И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Книга пророка Исаии 12:1.
По мнению некоторых комментаторов, это пророчество относится к вторжению Сеннахирима. Израильтянам угрожала беда, которая была проявлением Божественного гнева. Казалось, что вторжение ассирийцев и покорение Иудеи были неизбежны, но Бог пообещал вмешаться, защитить Свой народ и наказать ассирийского царя. В тот день Его народ должен был сказать: "Славим Тебя, хотя Ты гневался на нас и послал ассирийского правителя наказать нас, но Ты отвратил гнев Свой и утешил нас". Если именно в этом заключается значение пророческих слов, тогда перед нами пример освященных страданий, и урок заключается в том, что если мы ощущаем на себе удары Божьего жезла, можем с надеждой смотреть в будущее, когда жезл отойдет от нас. Эти слова также учат нас, что, избавившись от наказания, мы должны возблагодарить и прославить Бога. Давайте воздвигать камни напоминания, изливать масло благодарности на них, петь Богу, благословлять Господа, Чей гнев водворяется на мгновение, а милость пребывает от вечности до вечности.
По мнению других исследователей Библии, этот текст относится к более отдаленному будущему, и мне кажется, что к этому выводу сложно не придти после прочтения 11 главы. Наступает время, когда волк будет обитать рядом с ягненком, лев будет есть солому, как вол, а младенец будет играть над гнездом ядовитой змеи. Тогда Господь опять явит Свою силу, сохранит жизнь остатку, повторит чудные дела в Египте и у Красного моря, и вновь будет воспета песнь Моисея: "Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его". В тот день еврейский народ, на коем оказалась кровь Христа, который долгие столетия был рассеян по всему миру и гоним во всех странах, будет возвращен в свою землю, и соберутся рассеянные иудеи с четырех концов земли. Они станут участниками тысячелетнего царства и с радостью будут черпать воду из колодцев спасения. В тот день, когда весь Израиль спасется и Иуда окажется в безопасности, будет раздаваться праздничное пение: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня". Весь народ будет единодушным, у людей будет одно сердце на всех, они будут говорить как один человек: "...славлю Тебя...". Так возвысит свой голос некогда разделенный, а теперь единый народ.
|
Хотя оба эти толкования истинны, и оба назидательны, этот текст настолько многогранен, что его можно прочитать и по-иному. А сделать это можно будет в том случае, если мы увидим здесь описание того, что происходит с человеком, когда Бог выводит его из тьмы в чудный Свой свет, освобождает от духа рабства, от страха Божественного гнева и дает через дух усыновления свободу во Христе. Я убежден, что в тот день эти слова исполнятся. Поэтому у верующего есть основания радостно воскликнуть: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня".
Рассматривая эту песню с данной точки зрения, мы, во-первых, обратим внимание на прелюдию к песне, а во-вторых, вслушаемся в саму песню.
I. Во-первых, я попрошу вас обратить внимание на прелюдию к этой удивительной песне. Песню предваряет вступление: "И скажешь в тот день..." Эти слова - камертон для настройки арфы, на которой будет исполнено само произведение. Эти пять слов содержат важное наставление для нас.
|
Вначале обратите внимание на то, что для песни должно наступить определенное время: "...в тот день...". "Тот день" может означать как время суда, так и время благословений. В любом случае "тот день" - это день проявления могущества Бога. "Тот день" - время ужаса для врагов Божьих, время великого утешения Божьих друзей. И в том, и в другом случае Бог обнажает Свою мышцу и являет людям Свою силу. В тот день, когда человек радуется во Христе, Бог являет Свою силу, воздействуя на его сердце и совесть, и Святой Дух подчиняет его царственной власти Христа. Не каждый день Бог так могуче действует на человеческое сердце, у Него есть для этого определенное время. Поэтому бывает, что часто слова проповедника оказываются недейственными: он призывает, аудитория слушает, но никто не откликается на призыв. Иногда проповеднику удается пробудить какие-то чувства и порывы у слушателей, но они все равно не обращаются ко Христу, потому что чувства оказываются ранними весенними цветами, которые опадают с ветвей деревьев, не принося плода. Для призыва избранных Богом определено время, в это время Бог посещает их силой Своей благодати, которой они не могут противостать. В день Своей силы Он готовит народ Свой (Пс. 109:3). В этот день Евангелие не только проповедуется, но люди верят услышанному от нас, потому что Господь обнажает Свою мышцу. По словам Соломона, для всего - свое время: время разрушать и время строить, время войны и время мира, время поражать и время исцелять. Так и в жизни грешника есть время для осознания своей греховности и время утешения во Христе. Возможно, для тех, чей дух находится в смятении, наступило время, когда Бог ранит и поражает. Уверенность в себе еще слишком велика, плотская праведность еще слишком дорога сердцу. Самоуверенность должна быть поражена, праведность должна быть убита, ибо иначе они не уступят место благодати в сердце человека. Бог не оденет нас пока, не разденет, не исцелит, пока не ранит. Как Он может оживить тех, кто еще не умер? Сначала благодать готовит место для фундамента, только после этого она начинает строить, и горе тому, кто строит, не сделав фундамент, ибо его дом упадет. Горе тому человеку, который ощущает мир, так и не ощутив нужды в прощении, так и не раскаявшись, так и не сокрушившись сердцем: он увидит, как его преждевременные плоды завянут. Время, когда Бог по-настоящему благословляет, иногда называют "временем любви". Возможно, в это время наша душа мучается, но мучения оканчиваются, когда мы встречаем на своем пути любовь Божию. Этот день мудро предусмотрен Богом в Его вечных планах, так что исцеляющая благодать находит человека как раз в самый подходящий для него момент. Кто-то может спросить: "Как вы думаете, когда наступит "тот день" для меня. Когда я смогу сказать Богу: "Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой""? Мой дорогой брат, вы без труда можете определить время. Я считаю, что время Божьего утешения наступает тогда, когда нам плохо и мы смирились, когда мы признаем справедливость гнева, изливающегося на нас. Смиренное сердце - один из верных признаков приближающегося мира от Бога. Несколько лет назад один знатный немец оказался на французской галере. Он увидел людей, которые за свои преступления были осуждены пожизненно быть на ней гребцами. Немец был богатым и влиятельным человеком, ему разрешили пообщаться с осужденными. Он спустился к ним, поговорил с каждым, и оказалось, что все считали себя незаслуженно наказанными. Наконец, один из них признался: "В моем случае приговор был совершенно справедливым и даже милостивым. Если бы меня не заточили сюда, меня бы уже давно повесили за какое-нибудь более тяжкое преступление. Я был большим негодяем, и судья сделал то, что и должен был сделать, - приговорил меня к пожизненному заключению на галере". Знатный немец вернулся к владельцу галеры и сказал: "Только этого человека из всей этой банды я хочу освободить, я выбрал именно его". Так поступает и наш великий Освободитель Господь Иисус Христос: когда Он видит душу, которая признает свое недостоинство, справедливость Божьего гнева и ни слова не может сказать в свое оправдание, тогда Он говорит: "Прощаются тебе грехи многие". Гнев Бога отвращается от вас тогда, когда вы признаете его справедливость, смиряетесь и кротко просите о милости. Кроме того, знайте, что час благодати пробил, если вы уповаете только на Христа и ни на кого другого. Пока вы ищете что-нибудь хорошее в себе и надеетесь стать лучше и поступать лучше, вы ни на шаг не приближаетесь к утешению. Но когда вы в отчаянии теряете всякую надежду на свои силы и обращаете свой взор на раны Христа, на человеческие страдания Сына Божьего, который сошел с небес для вас, знайте: наступил день, когда вы сможете воспеть: "Славлю Тебя, Господи..." От всего сердца я молюсь о том, чтобы для вас сейчас наступило время благодати, чтобы зима уже прошла, растаял снег, побежали ручьи, а в вашей душе наступило время для песен.
|
В прелюдии к песне также упоминается ее исполнитель. "И скажешь в тот день..." Глагол стоит в форме единственного числа и указывает на одного человека. Вечный мир мы получаем по одному. Ты - личность, ты сам, отдельно от других, ощущаешь гнев Божий на себе, и именно ты будешь наслаждаться любовью Господа. Брат, день благодати не наступит для тебя, пока ты не оставишь неверующую толпу. Каждый из нас как личность должен проявить себя в день обращения к Богу, даже если до этого человека как личности не существовало. Многим из вас кажется, что вам не о чем беспокоиться, потому что вы живете в христианской стране. Но я говорю вам: горе вам, если вы, обладая всеми преимуществами жизни в такой стране, выполняете обязанности гражданина этой страны, но не имеете спасающей благодати. Возможно, вы думаете, что вам как-то поможет то, что вы принадлежите к христианской семье. Заблуждения некоторых деноминаций в данном вопросе только усугубляют эту иллюзию, ведь благочестие по наследству не передается, "должно вам родиться свыше". Рождение от матери вам не поможет, ибо "рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух". Я также знаю, что кто-то обнадеживает себя тем, что постоянно общается с христианами, поет, как они, молится как они, но это тщетная надежда. Калитка ворот, ведущих в вечность настолько узка, что пропускает людей только по одному. Не написано ли: "Вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому"? Разве вы не знаете, что когда откроется источник дому Давидову для очищения греха и нечистоты, то, как говорит пророк Захария, "и будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена - каждое племя особо, и жены их особо"? Каждый из вас душой должен ощутить гнев Божий, чтобы избавиться от него и радоваться о Боге вашего спасения.
По отношению ли к тебе, дорогой слушатель, сказаны слова в книге пророка Исаии? Ты ли этот благословенный певец? Ты ли один из тех, кому суждено сказать: "...Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня"? Забудьте о коллективизме, вспомните о себе. Христос не имеет для вас никакого значения, если Он умер за десять тысяч человек, а вам нет части в плодах Его смерти. У вас не будет причин для радости, если миллионы будут от всего сердца благодарить Бога за прощение, а вы сами не будете иметь прощения. Будьте лично заинтересованы во Христе и не успокаивайтесь до тех пор, пока не поймете, что по благодати заглажен грех именно вашего сердца. Я замечу, что слово "скажешь" обращено к людям, достигшим предела отчаяния. "И скажешь в тот день...Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня". Сокрушенное сердце, где ты? Жена, скорбящая духом, радуйся, ибо в тот день милости ты будешь петь. Отчаявшийся грешник, готовый убить себя, потому что настолько невыносимы для тебя муки совести, ты возрадуешься в день щедрой милости Божьей, даже ты будешь радоваться и твое пение будет прекраснее, чем у других, ибо тебе больше всего грехов прощено и ты острее других прочувствовал негодование Божие.
Размышляйте над этим, все плачущие, и да даст вам Бог лично познать Его милость.
Прелюдия также обращает наше внимание на Учителя. "И скажешь в тот день..." Кто говорит эти слова? Только один Бог может так уверенно заявить: "И скажешь..." Кто, кроме Господа, может так повелевать сердцем и речью человека? Только Он. Сотворивший нас есть повелитель наших душ. Всемогущей рукой Он правит в мире материи, равно как и в мире мысли, и все происходит по Его воле. Он говорит: "И скажешь в тот день...". Это значит, что в определенное Им Самим время произойдет то, о чем Он заявляет. Воля Божья явлена, и она будет осуществлена: если Бог говорит, что кто-то что-то скажет в определенный день, значит, так тому и быть. Здесь утешение для тех, кого одолевает страх, что слово может не исполниться "И скажешь..." - это слово Бога, которое Он обязательно сдержит. Только один Господь может дать человеку право сказать Богу: "Ты...отвратил гнев Твой и утешил меня". Если человек самоуверенно заявляет, что Бог отвратил от него Свой гнев, но Бог не давал ему право это говорить, то этот человек лжет себе на погибель. А если написано: "И скажешь..." - то это значит, что Сам Бог обещает: "Я исполню это, и ты с полным правом скажешь эти слова". Но здесь содержится еще большее ободрение. Ибо даже когда Бог дает право говорить об отвращении Его гнева, мы не пользуемся им из-за нашей немощи. Неверие так распространено, что многое из того, что является истиной, мы не принимаем и под тяжестью осознания своих грехов приходим в такое отчаяние, что милость Божья кажется для нас слишком большим благословением, чтобы быть правдой. И мы не принимаем великого благословения, хотя оно вожделенно для нас. Благословен Бог, Святой Дух знает, как изгнать неверие и дать нам силу принять благословение. Он может сделать так, что мы примем благословения нового завета и будем радоваться, благодарить Бога. Некоторых из вас я тщетно пытался привести к вере в утешительные и спасительные истины, вы разбили меня в пух и прах. Я как можно понятнее излагал вам Евангелие, ибо верю, что его обещания предназначены для вас, и я говорил в сердце своем: "Наверное, сегодня утром их сердца утешатся, их сокрушенные сердца будут исцелены словом о Божьей милости". Но, увы, я не могу заставить вас сказать: "Славлю Тебя, Господи!" Я не могу зажечь в вас веру, наполнить ваше сердце миром. Но моя радость кроется в том, что мой Господь может сделать то, на что не способен Его слуга. Он может заставить немого петь. Он любит вмешиваться в безнадежные ситуации. Для Него отчаяние человека - возможность явить Свое всемогущество. Когда наши самые страстные слова бессильны, тогда Божественно действенно утешение благословенного Духа. Он не просто предлагает вино и масло, а Он возливает их на раны и избавляет от боли измучавшуюся душу. Я прошу Тебя, мой Господь, Который только один может научить нас петь эту песню, дай покой тем душам, которые искали его долгие дни и не могли найти. "Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти". Он может вложить песню в уста ваши, ибо для Его благодати нет ничего невозможного.
И вновь мы читаем: "И скажешь в тот день...". Обратим внимание на то, что в прелюдии задается тон песни. "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи..." Песня должна быть ясной, четкой, громкой, слышимой для окружающих. Она не будет музыкой тишины, которая иногда звучит в душе. Ты будешь говорить в тот день вслух, ты будешь во всеуслышание свидетельствовать о том, что Господь сотворил для тебя. Когда грехи человека прощены, он не может держать это в секрете. "Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья и язык наш - пения". Даже если прощенный не может выразить что-то словами, он может сказать об этом взглядом, его поведение, даже его походка выдадут его истинные переживания. Тайны благодати так или иначе найдут выход из человеческого сердца. По крайней мере духовные люди заметят свидетельства благодати и радостно возблагодарят за них Бога. Если бы вы знали меня до того, как я нашел Спасителя, вы бы заметили в то время мое стремление к уединению. И если бы вы понаблюдали за мной в моей комнате, увидели бы меня, сидящего с Библией на коленях, вы бы услышали стоны и вздохи, которые говорили о печальном состоянии моего духа. В те дни меня не привлекали обычные развлечения молодых людей, я не находил утешения в самых веселых компаниях. Но в то утро, когда я услышал Благую весть: "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного", любой мог заметить изменения, произошедшие в выражении моего лица. Мое настроение переменилось, и это проявилось, как мне помнится, даже в том, как я стал ходить: если раньше мои шаги были медленными и тяжелыми, то после этого события я перешел на более бодрую ходьбу. Духовное состояние отражается на состоянии тела. По крайней мере так было со мной. Моя радость от осознания прощения была так велика, что я едва сдерживался, чтобы не начать прыгать.
Если бы я не рассказал об освобождении своей души, то камни бы возопияли. У меня не было желания умалчивать об этом, а даже если бы оно было, я не смог бы сдержаться в любом случае. Божья благодать не приходит в сердце человека, как бродяга в чужой сарай, который ведет себя так, чтобы его не заметили и не прогнали хозяева. Нет, о прибытии благодати становится известно во всем доме, в каждой комнате души знают о ее присутствии. Благодать обнаруживает себя подобно букету лаванды ароматом. Ее, как соловья, не видно, но слышно. Подобно искре, которая попадает в стог сена, она воспламеняет все вокруг и вырывается наружу, давая знать о своей силе. О, душа, отягощенная грехом, если бы Христос пришел к тебе и простил тебя, то ты сказала бы: "Господи! кто подобен Тебе?" Вы бы думали так же, как Давид: "Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою". Вы радостно повторите вслед за псалмопевцем: "На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы, ибо Ты избавил душу мою от смерти". Я думаю, может случиться так, что вы не только серьезным тоном будете рассказывать о том, что сделала для вас благодать Божья, но и будете очень эмоционально радоваться, вопреки неписаному правилу быть серьезным. Педантичные и холодные люди осудят вас, но не обращайте на них внимания, ибо вы сможете сказать в свое оправдание то же самое, что сказал Давид Мелхоле, когда он скакал перед ковчегом. Упаси меня Бог, чтобы мне осудить кого-нибудь за то, что он воскликнет "Аллилуйя!" или станет хлопать в ладоши! У нас есть плохая традиция осуждать любое проявление чувств, но я считаю, что Писание не поддерживает эту традицию. Ибо мы читаем в псалмах такие слова: "Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости". И еще: "Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных". Что с того, что выражение святой радости выглядит непривычно? Какое это имеет значение, если Бог принимает ее? Тот, кто долгое время просидел в маленькой тюремной камере, может позволить себе, освободившись, порезвиться на улице, и прыгать от радости. Кто осудит его? Того, кто долгое время терпел голод, можно, не задумываясь, простить, если за столом, уставленным блюдами, он будет больше думать о насыщении, чем о правилах этикета. О, да, они скажут: "Славлю Тебя, Господи!" И чем более странным будет выглядеть их поведение, тем лучше они смогут выразить свои чувства: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня".
Итак, о прелюдии к песне достаточно. Поговорим теперь о самой песне.
II. Я хочу, чтобы вы заметили, что сама песня целиком посвящена Господу. Она обращена к Нему: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня".
Когда душа освобождается от оков греха и осознает свое прощение, она уподобляется апостолам на горе Фавор, о которых мы говорили не так давно: душа не видит никого, кроме Иисуса. Пока вы находитесь в поисках спасающей благодати, то много думаете о проповеднике, о богослужении, о его форме, но как только вы обретаете мир с Богом через драгоценную кровь Иисуса Христа, вы думаете об одном лишь Боге, простившем вас. Каким маленьким все становится в тени великого креста, на котором из любви к нам умирал Спаситель Бог! Размышляя о своих беззакониях, ввергнутых в морскую пучину, мы перестаем хвалиться тем, что раньше было нашей славой. Те средства, благодаря которым мы обрели мир, будут по-прежнему дороги нам, мы будем почитать проповедника, принесшего нам спасительную Благую весть как своего духовного родителя, но мы не станем восхвалять его, а воздадим всю славу Богу. А наше "я", как только мы увидим Христа, пойдет ко дну, подобно куску свинца в воде. Бог становится для нас всем во всём, когда наши грехи прощены. Я не раз думал о том, что если бы мои братья, проповедующие Евангелие, в котором слишком мало благодати Божьей, острее ощутили грех при обращении, то они проповедовали бы более понятное и более милостивое Евангелие. Многие в наши дни обретают мир, так и не пережив осознания своей греховности, они, кажется, не понимают, как тяжела вина греха. Эти люди услаждают себя покоем раньше, чем ощутили греховное бремя. Не мое дело судить, но у меня есть опасения в отношении тех людей, которые не испытывали страха Господня, ибо считаю глубокое осознание грехов фундаментом истинного обращения к Богу. Я заметил, что, как правило, люди, проведшие некоторое время в тюрьме греха, ощутившие тяжесть греховных оков и, наконец, получившие свободу благодаря драгоценной крови, стараются возвеличить благодать Бога и искренне восхищаются Его милостью. Такие люди понимают, что их спасение - дело рук благодати от начала до конца, и это естественным образом ведет их к принятию такого богословия, которое больше всего превозносит благодать Бога. А те, кто не имел подобных переживаний, для кого обращение прошло проще, и вообще произошло в результате какого-то порыва, а не размышления, становятся сторонниками поверхностного богословия, в котором человек занимает более важное место, чем Бог. В одном я абсолютно уверен: мое обращение произошло исключительно благодаря благодати Божьей и вся слава за это принадлежит Богу. И я с некоторым опасением думаю о том, что извечной причиной хотя бы одного обращения может быть что-то или кто-то кроме Бога. Неужели кто-то может отрицать, что только благодаря прямому воздействию Духа обращение становится реальностью, что оно необратимо из-за того, что Святой Дух хранит христианина до конца? Воздайте славу за обращение Богу, братья мои. Мы должны сделать это, если действительно пережили ужас Божьего гнева и чудо его отвращения.
Далее мы замечаем, что в песне есть ведущие к покаянию воспоминания: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня". Было время, когда наша совесть ощущала тяжесть Божьего гнева. Что это за время, каким образом мы узнали, что Бог в гневе на нас? Посторонним наблюдателям кажется, что наши разговоры об обращении - это всего лишь интересные теории человеческой личности, не более того. Но позвольте мне заверить вас, что обращение для нас является таким же реальным событием духовного порядка, как болезнь и выздоровление любого человека. Было время, когда мы читали Писание с верой в его богодухновенность и видели, что оно содержит закон, святой и справедливый закон, нарушение которого грозит вечной смертью. И читая, мы понимали, что нарушили не отдельные части, а весь закон. Неизбежно к нам приходило ощущение нависшего осуждения и проклятия. Возможно, мы читали многое и раньше, но только теперь нам открылось, что мы осуждены на смерть законом, содержащимся в Слове Божьем. Бог, оказывается, гневается на нас! И это не наше предположение, об этом сообщает Библия. Благодаря этой истине, мы поняли, что уже осуждены и потому принимали ее свидетельство о гневе Бога на нас. В то же самое время, когда пробудился наш разум, воспряла ото сна и наша совесть, она сказала нам: "Книга права. Справедливый Бог не может не гневаться на такого человека, как ты". Совесть напомнила нам многое из того, что мы хотели бы забыть раз и навсегда. Она представила нам порочность нашего сердца в таком виде, что мы отдали бы все, лишь бы этого не видеть. Совесть помогла глубже проникнуть в Писание, и мы осознали, что находимся в бедственном положении, что Бог гневается на нас. Одновременно с этим Святой Дух произвел в нашей душе работу, которую принято называть обличением во грехе: "Когда же приидет Он, Дух истины... обличит мир о грехе". И Он пришел, и обличил, и без Него Писание никогда бы не смогло так глубоко проникнуть в нашу душу. Его свет воссиял, Его огнь обжег нас. Тогда грех стал крайне грешным, ведь он совершался каждый раз против необъятной любви и доброты Бога. Мы ясно себе представили, как ад открывает свою пасть и пожирает нас, а гнев Божий жжет нас огнем неугасимым. О, как трепетали и страшились наши души, в каком смятении и какой тревоге они были! Но теперь, братья мои, воспоминания об этих ужасах должны побудить нас к благодарению. "...Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня..." Пророк благодарит Бога за то, что Он гневался! И мы сегодня благодарим Бога за то, что Он дал нам ощутить Свой гнев. "Как, неужели гнев Божий является причиной благодарности?" - воскликнете вы. Нет, братья мои, не гнев сам по себе, а гнев, приведший нас ко Христу. Если бы гнев был сохранен для нас на последний день, это было бы причиной глубочайшего и смертельного ужаса, но явленный нам в какой-то мере сейчас и заставивший нас осудить самих себя в совести своей, чтобы не быть осужденными Богом, он становится причиной для благодарения. Мы бы не познали Его любви, если бы прежде не ощутили Его гнева. Мы вынуждены были ухватиться за Его милость. И ни одна душа не обращается ко Христу, пока к ней не приходит понимание того, что другого выхода нет. Вера рождается не раньше появления на свет отчаяния. Гневный лик Бога заставляет нас дорожить любящим взглядом Спасителя. Мы и не посмотрели бы на Христа Божьего, если бы сначала Бог не взглянул на нас из бури и не заставил нас трепетать. "Славлю Тебя, Господи; Ты дал мне ощутить Свой гнев, чтобы я вынужденно стал искать, как отвратить его". Как видите нижние ноты этой песни содержат печальные воспоминания о грехе, обременявшем нашу душу.
Песня содержит в себе благословенные ноты уверенности: "...Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой...". Может ли человек знать об этом? Может ли он быть уверенным в том, что он прощен? Да, конечно, может! Он может быть уверенным в этом как в своем существовании, как в доказанном математическом утверждении. "И все-таки, как это может быть?" - спросит кто-то. Друзья, христианин, может быть уверен в этом настолько, насколько человеческий разум вообще может быть уверен в чем-то. Уверенность в том, что грехи прощены и гнев Божий умиротворен, основывается не на том, что вы чувствуете или верите, что так оно и есть. Вы прощены не потому, что успокаиваете и убеждаете себя, что Бог простил вас. Такой покой может оказаться иллюзорным. Вы не обязательно прощены Богом, если верите, что это так. Ведь вы можете верить лжи, верить в то, что вам больше нравится, но от этого ничего не меняется. Здесь должен быть свершившийся факт, иначе вы можете верить во что угодно, но все окажется для вас лишь сном. На основании чего человек может определенно знать, что Бог отвратил Свой гнев? Ответ таков: на основании Книги. "Написано" - вот основание уверенности. Я обращаюсь к Слову и узнаю, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел в мир, чтобы стать заместительной жертвой за определенных людей, что Он взял их грехи на Себя и был наказан вместо них, чтобы Бог, не нарушая справедливости, мог простить всех, омытых кровью Христа. Тогда встает вопрос: "За кого умер Христос?" Как только я обращаюсь к Писанию, вижу, что "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников". Я - грешник, в этом у меня нет сомнений, и это дает мне некоторую надежду. Но дальше я обнаруживаю, что "верующий в Него не судится". Смотрю на себя, и вижу, что я верю во Христа, то есть доверяю Ему. Отлично! Я могу быть уверен, что я не буду осужден, потому что Сам Бог сказал об этом. Я читаю дальше: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". Я знаю, что уверовал, другими словами, доверился, доверил свое спасение Христу, принял Его заповеди, принял крещение. Значит, я спасен и буду спасен, ибо так написано. В этом суть принимаемого мною свидетельства. Верующий во Христа получает удостоверение от Бога, и это единственное удостоверение, в котором он нуждается. Я знаю, что некоторые учат, будто надо получить особое откровение, увидеть какую-то вспышку света, пройти через сверхъестественное переживание. Но все это совершенно ни к чему. Я знаю, что Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы родились от Бога, но главным, решающим свидетельством является свидетельство Слова Божьего. "Не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем". Божье свидетельство о Своем Сыне состоит в том, что если вы доверились Его Сыну, вы спасены. Его Сын страдал за вас, Он понес наказание за ваши грехи, и Бог заявляет, что вы прощены ради Христа. Он не может наказывать дважды за один грех: сначала Своего Сына, потом вас. Он не может требовать от закона двойного взыскания: и от вашего Представителя, и от вас. Был ли Христос на кресте вашим Представителем? Вот в чем вопрос. Ответ будет утвердительный, если вы доверяете Ему. Ваше доверие к Нему является свидетельством того, что Он принес заместительную жертву за вас. Вы понимаете? В тот момент, когда я, находящийся под гневом Божьим, доверяю свою душу в руки Христа, Божий гнев отвращается от меня, потому что Он уже был излит на Христа, и я, сам по себе виновный грешник, стою правым перед Богом и знаю, что никто не может обвинить меня в грехе, ибо все мои грехи были возложены на Христа, наказаны во Христе, а я чист и свободен от них. И что еще я могу сказать после этого, кроме: "...славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня". Мы можем обладать уверенностью без всяких "если", "но", "возможно". Все дело в фактах. В данный момент вы или прощены или нет, или вы чисты в глазах Бога или гнев Божий пребывает на вас. И я умоляю вас не давать себе покоя, пока вы не определите, что истинно. Если вы поймете, что не прощены, ищите Спасителя. "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты..." Но если вы веруете в Него, значит, вы невиновны, вы прощены. Не расстраивайтесь, не плачьте так, словно вы по-прежнему виновны, но осознайте свободу детей Божьих, оправданных по вере и имеющих мир с Богом через Господа Иисуса Христа.
Мое время подходит к концу, но я должен добавить, что в песне содержится святая решимость. "Прославлю (английский вариант перевода) Тебя, Господи..." Я буду славить Тебя всем сердцем, уединюсь и сделаю тишину гимном хвалы Тебе. Я буду петь Тебе песни воды, проливая слезы благодарности, истекающие из моего сердца. Я буду славить Тебя в церкви Божией, я найду других верующих и расскажу им, что Бог совершил для меня. Я разделю жребий Божьего народа: если он будет презрен, я понесу позор вместе с ним и сочту это за честь. Я буду славить Тебя жизнью. Моя работа прославит Тебя. Моя спальня и мой кабинет буду славить Тебя, я заставлю петь Тебе хвалу свою кухню и огород. Я не успокоюсь, пока все, чем я являюсь и чем я обладаю, не будет славить Тебя. Я превращу в арфу вселенную, я сделаю землю и небеса, пространство и время струнами, которых будут касаться мои пальцы, исполняя радостную песню благодарения. Я прославлю Тебя, о мой Бог, готово сердце мое, буду петь и хвалить Тебя. И когда я умру, а вернее, перейду из этой жизни в другую, я, которому так много было прощено по благодати такого Спасителя, буду продолжать славить Тебя.
Обратите внимание также на то, что эта песня обладает особым качеством. Она подходит только для людей верующих. "Никто не мог научиться сей песне, кроме... искупленных". Лишь тот, кто осознал свою порочность и омылся в крови Агнца, понимает красоту этой песни. Это не фарисейская песня, в ней и близко нет слов: "Господи, благодарю Тебя за то, что я не такой, как другие". Поющий признает: "...Ты гневался на меня...", - а это значит, что он ничем не отличается от других. Наоборот, в этой песне выражена благодарность за то, что, что благодаря бесконечной милости, Божественного гнева больше нет. Он излился на выбранного Богом Спасителя.
Это и не саддукейская песня, в ней не звучат ноты сомнения. И не философ написал эту песню, который говорит: "Бог может существовать, а Бог может и не существовать". Верующий человек поклоняется в этой песне Богу. В ней нет вопроса: "Грешен я или нет?" "...ты гневался на меня..." - я это знаю, я чувствую, но "отвратил гнев Свой". В этом у меня нет никаких сомнений. Я верю, потому что об этом свидетельствует Бог, и я не могу подвергать сомнению Его Слово. Это песня сильной веры и одновременно смирения. В ней слышится не одна добродетель, а целый хор дорогих и редких совершенств. Смирение признает: "...Ты гневался на меня...". Благодарность восклицает: "...отвратил гнев Твой...". Утешение подхватывает: "И утешил меня". Святая радость задает тон: "Буду славить Тебя". Звучат голоса и веры, и надежды, и любви, представлены все партии - от баса смирения до сопрано славного общения души с Богом. Эта песня охватил весь музыкальный спектр сердца.
И в заключение мне осталось добавить несколько слов о практическом применении этой песни. Первое слово - "утешение ", утешение для тех, на ком сегодня пребывает гнев Божий. Я с жалостью думаю о вас. Я знаю, как вы страдаете. Я сам в течение пяти лет плакал и не находил выхода. Бедная душа! Ты действительно попала в беду, но подними глаза! В твоей груди, поверь мне, есть ключ, которым ты откроешь все запоры замка сомнений, в который тебя заточили. Тебе надо только отважиться и достать этот ключ, и ты обретешь свободу. Я покажу тебе этот ключ, смотри: "Приходящего ко Мне не изгоню вон". "Но этот ключ не подходит!" - скажете вы. Тогда вот другой: "Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха". И этот ключ не помогает? Позволь предложить еще один: "Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу". "Всегда" - подумай над этим и утешься. Если Бог заключил душу в узы осознания греховности, Он рано или поздно освободит пленницу. Бог выведет вас из подземного заточения обремененности грехом. Хуже всего в этом мире быть ненаказанным Богом, грешить и пить грех как мед - это верная дорога к вечному проклятию. Но грешить и испытывать горечь покаяния, значит быть на пути спасения. Если Господь сделал для тебя тягостным твой грех, значит Он намерен явить Свою любовь. Его гнев отвратится. "Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их".