Становление теории и технологии развития речи дошкольников
Вопросы к занятию
1. Вопросы речевого развития детей в трудах педагогов 30 – 40 годов.
2. Особенности развития методики развития речи в 50 – 60-е годы.
3. Исследования речевого развития детей, проведенные в 70 – 80-е годы.
4. Функциональное, структурное и когнитивное направление исследований по развитию речи.
Литература
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
2.Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.
4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
5. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – 560 с.
Задание к занятию
Подготовьте мультимедиа презентацию работ ученых по одному из теоретических вопросов практического занятия.
Практическое занятие № 6
Предметная конференция «Вклад отечественных педагогов в становление теории и технологии развития речи»
Цель: обобщение учебных материалов по значению исследований, проведенных учеными-педагогами на разных этапах становления технологии развития речи как науки.
Ход занятия
Выступление студентов с сообщениями о вкладе в теорию и технологию развития речи какого-либо одного педагога (по выбору).
Примерные темы докладов
1. Развитие в трудах В.Н. Водовозовой идей К.Д. Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.
2. Вопросы развития речи детей в педагогической системе Ф.А. Сохина.
3. Вопросы развития речи детей в трудах О.С. Ушаковой.
4. Вопросы развития речи детей в трудах В.И. Логиновой.
5. Вопросы развития речи детей в трудах А.М. Бородич.
6. Е.А. Флерина о речевом развитии детей до школы.
7. А.М. Леушина – продолжательница развития идей Е.И. Тихеевой.
8. Взгляды современных ученых на решение проблем речевого развития детей.
Подведение итогов выступлений, формулировка выводов.
Литература
1. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология» / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.
2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]. / Сост. О.С. Ушакова // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – 560 с.
Задание к занятию
Подготовьте сообщение о значении трудов одного из ученых в становлении теории и технологии развития речи как науки.
Практическое занятие № 7
Задачи, содержание и методические принципы обучения речи в ДОУ
Вопросы к занятию
1. Основная цель и задачи речевого развития детей.
2. Разделы теории и технологии развития речи.
3. Методические принципы работы по развитию родной речи дошкольников.
4. Речь воспитателя, требования к ней.
Литература
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
2.Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника, 2005. – 320 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
5. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
Задания к занятию
На практике запишите речь воспитателя в ходе проведения режимных моментов и оцените ее с точки зрения соответствия требованиям.