Музыкальные диктанты – поймать и обезвредить




Диктанты по сольфеджио - это просто! Это то, чему могут научиться и учатся сотни тысяч музыкантов. И даже если пока музыкальные диктанты кажутся вам нелогичным набором нот, следуя простым рекомендациям вы будете щелкать их как орешки. Советы, которые мы здесь даем, основаны на нашем личном опыте обучения и преподавания. Иногда они немного расходятся с общепринятыми точками зрения, иногда совпадают, поэтому не удивляйтесь, если увидите здесь и что-то неожиданное для себя, и давно знакомое. Большинство методик по сольфеджио строятся по принципу от простого к сложному, предполагая, что все готовы начать с азов – и у них есть в этом острая необходимость, силы и время. Такой поход, безусловно, работает, если вопрос действительно стоит об обучении музыкальной грамоте с ключей и линеечек. Но, вообще говоря, с проблемой написания диктантов чаще всего сталкиваются не те, кто только делает первые шаги в мире музыки, – в начальных классах музыкальной школы диктанты относительно просты и при наличии даже средних музыкальных способностей у большинства учащихся проблем не вызывают. Вопрос, как научиться писать диктанты по сольфеджио, чаще всего задают те, кто собрался сделать музыкальное искусство своей профессией. Требования к поступлению в музыкальный колледж гораздо выше тех, что необходимы для отличного окончания музыкальной школы (не будем в данном случае брать ЦМШ и Гнесинскую десятилетку – это исключения, подтверждающие правило). К большому сожалению, с каждым годом этот разрыв не только не сокращается, но даже увеличивается. И хорошо еще, если юный музыкант обнаруживает это хотя бы за год-полгода до приемных экзаменов, не на предэкзаменационной консультации. Вот тут и возникает вопрос, как быстро научиться писать диктанты по сольфеджио. То есть диктанты-то выпускники музыкальных школ писать вроде бы умеют, да только не такой сложности. Основные трудности которые возникают при написании диктанта, можно сгруппировать в три пункта: 1. Не успеваю услышать. 2. Слышу/осознаю только отдельные ноты. 3. Не могу запомнить мелодию. Вот от этих пунктов мы и предлагаем «отплясывать» в работе над диктантом. Очень часто для развития музыкального слуха советуют подбирать понравившуюся музыку по памяти и записывать ее нотами. Это действительно очень хороший метод. Но «заточить» его под написание диктантов нужно с одной поправкой: сначала нужно попробовать записать мелодию нотами, не используя инструмент, а затем уже проиграть и откорректировать неточности. И вообще слушая музыку, представляйте как она записывается нотами. Пойти диктанты из сборников «с листа» и учите их наизусть. Диктант все-таки не произведение искусства, а способ проверки музыкальных способностей и знаний, поэтому они содержат типовые обороты, мелодические построения и ходы. Чем больше «штампов» вы запомните, тем больше шансов, что сможете их «опознать» в диктанте. Кроме того, для экономии времени, выучите самые ходовые обороты – движение по уменьшенному, увеличенному, мажорному и минорному трезвучиям, обращениям доминантового септаккорда и субдоминантового трезвучия, скачки на кварту, квинту и т.д. с поступенным заполнением, поступенное движение с хроматизмами от тоники к III ступени, от III ступени к V и от тоники вниз к V ступени. Не гнушайтесь методом запоминания интервалов по песням. Например, большая секста – «В лесу родилась елочка…», малая секста – «Прекрасное далеко…», кварта – гимн России и т.д. Когда все надоело и нет сил заучивать наизусть что-то новое, расслабьтесь и просто поиграйте отдельные ноты, интервалы и аккорды на фортепиано, вслушиваясь в их окраску. Переносите аналогичные созвучия в другой регистр (но не в другую тональность!) и находите для себя определения их окраске, по которым вы можете узнавать их в любом регистре. Если чувствуете, что не справляетесь с диктантами из-за их темпа, запишите диктанты на диктофон сначала в темпе Largо, а затем, постепенно развивая навык, записывайте мелодии все в более и более быстром темпе. Предполагаем, что определение таких моментов, как размер диктанта, тоника (или ее отсутствие – что бывает редко) в конце и понимание, какие ноты являются триумвиратом TSD в конкретной тональности, - у тех, кто заканчивает музыкальную школу и планирует стать абитуриентом, уже доведено до автоматизма. А потому призываем ни тратить проигрывания на дирижирование и отсчет сильных долей, и сразу приниматься за работу. 1. Чтобы это было сделать проще, напишите заранее 16 пустых тактов – диктанты, как правило, имеют квадратную структуру и состоят из двух предложений, объединенных в период. Каждое из двух предложений чаще всего делится на две равные по временной протяженности фразы по два-четыре такта. И что самое приятное – нередко первая и вторая и четвертая фразы начинаются похожим образом – если не в мелодическом, то хотя бы в ритмическом плане, что, согласитесь, сильно упрощает жизнь. 2. Вопреки советам, которые вам наверняка давали в музыкальной школе, не сидите во время первого проигрывания, прилежно сложив руки. Берите карандаш и действуйте – фиксируйте ритмическую основу диктанта. Музыка закончилась? Не беда – теперь глядя на ритмическую подсказку вы наверняка вспомните (хотя бы примерно) как звучали финальные такты и начало. 3. И кстати, о финальных тактах: не стоит «разгадывать» диктант, нанизывая ноты подобно бусам от первой до последней. Пишите с любого места, которое уловили во время проигрывания. Обычно проще всего написать кадансовые обороты и начальные такты (тем более, что первое предложение диктанта часто уводит в тональность доминанты, а второе возвращает к тонике) – и вот уже 1/8 диктанта готова! 4. Не бойтесь писать «приблизительно» - все неточности легко исправляются во время проигрывания, а вот застенографировать сразу целый отрывок довольно сложно. Главное, чтобы высота основных долей такта была определена верно. И наконец, сборники музыкальных диктантов, которые можно скачать в интернете: в mp3: «1000 диктантов» Ладухина https://konsa.kharkov.ua/download.php?view.77 Сборник диктантов Фридкина https://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm В письменном виде: «Двухголосные диктанты» Ю.Н.Бычкова https://yuri317.narod.ru/d2/ww.htm Гнесинские вступительные одноголосные диктанты https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1052497 Гнесинские двухголосные диктанты https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2433779 Лопанина - одноголосные диктанты по сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1799947 Лопатина - двухголосные диктанты по сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2209524 Борис Алексеев и Димитрий Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» https://scores.at.ua/load/uchebniki_samouchiteli/solfedzhio_teorija/alekseev_b/20-1-0-648
Категория: Теория музыки | Добавил: Nata1i (10.07.2012)
Просмотров: 9489 | Теги: как писать музыкальные диктанты, как писать диктанты по сольфеджио

 

Всего комментариев: 0  
 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: