Финансовые ресурсы предприятия: понятие, источники формирования




Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для обеспечения текущих затрат, выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования. Внешние источники представляют собой поступления ресурсов на предприятие извне.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов, происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал).

Уставный капитал – это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала, зависящие от организационно- правовых форм предприятия.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. Однако источником служит не вся прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь чистая прибыль. Она используется для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда.

Амортизационные отчисления – представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления. В условиях рыночной экономики большое значение приобретают внешние источники финансовых ресурсов. Среди них появляются относительно новые виды, а также меняется структура их формирования.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, включают в себя привлеченные и заемные средства. Привлеченные средства представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Они являются одним из источников формирования собственного капитала предприятия. Заемные средства состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. К ним относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей.

Эти средства передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности. В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемых другими предприятиями, доходов от хранения денежных средств на депозитных счетах в финансово-кредитных учреждениях, доходов от сдачи имущества в аренду.

Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные и отраслевые финансовые источники занимают все меньшую роль в структуре финансовых ресурсов предприятия, и предназначены на строго ограниченный перечень затрат. Структура финансовых ресурсов предприятий неодинакова и зависит от организационно-правовой формы предприятия, а также от его вида и отраслевой принадлежности. Направления использования финансовых ресурсов.

 

 

Типы производств

В зависимости от совокупности факторов, характеризующих степень специализации предприятия, объема выпуска продукции и устойчивости изготовляемой номенклатуры, все предприятия могут быть отнесены к одному из трех основных типов производства: единичному, серийному и массовому.

При единичном типе производства различные виды продуктов изготавливаются в одном или нескольких экземплярах, причем каждая единица конечной продукции уникальна по важным признакам.

Для серийного типа производства характерно производство продукции относительно большими партиями (сериями) с определенной повторяемостью выпуска.

При массовом типе производства производятся большие объемы продукции с высокой степенью однородности.

 

Производство с прерывным типом процесса предполагает, что в случае остановки процесса производства не наблюдается качественного изменения и негативных технологических последствий для конечного продукта.

Производство с непрерывным типом процесса производит значительные объемы однородного (неделимого) продукта, а остановка процесса может привести к нарушению технологии производства и негативным последствиям для продукта или значительным экономическим потерям.

 

Различают три основных типа производства: единичное (индивидуальное), серийное и массовое.

Единичным или индивидуальным называется такое производство, при котором изготовление одного или нескольких изделий или не повторяется совсем, или повторяется через неопределенные промежутки времени.

Продукция единичного производства — изделия, не имеющие широкого применения и изготавливаемые обычно по отдельным заказам. Оснастка цехов и заводов единичного производства должна быть приспособлена к изготовлению разнообразной продукции и поэтому состоит из универсальных типов или, будучи специальной, изготавливается упрощенной. Квалификация рабочих единичного производства должна быть высокой, что обусловлено разнообразным характером выполняемых работ.

Серийным называют такое производство, при котором изделия изготавливают партиями или сериями, регулярно повторяющимися через определенные промежутки времени.

В зависимости от масштабов выпуска различают:

мелкосерийное производство, приближающееся к единичному (разнообразная номенклатура изделий и незначительные масштабы выпуска), в котором применяют в основном универсальную оснастку и частично специальные приспособления, специальные режущие и измерительные инструменты;

крупносерийное (ограниченная номенклатура изделий и большой выпуск изделий), для которого характерно применение нормальной, специализированной, а в ряде случаев и специальной оснастки.

Массовым называют такое производство, при котором в течение длительного периода времени изготовление изделий ведут, выполняя на рабочих местах одни и те же постоянно повторяющиеся операции. Вся оснастка технологического процесса имеет узкоспециализированный характер. Это экономически оправдано в случае постоянства технологического процесса. При массовом производстве наиболее благоприятны условия для механизации и автоматизации.

Существуют две основные разновидности массового производства: поточное производство и производство непрерывным потоком.

Поточным методом производства называется такая организация производства, при которой рабочие места располагаются в соответствии с порядком выполнения операций, причем количество и производительность этих рабочих мест рассчитаны таким образом, что переход заготовок с одной операции на другую осуществляется без задержек и пролеживания. Поточное производство характеризуется разной трудоемкостью операций; поэтому здесь станки загружены по времени неодинаково, малозагруженные станки работают периодически.

При непрерывном потоке время (период) выполнения каждой операции с учетом времени транспортировки равно или кратно такту выпуска. В результате согласованности этих периодов заготовки передаются от одного станка к другому непрерывно

Поточное производство не обязательно должно быть массовым. Вполне оправдывают себя многономенклатурные поточные линии, на которых последовательно выполняют различные технологические процессы, периодически сменяющие друг друга. Это достигается путем такого подбора деталей и, когда это необходимо, внесения таких изменений в их конструкцию, которые по возможности исключают необходимость переналадки станков, смены инструментов и т.п. С другой стороны, при построении технологических процессов в этом случае применяют такие станки, которые можно перенастраивать, и такие приспособления, каждое из которых можно использовать при выполнении соответствующей операции для всех заготовок или сборочных единиц, закрепленных за данной линией.

 

6 Стратегия фирмы, оценка и контроль выполнения стратегии

Стратегия организации – это обобщенная модель необходимых для достижения поставленных целей действий. Цели в данном случае представляются теми ключевыми результатами, к которым стремятся фирмы. Они играют важную роль в формировании ориентиров, то есть того, на чем строится вся деятельность. Стратегия организации всегда включает в себя множество стандартных целей: получение прибыли, увеличение объема бизнеса, его рентабельности и так далее. Все зависит от направления самого предприятия. Правильный выбор стратегии организации позволяет противостоять многочисленным конкурентам, получать максимум прибыли, избежать множества ненужных юридических проблем и вопросов. Рынок постоянно меняется, но практика показала, что лучше всего выбирать долгосрочные стратегии, так как они являются более продуманными и эффективными. Все в предприятии должно быть устроено так, чтобы можно было переключаться с одного вида деятельности на другой.

Виды стратегий организации различны, у каждого из них своя структура и свои компоненты. Все разнообразие по сути дела может быть объяснено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес.

Стратегия организации может относиться к одному из следующих видов: - наступательная (прорыва); - оборонительная (выживания); - смены видов бизнеса (сокращения). Все они имеют свои разновидности. Определяются эти разновидности конкретными направлениями деятельности фирмы.

Большая часть наступательных стратегий основана на каком-то преимуществе. Примером может быть получение какого-либо нового технического изобретения. Практически всегда наступление требует приличных финансовых затрат. Отметим и то, что риск всегда очень большой. Стратегия выживания направлена на удержание позиций на рынке. Чаще всего ее выбирают тогда, когда нет финансовых либо других средств для стратегии прорыва. Организация может проводить ее и для того, чтобы избежать конфликтов с конкурентами. По сути дела она является опасной. При отсутствии должного контроля стратегия выживания развалит фирму. Стратегия сокращения нужна тогда, когда появляется необходимость перегруппировки. Используют ее, пытаясь влиться в изменившийся рынок, наладить производство после долгого простоя, избавиться от того, что уже не приносит прибыли. - Читайте подробнее на

Оценка и контроль реализации стратегии

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие:

* определение того, что и по каким показателям проверять;

* оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

* выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

* осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

* В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: