Достоинства (в сравнении с компрессорами других типов):
– небольшие значения массы, габаритов и потребляемой энергии;
– способность работать с высоким отношением давлений в одной ступени;
– допускают разные холодильные агенты.
Недостатки:
– большой износ движущихся частей;
– невысокая надёжность;
– унос масла из системы смазки компрессора в контур хладагента, что ухудшает теплопередачу в конденсаторе и испарителе.
Классификация:
– по областям применения – стационарные и транспортные;
– по холодопроизводительности – малые (до 12 кВт), средние (от 12 до 120 кВт), крупные (свыше 120 кВт);
– по числу ступеней сжатия – одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые;
– по числу цилиндров – одно-, двух-, восьми- и многоцилиндровые.
– по расположению осей цилиндров – вертикальные, горизонтальные, V-образные и веерообразные;
– по направлению движения хладагента в цилиндре компрессора – прямоточные и непрямоточные.
Конденсаторы
В конденсаторах за счёт отвода теплоты в окружающую среду (потоком наружного воздуха или воды) происходит переход паров хладагента в сжиженное состояние при определённых значениях р ки t к.
Воздушные конденсаторы применяются во всех холодильных установках рефрижераторного подвижного состава и в стационарных установках малой и средней производительности. Наглядный пример такой холодильной машины – бытовой холодильник с отводом теплоты в режиме свободной конвекции. Конденсатор с принудительным охлаждением (рисунок 4.24) представляет собой систему параллельно включённых труб, объединённых коллекторами на входе (раздающим) и выходе (собирающим). Запитываемые от них трубы (алюминиевые, медные или стальные) имеют, как правило, оребрение с целью интенсификации теплопередачи.
|
Конденсаторы с водяным охлаждением получили наибольшее распространение в стационарных установках средней и большой производительности. На железнодорожном транспорте такие конденсаторы применяли в аммиачных паровых компрессионных холодильных машинах с централизованной выработкой холода. Типичный кожухотрубный конденсатор с горизонтальным расположением охлаждающих труб представлен на рисунке 4.25. Пары хладагента подаются сверху в пространство корпуса между кожухом и трубами, внутри которых протекает вода. Находят применение конденсаторы других типов: вертикальные кожухотрубные, оросительные и т. д.
Рисунок 4.24 – Схема воздушного конденсатора
Рисунок 4.25 – Кожухотрубный конденсатор горизонтального типа
Расчёт конденсаторов сводится, в зависимости от задачи, к определению теплопередающей поверхности F, м2, расхода охлаждающей воды G в, кг/с, или воздуха V в, м3/с:
; ; ,
где Q к – тепловая нагрузка на конденсатор, кВт; k – коэффициент теплопередачи, кВт/(м2×К); D t – средняя разность температур конденсирующегося хладагента и охлаждающей среды (воды или воздуха); с в – удельная теплоёмкость воды, с в = 4.19 кДж/(кг×°С); t 1 и t 2 – температура воды на входе и выходе из конденсатора, °С; rв – плотность воздуха, rв = 1.2 кг/ кг/м3; i 1 и i 2 – удельное теплосодержание воздуха на входе и выходе конденсатора.