Дисциплина Теория и технологии развития речи




Дисциплина Теория и технологии развития речи

Содержание практических занятий

 

Практическое занятие № 1

Научные основы технологии развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические

Вопросы к занятию

1. Методологические основы технологии развития речи.

2. Естественно-научные и психологические основы развития речи детей.

3. Лингвистические основы развития речи.

4. Роль родного языка и речи в развитии личности ребенка.

Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Выготский, Л.С. Мысль и слово//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С. 23-27.

3. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.12-23.

4. Красногорский, Н.И. Речевые рефлексы у детей//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000.- С. 8-12.

5. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.34-40.

6. Рубинштейн, С.Л. Речь и мышление//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.28-34.

Задания к занятию

1. Изучите литературу по проблеме, подготовьтесь отвечать на вопросы.

2. Составьте конспект статей Н.И. Красногорского, М.М. Кольцовой, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А.Леонтьева.

3. Составьте словарь терминов по теме.

 

Практическое занятие № 2

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Вопросы к занятию

1. Речевое развитие в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана.

2. Рекомендации по формированию речи в трудах Я.А. Коменского.

3. Социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка, задачи и методика обучения детей речи в работах И. Г. Песталоцци.

4. Содержательная жизнь ребенка как средство развития речи и как основная задача воспитателя в трудах Ф. Фребеля.

5. Создание сенсорной основы речи в процессе упражнений с дидактическим материалом в педагогической системе М. Монтессори.

Задания к занятию

1. Изучите литературу по проблеме, подготовьтесь отвечать на вопросы.

2. Составьте конспекты статей Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, Я.А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори.

3. Составьте словарь терминов по теме.

Практическое занятие № 3

Теоретические основы педагогической системы обучения детей родному языку К.Д. Ушинского

Вопросы к занятию

1. К.Д. Ушинский о происхождении и сущности языка народа, о речевом развитии детей. Значение этих положений для развития методики. Роль народного языка в развитии личности ребенка.

2. Задачи и педагогические условия обучения детей иностранным языкам. Их значение для современной методики.

3. К.Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку и их взаимосвязи.

4. Требования к упражнениям для развития «дара слова». Значение этих упражнений для развития мышления детей и речи в единстве.

5. Художественная литература как средство воспитания детей, развития их ума и речи. Требования к отбору литературы.

6. К.Д. Ушинский о способах обучения родному языку.

7. К.Д. Ушинский о развитии речи детей до школы.

8. Роль К.Д. Ушинского в становлении методики развития речи как науки.

Литература

1. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С.69-82.

2. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 83–96.

3. Ушинский, К.Д. Родное слово для детей младшего возраста. Год 1-й. Азбука и первая после азбуки книга для чтения [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 96–105.

4. Ушинский, К.Д. Родное слово: книга для учащих [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 105–114.

5. Ушинский, К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии [Текст] //История дошкольной педагогики в России: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология» / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. – С. 185– 191.

Задание к занятию

Изучите литературу, составьте план и конспект каждого источника, подготовьте ответы на вопросы к занятию.

 

Практическое занятие № 4

Становление технологии развития речи дошкольников в работах Е.И.Тихеевой

Вопросы к занятию

1.Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

2. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой.

3. Е.И. Тихеева о задачах развития речи дошкольников.

4. Педагогические условия развития речи и обучения языку в работах Е.И.Тихеевой.

5. Содержание и технология словарной работы в детском саду.

6. Работа над «живым словом» на специальных занятиях.

7. Значение работ Е.И. Тихеевой для современной теории и технологии развития речи детей.

Литература

1. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 126-144.

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст]//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С.144- 148.

Задание к занятию

Изучите работу Е.И. Тихеевой, подготовьте конспекты для ответов на вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: