерная для его художественного метода — отстраненность автора-повествователя. <…> Писатель предоставляет действовать своим героям, скрещивает разные восприятия действительности разными персонажами, сам не комментируя их поступки и действия, открыто не вмешиваясь в их конфликты, прямо не раскрывая своего отношения к ним, полностью отказываясь от авторских отступлений».
В «Детстве Никиты» отстраненность повествователя, почти целиком передающего свои функции герою, ощущается с особенной отчетли­востью. Именно это дает возможность читателю усомниться в автобиографичности данной повести, так как в произведениях автобиографического жанра, независимо от идейно-художественной, тематической, стилевой специфики должен присутствовать голос автора-повествователя. «Функция этого, своего рода «лирического героя» в прозе — осмысление и оценка своего прошлого, своих детских, отроческих или юношеских переживаний и раздумий».

Детство» М. Горького

1. Художественное время и пространство

Текст пространствен, т.е. элементы текста обладают определенной пространственной конфигурацией. Отсюда теоретическая и практическая возможность пространственной трактовки тропов и фигур, структуры повествования.
Значима для образной системы произведения и степень заполненности пространства. Так, в повести А.М. Горького «Детство» при помощи повторяющихся лексических средств (прежде всего слова тесный и производных от него) подчеркивается «теснота» окружающего героя пространства. Признак тесноты распространяется как на внешний мир, так и на внутренний мир персонажа и взаимодействует со сквозным повтором текста — повтором слов тоска, скука: Скучно, скучно как-то особенно, почти невыносимо; грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит изнутри, распирает грудь, ребра; мне кажется, что я вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под грибообразным потолком.
Образ тесноты пространства соотносится в повести со сквозным образом «тесного, душного круга жутких впечатлений, в котором жил — да и по сей день живет — простой русский человек».
Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. Течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». Так, в повести А.М. Горького «Детство», в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне дядья разделились... а дед купил себе большой интересный дом на Полевой; Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице.

2. Герои

Главные герои — это семья Кашириных, их образы настолько разнообразны, что в голове не укладывается, как они могут жить в одном доме. Давайте поговорим о персонажах данной повести.
Мальчик (рассказчик) — это Алеша Пешков, который повествует нам в этом произведении. Он рассказывает о впечатлениях о жизни, делится о своем нелёгком детстве. Когда у него погиб отец, он переезжает в дом деда с бабушкой, который находится в Нижнем Новгороде. Там была мрачная атмосфера, в котором и складывался характер Алеши. Омрачает ситуацию то, что отсутствует мама Алеши. Жалеет его только бабушка, всегда заступается за него. В школе ребята смеются над его бедностью, а двоюродные дети обсуждают ссоры и скандалы в семье Кашириных. Алеша не может найти себе хороших друзей, ни в школе, ни на улице. После смерти матери, дед оправляет его “в люди”.
Варвара — это мама мальчика. Она женщина неразговорчивая и суровая, зато разговор ее всегда убедительный. Она настоящая хозяюшка, умет сшить одежду. Она очень грамотная и самоуверенная, отца она своего не боится. В каких-то ситуациях она была несправедлива по отношению к Алеше. Женщина она эмоциональная, очень болезненно она переживает смерть мужа, в последствии становится очень злой и нервной. Дед пытался повторно выдать ее замуж, но она отказывалась. В скором времени она сама нашла себе жениха, но ошиблась, к сожалению. Он избивал ее, проигрывал деньги, играя в карты. Она родила ребенка, но после родов серьезно заболела, через некоторое время умерла.
Дед Каширин - владеет мастерской, он богат, но при этом является скупым человеком. Он был невысокого роста, худощавый и нос его был похож на птичий клюв, но глаза его сохранили свой красивый зеленый цвет. В доме его боятся и недолюбливают. С бабушкой он молится о непутевых сыновьях, которые только и требуют разделить наследство, они не раз пытались убить его из-за этого, в последствии чего он стал грубым и агрессивным.
Бабушка - Акулина Иванова-это тот единственный человек, который любил Алешу и поддерживал его во всем. Очень добрая, нежная и заботливая женщина. Соседи ходят к ней за советом, так как она разбирается в травах, знает много стихотворений и сказок. Она живет с очень грубым человеком, можно сказать, что он полностью ее противоположность. После того, как дед перестает “кормить” Акулину Иванову, она начинает заниматься рукоделием, а потом продает. Мы можем сделать вывод, что она сильна духом.
Дядь Михаил и Яков являются отрицательными персонажами. Они очень жадные, алчные и грубые люди. Из-за наследства они даже не спорят, а дерутся. Яков очень конфликтный, он вечно ругается со своим братом Михаилом. А тот однажды забил жену до смерти.
Цыганок-подкидыш, которого вырастила семья Кашириных. Он очень трудолюбивый и добрый, но есть у него один минус — это то, что он ворует. Но из-за воровства дед его не ругает, так как он сам является очень жадным человеком. Он очень творческий, он хочет научится петь. К сожалению, смерть настигла его очень рано. Погиб он из-за того, что на него упал крест и придавил насмерть.

3. Эпическое и лирическое в повести

Гегель определял эпос как «выражение объекта»; лирику мыслил как «выражение самосознания субъекта»; а в драме видел синтез этих форм. Исходя из такого понимания, можно сказать, что художественная автобиография есть жанр особый, который тяготеет (едва ли не в равной степени) одновременно к двум родам литературы, ибо в нем лирическое и эпическое тесно и неразрывно сплетены в единое целое.
Писатель в центр своих автобиографических опытов ставит не кого-нибудь, а лично себя и свой неповторимый индивидуальный мир. Однако эту лирическую задачу художник решает, как правило, средствами эпическими, ибо себя и свою жизненную историю он делает предметом объективированного или «отстраненного» повествования.
У М. Горького лирические акценты растворяются якобы без остатка в мощной эпической стихии.
Е.Б. Тагер утверждает, что структура горьковской автобиографии подчинена некой эпической сверхзадаче. «Лирические акценты, – уверяет ученый, – сменяются эпическими… в горьковской автобиографии воспоминания о жизненном пути превращаются в широчайшее полотно русской народной жизни»
Рассмотрим, к примеру, начальные эпизоды повести «Детство». На первый взгляд здесь царит дух эпоса и личность самого автора никак не просматривается. Начиная с первых страниц рассказчик сосредоточивает свое внимание на том, чтобы высветить грани той «невыразимо странной жизни», в лоне которой «сознательно пробудился» его юный герой. Жизнь эта предстает как клубок пестрых, удивительных и алогичных по своей сути впечатлений.
Окружающий мир в восприятии ребенка откровенно страшен и нелеп. Он лишен теплоты и внутренней связанности событий. «Чувственный хаос» «поддерживается» рядом непостижимых для Алёши фактов и жутким, зловещим поведением близких людей. Так, отец, прежде родной и ласковый, теперь «почему-то» лежит посреди комнаты «с нехорошо оскаленными зубами», а его озорные, «веселые глаза» прикрыты черными кружками монет. Мать, полуголая, трясущаяся, совершает жуткие, невообразимые действия. Она то судорожно ползает по полу на коленях, то рычит, то зачесывает гребенкой неподвижному трупу волосы со лба на затылок. Бабушка всем мешает и тычется, будто слепая, во все стороны. Цепь жутких оттисков памяти дополняют другие образы: похороны; лягушки, прыгающие в черной пасти могилы.
Если мы попытаемся как-то вычленить и очертить позицию автогероя, то обнаружим, что образ этот в самом деле, как и указывали вышеупомянутые критики, затемнен, что он являет свою суть только в одном-единственном качестве. Качество это – любопытство и интерес к происходящему вокруг. Однако в конце главы – что следует подчеркнуть особо – в эпическую стихию вторгается иное повествовательное начало. Слой беспорядочных, хаотичных эмоций вдруг пронизывает луч смысла и красоты: в мир Алеши входит Акулина Ивановна. «До нее, – читаем мы, – будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все вокруг в разноцветное кружево…». Данное лирическое «вкрапление» очень значимо, причём не только содержательно, но и с точки зрения поэтической. Благодаря ему картина воспринимающего сознания (а с ней и картина бытия) тут же обретает иную смысловую и стилистическую окраску. Данная фраза словно обнимает собой предшествующий событийный ряд, заключает его в некую «лирическую обойму» и с несомненной верностью указывает на присутствие авторского «я». В результате две повествовательные струи – эпическая и лирикоавтобиографическая – сливаются в единый художественный поток.

4. Авторская позиция

В основе сюжета повести М. Горького “Детство” факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.
Повесть “Детство” автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает передать психологию, внутренние переживания героя.
События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем.
Горьковское произведение “Детство” имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.
Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: “…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.
М. Горький, выражая авторскую позицию, описывает “свинцовые мерзости дикой русской жизни”, выбирает для своего повествования особый жанр – автобиографическую повесть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: