Тема: «Проба Руффье–Диксона»




Цель работы: ознакомить студентов с одной из объективных форм контроля за физической работоспособностью.

Материалы и оборудование: секундомер.

Ход работы:

1. Испытуемый лежа на спине подсчитывает свой пульс за 15 секунд- это показатель обозначается как Р¹.

2. Испытуемый встает и делает 30 быстрых приседаний, затем вновь занимает положение лежа и за 15 секунд подсчитывает пульс- это Р².

3. В течение 45 секунд испытуемый отдыхает, а затем вновь за 15 секунд подсчитывает пульс- это Р³.

4. Осуществите расчет физической работоспособности испытуемого по следующей формуле:

 

РД= 4 · (Р¹ + Р² + Р³) - 200

5. Проанализируйте результаты пробы по оценочной шкале:

 

Значение пробы Руффье - Диксона Состояние работоспособности
0 – 3 Хорошее
3 – 6 Среднее
6 – 8 Удовлетворительное
Более 8 Плохое

 

6. На основании полученных результатов сделайте выводы.

 

 

Работа 8

Тема: «Определение физической работоспособности с помощью теста

PWC 170»

Цель работы: ознакомить студентов с методом определения общей физической работоспособности.

Оборудование: велоэргометр, секундомер, весы.

 

С помощью этого теста определяется та мощность работы, которую может выполнить индивидуально каждый человек при пульсе 170 уд/мин, а это в свою очередь является показателем физической работоспособности. Более информативным показателем является относительная величина PWC 170, т.е. рассчитанная на 1 кг массы тела. Она также зависит от возраста, пола и тренированности человека. Средние величины PWC 170 тренированных и нетренированных 17-20-летних студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели PWC 170/кг у лиц с различной степенью тренированности

Возраст Относительные показатели PWC 170
Нетренированные Тренированные
17-20 лет    

 

Для определения величины PWC 170 необходимо выполнить две работы различной интенсивности: в течение 5 мин выполняется работа одной мощности, а затем, после 3-х минутного перерыва, вновь в течение 5 мин выполняется работа другой мощности. Пятиминутная длительность работы рекомендуется в связи с тем, что в течение этого времени пульс после врабатывания достигает устойчивого состояния.

Ход работы:

1. Подсчитайте у испытуемого пальпаторно пульс в покое.

Например, у испытуемого в покое ЧСС составляет 70 уд/мин. Затем по таблице 2 найдите коэффициент, который соответствует этой частоте сердечных сокращений - в данном случае он равен 6 (К¹= 6).

Таблица 2

Величина коэффициента в зависимости от ЧСС

ЧСС в покое Коэффициент, К¹ ЧСС в покое Коэффициент, К¹
  1   6
  2   7
  3   8
  4   9
  5   10

2. Рассчитайте мощность первой нагрузки (N¹) по следующей формуле:

 

N¹ (кгм/мин) = масса тела (кг) • К ¹

Например, N¹= 70 • 6= 420 кгм/мин.- работу с такой мощностью испытуемый выполняет в течение 5 минут.

3. Сразу после окончания работы, у испытуемого определите ЧСС. Например, она будет составлять 120 уд/мин.

4. Испытуемому дается 3-х минутный отдых.

5. Рассчитайте коэффициент К ² по формуле:

 

К² =

где N¹- мощность первой нагрузки, f¹- величина ЧСС.

Например, К ² = 420 (кгм/мин) = 3,5

120 (уд/мин)

6. С помощью этого коэффициента определите мощность второй нагрузки (N²) по таблице 3.

Таблица 3

Мощность нагрузки (N²) при различном значении коэффициента

Коэффициент, К² N² (в кгм/мин) Коэффициент, К² N² (в кгм/мин)
0,5   3  
1   3,5  
1,5   4  
2   4,5  
2,5   5  

 

В нашем опыте N²= 675 кгм/мин (К ² = 3,5).

7. По истечению 3-х минутного отдыха испытуемый выполнить вторую работу в течение 5 мин с заданной мощностью.

8. Сразу после ее окончания подсчитайте пульс (f²)- например, он будет равен 150 уд/мин.

9. По полученным данным рассчитайте показатель PWC 170, который производится по формуле, предложенной В.Л.Карпманом:

PWC 170 = N¹ + [(N²- N¹) • (170-f ¹ ) ]

(f²-f¹)

В нашем опыте:

PWC 170 = 420 + [(675- 420) • (170- 120) ]=843 кгм/мин

(150-120)

Если масса тела нашего испытуемого, например, равна 65 кг, то

 

PWC 170= 843 = 12,9 кгм/кг

10. Сравните полученные данные с величиной, указанной в таблице 1 и сделайте соответствующие выводы.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под термином «физическая работоспособность»?

2. Какие методы исследования физической работоспособности Вам известны?

3. От каких параметров зависит физическая работоспособность?

4. Что такое утомление?

5. Какова причина развивающегося утомления?

6. Что такое переутомление? При каких условиях оно развивается?

7. Как проявляется выраженное переутомление?

8. С чем связано развитие утомления и переутомления в организме?

9. От каких параметров зависит относительная величина PWC 170?

Тема 3

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Рациональным называется питание, которое удовлетворяет энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии.

Оно основывается на учете возраста и пола, вида деятельности, времени года и суток, климатических условий, особенностей питания, присущих национальным традициям.

 

Требования, предъявляемые к пищевому рациону:

1) Энергетическая ценность рациона должна покрывать энерготраты организма, а у детей и обеспечивать процессы роста и развития.

2) Оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ.

3) Хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления.

4) Высокие органолептические свойства пищи и разнообразие пищевого рациона.

5) Правильное распределение пищевого рациона в течение дня.

6) Санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.

Интенсивность обмена веществ и затрата энергии зависят от индивидуальных особенностей организма, возраста, веса, общего состояния здоровья, характера и интенсивности выполняемой работы, деятельности пищеварительного тракта, нервной системы, температуры, влажности и других условий окружающей среды.

Основной обмен - это минимальные энергетические затраты. Его определяют: 1) в состоянии относительного покоя, лежа; 2) натощак; 3) в условиях температурного комфорта (18-20 ºС).

Основной обмен не может поддерживать полностью жизнедеятельность организма, поэтому затраты живого организма определяет общий суточный расход энергии, по которому судят об интенсивности обмена веществ нашего организма.

Общий суточный расход энергии составляют:

1. Основной обмен;

2. Рабочие калории- расход энергии на все виды умственной и мышечной деятельности;

3. Пищевые калории- на физическую переработку пищи, ее передвижение вдоль пищеварительного тракта, формирование пищевого комка, химическую обработку пищи, выделение пищеварительных соков, всасывание;

4. Калории на терморегуляцию-поддержание относительно постоянной температуры тела.

В среднем человек, не работающий физически и ведущий малоподвижный образ жизни, тратит в сутки примерно 2400 ккал. При умственной деятельности затрачивается дополнительно очень небольшое количество энергии. При подвижном образе жизни, а также при физической работе средней тяжести затраты энергии достигают 3000- 3700 ккал в сутки, а при очень тяжелой до 5000-5000ккал.

 

 

Работа 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: