Общая характеристика нравственных психических образований




Нравственные психические образования относятся к классу социально-психологических психических образований, представляя собой продукт социально-психологического взаимодействия людей. Явление нравственности не представлено в природе, оно является достоянием исключительно человеческих общностей.

В обыденном сознании понятие нравственности зачастую смешивается с понятием морали. И то и другое в самом общем виде понимается как форма общественного сознания, отражающая правила, нормы и традиции поведения людей, определяющая их обязанности по отношению друг к другу. В качестве их основной функции традиционно рассматривают регуляцию поведения членов общности, в которой приняты данные моральные нормы.

Моральные нормы не априорны, они постоянно создаются и поддерживаются в обществе в целом и его отдельных группах. Ярким примером динамики моральных норм является изменение на протяжении ХХ века представлений о допустимой открытости одежды.

Мораль неоднозначна. В различных обществах могут существовать разные приоритеты в моральной регуляции поведения в континууме «общественное благо – личное благо». В отдельных обществах общественное преобладает над личным. В здоровом обществе общественное и личное сбалансированы. Именно эту задачу решают, например, законодательные акты, позволяющие родственникам не свидетельствовать в ходе следственных действий против своих близких.

В культуре каждого народа исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Они выступают в качестве взаимосвязанных категорий добра и зла. Формирование моральных норм, принципов, ценностей в истории развития человеческого общества отражает переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым.

И, тем не менее для индивидуального сознания моральные нормы выступают как нравственные требования. При этом регулятивная функция моральных норм отдельно взятой личности может осуществляться в форме долженствования («внешняя регуляция») или совести («внутренняя» регуляция, связанная с ответственностью).

Именно представление о «внешней» и «внутренней» регуляции поведения позволяют ввести разграничение понятий морали и нравственности, принятое в современной психологии.

Мораль понимается как система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах деятельности и связаны с внешним принуждением.

Нравственность рассматривается как совокупность проявлений морального сознания человека, его навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований, регулирующих поведение личности на основе ценностных ориентаций и совести.

Сформировавшиеся нравственные ценности очень устойчивы. Об этом наглядно свидетельствуют эксперименты, в которых испытуемый, находясь под гипнозом, быстро и беспрекословно выполнял довольно сложные задания экспериментатора.

Так загипнотизированной девушке было предложено следующее задание: «Видите, Н. заснул, а у него в кармане лежит бумажник с деньгами. Возьмите деньги, он не заметит!»

Девушка, до этого четко выполнявшая все указания врача, на сей раз, отказалась это сделать.

После второго внушения, законченного словами: «Я приказываю вам это сделать!», - она, опять-таки не выполнив приказания, проснулась, хотя ранее спала очень глубоко.

Совесть как внутренний регулятор нравственности человеческих поступков интересовало человечество с древнейших времен.

В древнегреческой мифологии совесть персонифицирована в образе Эринний, богинь проклятья и мести по отношению к преступникам, и в образе Эвменид – благодетельниц по отношению к раскаявшимся.

В этике проблему личной совести впервые поставил Сократ, рассматривавший в качестве источника нравственных суждений индивида его самопознание и выступавший за освобождение индивида от безусловной власти над ним общественных и родовых традиций.

Позже в философской мысли наметились 2 линии трактовки совести: идеалистическая, предполагающая, что человек несет в себе совесть от рождения и осуществляет нравственный закон (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартр и др.), и материалистическая (Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, марксисты и др.), подчеркивающая социальный характер совести и ее связь с воспитанием.

Существует также религиозная трактовка совести как присутствие Бога в верующем человеке.

Совесть – одно из выражений нравственного сознания личности. В европейских языках «совесть» этимологически связано с понятием «совместное знание». В русском языке, по мнению исследователей, слово «со-весть» имеет аналогичное значение.

Таким образом, этимология понятия «совесть» подчеркивает, что основание нравственной регуляции поведения личности – принятые в обществе нормы поведения.

В психологии совесть определяется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний.

Итак, в психологии проблема нравственности рассматривается преимущественно в рамках индивидуального сознания. В то же время человек как носитель индивидуального сознания рассматривается как субъект культуры, который в своих поступках и переживаниях опирается на общечеловеческие нравственные и духовные ценности. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих поведение отдельного человека, и тем самым переводит его в иной способ бытия, который лежит вне отдельного человека.

Основная функция нравственного сознания – выражение отношения личности к осуществляемой ею самой поступках. В психологии поступок в качестве единицы нравственности был выделен С.Л. Рубинштейном. Неотъемлемое свойство нравственного поступка личности – необходимость выбора. Выбор необходим в ситуации столкновения собственных побуждений («Я хочу»), самооценки возможностей («Я могу») и нравственных убеждений, составляющих основу нравственного сознания («Я должен»).

Человек обретает свободу выбора в результате рефлексии на компоненты деятельности, осознавая пределы возможностей, реализации желаний, способностей их сохранять или изменять. Свободный выбор – это осознанный выбор одной из нескольких альтернатив, причем за результаты этого выбора человек несет ответственность. Выбор осуществляется по внутреннему убеждению, исходя из содержания Я-концепции, личных интересов и целей человека. Несмотря на то, что в обыденном сознании возможность выбора часто ассоциируется с неблагоприятным эмоциональным состоянием (поскольку она неразрывно связана с ответственностью за последствие этого выбора), с точки зрения практически ориентированных психологов она снижает риск психоэмоциональной дезадаптации. Отсутствие свободы выбора, понимаемое как внешнее принуждение к определенному поведению (в случае, если интериоризация моральных норм не произошла), субъективно переживается как эмоциональный дискомфорт (см. рисунок).

Рисунок

Соотношение моральной и нравственной регуляции поведения (по Григорьевой, 1997)

Позиция «Я выбираю» Позиция «Я должен»

 

Позиция последствий Сокращение возможности

своих выборов взаимодействия с миром

           
     


Принятие ответственности Подчинение Сопротивление

за свои выборы

Досада, обида Чувство вины

       
   

Личная свобода и ощущение

эмоционального комфорта Эмоциональный дискомфорт

 

Как и любое другое социально-психологическое образование, нравственное сознание личности формируется поэтапно, и в каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности.

Процесс интериоризации индивидом норм и ценностей, принятых в обществе, демонстрирует уровневая концепция морального сознания Л. Колберга. Колберг выделил 6 ступеней развития моральных суждений. В его работах, основанных на исследованиях Ж. Пиаже, нравственной развитие человека тесно связано с когнитивным развитием: для того чтобы человек смог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного уровня в когнитивном плане.

В течение десятилетий Колберг и его коллеги изучали проблему уровня морального развития человека, предлагая испытуемым, в частности, проанализировать моральные дилеммы такого типа: «Женщина умирает от рака. Аптекарь требует от мужа за лекарство сумму, в 10 раз превышающую его действительную стоимость. Отчаявшись достать денег, муж ночью похищает лекарство. Правильно ли он поступил?» Оказалось, что принимая решение о том, как поступить, или оценивая тот или иной поступок как хороший или плохой, человек может использовать разные аргументы: «За это накажут (похвалят)»; «Он мне (ему) сделал плохо, я отплачу ему тем же»; «Меня (его) перестанут уважать»; «Это справедливо, все поступают также в этих случаях»; «Я (он) перестану уважать себя, если сделаю так» и т.д.

Уровень предконвенциональной морали свойственен детям 4-10 лет и характеризуется отсутствием усвоенных понятий о хорошем и плохом. На уровне конвенциональной морали (10-13 лет) люди осознают интересы окружающих и общества в целом. Люди, достигшие уровня постконвенциональной морали (с 13 лет), способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

Таблица

Содержание ступеней развития моральных суждений (Пауэр, Хиггинс, Колберг, 1992)

Уровень Ступень Что правильно на этой ступени Мотивы «правильного» поведения Социальная перспектива ступени
Уровень 1. Предконвенциональный Ступень 1. Гетерономная мораль Избегание нарушений правил, которые приводят к наказанию. Послушание во имя послушания. Избегание нанесения физического ущерба людям и их собственности. Избегание наказания, высшая сила власти Эгоцентрическая точка зрения
Ступень 2. Индивидуализм, инструментальная цель и обмен Следование правилам только тогда, когда они соответствуют сиюминутным интересам личности. Поведение направлено на реализацию собственных интересов и потребностей; позволение другим поступать также. Правильно то, что справедливо (равный обмен, сделка, соглашение). Служить собственным потребностям и интересам в мире, где ты вынужден признавать, что другие люди также имеют собственные интересы Конкретная индивидуалистическая перспектива
Уровень 2. Конвенциональный (традиционный) Ступень 3. Межличностные ожидания и подчинение Жить в соответствии с ожиданиями близких. «Быть хорошим» важно и означает наличие добрых мотивов, отражающих заботу о других. Это означает поддержание лояльности, уважения и благодарности. Потребность быть хорошим в собственных глазах и глазах окружающих Перспектива личности во взаимодействии с другими личностями
Ступень 4. Социальная система и совесть Выполнение подлинных обязанностей, с которыми человек согласен. Поддержание законов, за исключением ситуаций конфликта с другими зафиксированными социальными обязанностями. Правильнее то, что приносится в жертву другим людям. Поддержание жизни системы, действие «как все» Разграничение социальных точек зрения, отделение их от межличностного соглашения
Уровень 3. Постконвенциональный (принципиальный) Ступень 5. Социальный договор или полезность и индивидуальные права Знание о различных ценностях и мнениях других людей, поддержание правил, основанных на социальном договоре, в интересах беспристрастности. В обществе должны поддерживаться некоторые безусловные ценности. Чувство долга перед законом в связи с принятием социального договора и сохранение верности законам ради общего блага Предшествующая общественной перспектива
Ступень 6. Универсальные этические принципы Следование самостоятельно избранным универсальным этическим принципам. Когда законы нарушают принципы, человек действует в соответствии с принципами. Вера в обоснованность универсальных моральных принципов и чувство личной приверженности им Перспектива моральной точки зрения, из которой проистекают социальные соглашения

 

В основу отечественных исследований нравственного развития положен принцип активности личности. Если бы человек только усваивал социальный опыт, он бы всегда поступал однозначно, в соответствии со стандартами. Присвоение социальных норм предполагает их ассимиляцию и творческое преобразование. Благодаря этому индивидуальное нравственное сознание каждой конкретной личности всегда отличается определенным своеобразием.

Соответственно, можно выделить 2 пути моральной социализации личности: рациональное осознание, при котором личность воспринимает существующие нормы как необходимые и полезные для общества в целом и для самой себя (мотивом реализации нравственных норм выступают долг и ответственность), и интернализация – превращение норм из внешней реальности в собственную жизненную позицию (регуляция поведения на основе совести).

Моральная норма может быть присвоена, станет внутренним опытом, когда она из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность. В этом случае норма начнет функционировать в отношениях человека, реально определяя их. Именно поэтому нравственные психические образования можно определить как отражение системы субъективных отношений человека к самому себе, людям и другим объектам внешнего мира, преломление общественных отношений в межличностных.

Отношения как субъективно-оценочные, избирательные связи человека с действительностью, представляющие собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в конкретных общественно-исторических условиях, согласно теории отношений В.Н. Мясищева, являются психологическим ядром личности, определяют характер ее переживаний, особенности восприятия и оценки действительности, поступки и поведение. Основанием для теории отношений В.Н. Мясищева послужили идеи А.Ф. Лазурского о взаимной обусловленности эндо- и экзопсихики – врожденных предрасположенностей человека и их реального самоосуществления в способностях, интересах, мировоззрении, поступках и поведении человека.

Отношение имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны или виды. Важнейшими видами отношений являются потребности, мотивы, эмоциональные связи человека с действительностью (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность личности. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Общественные отношения, безличные по своей природе, задают этические и правовые ориентиры для формирования межличностных отношений каждого конкретного человека посредством их интериоризации и личностной ассимиляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: