Нападающие среднего класса.




Нападающие среднего класса – это 1-ая ступенька профессионального нападающего. На площадке это уже заметная величина. Это нападающий с хорошим прыжком, со стабильной техникой нападения, уверенно обыгрывающий одиночный блок вне зависимости от того, кто его ставит: Гамова или еще кто-нибудь вроде нее. Блок – это как столб, перепрыгнуть нельзя, но обойти можно. Для того, чтобы обыгрывать стабильно одиночный блок любого уровня, необходимо иметь хороший стабильный удар в линию, а для того, чтобы стабильно и уверенно разрабатывать линию на женской сетке надо иметь запас над верхним краем сантиметров 80, т.е. стабильно доставать до кольца одной рукой - это 310-315см, такой запас над сеткой избавит игрока от вероятности попадания в трос или в аут и снимет с него психологический пресс, т.е. игрок сможет сосредоточиться на том, какой удар выбрать после ложного движения, а не на том, как бы не попасть в трос или в аут, а это новая качественная ступень. Поэтому я повторяю, есть прыжковый минимум, без которого просто невозможно стать хорошим нападающим. В женском волейболе это свободный прыжок до кольца одной рукой, как прыгали женщины в высшей лиге еще 40лет назад. Нападающий среднего уровня обязан забивать 8 мячей из 10 на одиночном блоке и 5 из 10 на двойном, т.е. это уже системный нападающий, успех которого мало зависит от случайных величин: кто ставит блок, удачно сыграл соперник или нет и т.д. Задача партнеров – обеспечит вывод нападающего среднего класса на одиночный блок, что даст ему возможность пройти свою линию с плюсом. Стратегическая задача нападающего среднего класса – не проиграть свою линию, как минимум, а желательно пройти хотя бы с небольшим плюсом. В хабаровском “Самородке” было двое нападающих среднего класса и двое между средним и высоким, что позволило им быть в верхней части турнирной таблицы. У вас Ольга К. Была по уровню между средним и высоким, Ира С. Моментами показывает очень неплохую игру во 2-ом и 3-ем номерах, но она очень слаба в 4-ом.
Игра нападающих среднего класса очень тускнеет, когда они сталкиваются с хорошим двойным блоком. Поскольку им не хватает физических параметров, чтобы успешно и стабильно преодолевать двойной блок. Примерно из 30% нападающих среднего класса можно подготовить нападающих высокого класса, для этого надо опять поднять прыжок примерно на 20см и усложнить технику нападения на базе нового прыжка, на это надо опять 2-3 года. Практически из любой вашей девочки можно подготовить хорошего нападающего среднего класса за 2-3 года, для этого надо поднять прыжок см на 15-20, что не очень сложно от начального невысокого уровня, и целенаправленно поработать над техникой нападения, что уже более сложно, т.к. включается ряд ограничивающих факторов. Практически уровня нападающего среднего класса может достигнуть любой игрок, задавшийся такой целью и имеющий условия для тренировок, это задача достаточно простая, чтобы ее решить надо достичь прыжкового минимума, сделать качественную руку, освоить удары по линиям, научиться сдвигать крайнего блокирующего к антенне, тем самым, организуя дыру в блоке, освоить борьбу с ловящим блоком. 3 года – достаточный срок, чтобы перейти с начального уровня на средний.

Нападающие высокого уровня – нападающие, стабильно обыгрывающие двойной блок за счет хороших физических данных и хорошей стабильной техники нападения. Нападающий высокого уровня обязан забивать 10 из 10 на одиночном блоке и 7 из 10 на двойном блоке. Наличие в команде нападающего высокого уровня усложняет жизнь любой противостоящей команде. В ЦСКА есть одна нападающая высокого уровня, за счет которой эта команда и держится в высшей лиге. Гамова, безусловно, нападающая высокого уровня, у нее хороший прыжок и хорошая стабильная техника нападения, позволяющая ей обыгрывать двойной блок, не превосходящих ее в физических качествах. Минусы:
Отсутствие тактической гибкости – она максимально усложнила себе жизнь, играть в нападении с высоких падающих мячей очень сложно, мяч можно поймать только в одной точке, и тут ложные движения мало помогают. В связи с этим мало хороших ударов в линию, высокий падающий мяч на двойном блоке забить в линию достаточно сложно. Пролетающие мячи типа завышенного полупрострела дают большой простор нападающему, мяч можно поймать над левым и над правым плечом, в сочетании с ложными движениями это сильно усложняет жизнь блокирующим, к тому же остается вариант удара поверх блока. Забить хороший завышенный полупрострел намного проще, чем хороший высокий мяч.

Отсутствие левой руки. Левая рука – обязательный элемент для нападающего высокого класса.

Гамова играет в стиле “высотного бомбардировщика”, но ее “ бомбардировщик” летит по прямой, а он обязан делать противозенитные маневры, т.е. нападающий должен запутывать блокирующих ложными движениями, чтобы облегчить себе жизнь, поэтому такая прямолинейная игра требует большого расхода энергии, и поэтому Гамова часто выглядит утомленной. 18 номер в сборной США “левша”, безусловно нападающая высокого класса, играет на пролетающих мячах, удаленных от сетки, что позволяет ей хорошо обходить блок, минус – такая техника требует более высокого прыжка, она не забила пару очень важных мячей, хорошо обойдя блок но попав в аут, ей просто не хватило высоты прыжка, чтобы направить мяч в поле. Игра нападающих высокого класса сильно тускнеет, когда они сталкиваются с двойным блоком, составленным из игроков, которые не уступают или превосходят их по физическим качествам, что бывает не очень часто, поскольку нападающие высокого класса, как правило обладают очень хорошими физическими качествами, и количество таких игроков ограничено.
Стратегическая задача нападающих высокого класса – выиграть игру. Когда командная игра не складывается, нападающих среднего класса не удается вывести на одиночный блок, то нападающий высокого класса обязан взять игру на себя, упростить игру партнерам и усложнить себе, Гамова с этим справляется хорошо, единственное, что выиграть игру ей не всегда удается ввиду вышеперечисленных минусов. Если нападающим среднего класса может стать практически любой нападающий начального уровня, то нападающим высокого класса может стать не каждый нападающий среднего класса, это связано не столько с техникой и прыжком, сколько с психологией, в связи с разными стратегическими задачами. На нападающем среднего класса не лежит психологический груз, его игра целиком связана с командной, поэтому у него всегда есть оправдание: плохо подбили, не вложили в руку, не туда дали пас, поэтому в командах, составленных из таких игроков виноваты всегда принимающие и пасующие. В командах, имеющих нападающих высокого класса в поражении виноваты всегда они, поскольку в напряженных играх вся нагрузка падает на них, и не всякий игрок с хорошим прыжком и хорошей техникой захочет взять на себя ответственность за незабитые 25-ые мячи в сложных ситуациях, когда мяч идет на удар Бог знает как, а от него требуется забить его во чтобы то ни стало, поскольку от этого мяча зависит дальнейшая судьба команды. Поэтому играть в стиле нападающего среднего класса намного комфортней и спокойней, особенно для игрока с хорошим прыжком и хорошей техникой, поскольку он без напряжения способен обыграть блок с хорошего паса, а большего с него ничего не спрашивайте – учитесь принимать и пасовать. Поэтому надо начинать с психологии при подготовке нападающих высокого класса, поднять прыжок и освоить технику намного проще, чем воспитать характер, хотя в процессе тяжелой тренировочной работы характер может поменяться, а может и нет. В чем и сложность достижения уровня нападающего высокого класса. Нападающий высокого класса обязан иметь метровый запас над сеткой, чтобы уверенно исполнять удары с 4-го по 4-му и со 2-го по 2-му на двойном блоке, и периодически проходить поверх блока, а также полностью владеть стилем нападающего среднего класса.

Супернападающие

Супернападающие – это нападающие, стабильно обыгрывающие двойной блок, составленный из игроков, превосходящих их по физическим качествам, играющие по принципу: сколько раз ударил – столько забил. Они могут проигрывать нападающим высокого уровня по внешним параметрам, высоте роста, высоте прыжка, силе удара, но превосходи их в главном – результативности при борьбе с самым хорошо организованным мощным двойным блоком. Наличие в команде супернападающего может не проявляться до определенного момента. Если играют две примерно равные команды, где все забивают и идет примерно равная борьба, его можно и не определить. Но если одна команда начинает проигрывать, то после счета 0:1 или 0:2, по партиям, уже можно определить, какой нападающий чего стоит, и есть ли в команде супернападающие, способные переломить ход игры. Это особенно актуально когда проигрывающая команда стоит, по рангу и по подбору игроков, ниже выигрывающей. Задача супернападающего – обыграть любого соперника.
Разрешается не забить один мяч за партию, два – уже много. Команда, уступающая по игрокам противнику, но имеющая в своем составе супернападающего может рассчитывать на успех с любым противником. В женском волейболе я супернападающих не видел. В конце 60-х годов я играл на Украине, в мужском волейболе их было достаточно много, поэтому многие матчи носили непредсказуемый характер, поэтому, когда говорят, что команда со средним ростом ниже такой-то величины не может рассчитывать на успех, это говорят люди, которые слабо разбираются в волейболе, один супернападающий в состоянии обыграть команду противника, игроки которой будут на голову выше его. Супернападающий отличается от нападающего высокого класса не по количественным характеристикам, а качеством исполнения технических приемов, поэтому расшифровать его очень сложно, тактику нападения еще можно, а все остальное скрыто от глаз, поэтому воспитать супернападающего может только бывший супернападающий или фанат, который самостоятельно рассек многие вещи и достиг уровня супернападающего. Карполь – хороший тренер, и его школа, наверное, лучшая в России, но он не был супернападающим, и поэтому его лучшие игроки Гамова и другие, которые являются нападающими высокого класса, но не супер, т.е. внутренние резервы, которые скрыты от глаз, не задействованы, на мой взгляд, хотя в этом можно ошибаться. Поэтому, если любой или почти любой может стать нападающим среднего класса, из определенного числа нападающих среднего класса можно сделать нападающих высокого класса, то чтобы сдалать из нападающего высокого класса супернападающего нужно идти в определенном направлении, и эта работа скрыта от глаз.
Супернападающий обязан уметь играть в любом стиле: среднего нападающего, нападающего высокого класса и иметь свой собственный стиль, неподдающийся расшифровке блокирующими. Как достигают такого стиля другие супернападающие я не знаю. Поэтому я опишу свою систему супернападения, в которой нет ничего сложного, сверхъестественного, а построено на обычных стандартных приемах нападения и достижима простыми игроками, поставившими своей целью выход на суперуровень нападения.

Содержание системы

Я видел довольно много супернападающих, которые стабильно обыгрывали двойной блок, не обладая ни сверхвысоким прыжком, ни высоким ростом, вытаскивая, казалось, безнадежно проигранные игры. В основном это были возрастные игроки, которые играли от блока в аут, или используя просчеты блокирующих. А я был молодой начинающий, и у меня было мало времени, поэтому мне пришлось разработать свою систему супернападения, построенную на стандартных приемах нападения, стандартном профессиональном прыжке.

Метровый отрыв при росте 180см давал мне метровый запас над верхним краем сетки и достаточное полетное время, чтобы принять верное решение при выборе удара. Моя концепция игры в нападении была построена на том, что бегать от блокирующих и ждать, что тебе вложат мяч в руку, и ты сможешь на одном блоке или вообще без блока забить, особо не напрягаясь, занятие мало перспективное, поскольку от блока можно и не убежать, и мяч в руку тебе могут не вложить. То есть нападающий становится зависимым от пасующего и от качественного приема мяча. То есть в командах с такой концепцией главное – хорошо принять мяч и разыграть комбинацию, разыгрывающий – там главное звено. Гамова пошла по другой концепции: главное подбросьте мне мяч вверх, а там я уже сама разберусь с блокирующими. Я тоже сторонник этой концепции, т.е. нападающий должен брать на себя всю ответственность за выигранный или проигранный мяч, т.е. при таком раскладе главное – довести мяч до зоны нападения, что намного проще, чем постоянно разыгрывать комбинации, что не всегда получается. Недостаток Гамовой то, что она играет на высоких передачах, близких к сетке, т.е. на передачах, максимально сложных для нападающего, тем самым, максимально усложняя себе игру без необходимости.
Моя система построена на плавных завышенных полупрострелах, хотя часто приходилось нападать и со стандартных завышенных передач, поскольку полупрострел не всегда есть возможность дать, удаленных на метр, полтора от сетки. Преимущества завышенного полупрострела перед падающим высоким мячом, то что его можно ловить в разных точках над левым и правым мячом, и то что его можно ловить высоко над сеткой, при случая проходя над блоком. Преимущество удаленных на метр, полтора от сетки передач в том, что блокирующие уже не могут дотянуться до мяча, и им остается только наблюдать за действиями нападающего и пытаться угадать направление удара. Поэтому нападающий может запутывать блокирующих ложными движениями, направлением разбега, не опасаясь того, что его просто накроют блоком в последний момент, и все его ухищрения будут напрасны. Кроме того при завышенном полупростреле блокирующие все время находятся в поле зрения нападающего, и ему можно контролировать их перемещения и, главное, момент выноса рук над сеткой, что при высоких падающих мячах сделать сложно, поскольку нападающему приходится смотреть вверх для определения траектории, и он может выпускать блокирующего в этот момент из поля зрения. Но ключевой момент при удалении мяча от сетки состоит в том, что резко возрастает длина отрезка сетки, которую необходимо закрыть блокирующим.


Вроде бы ничего сложного нет, но эта система поднимает целый комплекс вопросов и задач, которые необходимо решать при переходе на нее. В “Тулице” играла очень неплохая молодая девочка, из которой за 2-3 года можно было сделать хорошую нападающую, я ей как-то посоветовал отвести передачу на метр от сетки, на что она мне ответила: “Я тогда ничего не забью”. И она была права, потому что игра в нападении при удалении мяча от сетки на 0,5м и на 1,5м – разные вещи, и спад в игре неизбежен.
Сразу встают вопросы: прыжка, физической подготовки, поскольку бить надо достаточно сильно, координации и качества рук. Поскольку забить в линию мяч на расстоянии 0,5м и 1,5м – совсем разные вещи, поскольку зоны поражения значительно сокращены и требуют очень точного попадания по мячу.
Второй ключевой момент состоит в том, что расширение отрезка сетки до длины, превышающей длину, которую могут закрыть блокирующие, позволяет принципиально поменять тактику нападения. С пассивной тактики, построенной на ловле блокирующих, на их ошибках, перейти на активную тактику, позволяющую разрушить двойной блок даже при хорошей, правильной игре блокирующих, игрокам, не обладающим выдающимися физическими качествами: прыжком и ростом, т.к. отпадает необходимость стремиться перепрыгнуть блок. Целенаправленно воздействуя на блокирующих, можно расставлять блокирующих и организовывать дырки в блоке в местах, удобных нападающему в зависимости от его индивидуальных особенностей. Нападающий, освоивший тактику и технику нападения удаленных на 1-1,5м от сетки передач, достигший соответствующих физических кондиций, в состоянии стабильно обыгрывать двойной блок, составленный из игроков с любыми физическими данными.

4.2. Круг вопросов, которые надо решить, и сроки за которые это можно сделать. Круг вопросов, которые необходимо решить для выхода на эту систему, отображен на структурной схеме (рис.4). Уровень супернападения достигается более качественным выполнением приемов нападения за счет улучшения всех качественных характеристик нападающего. Ключевым вопросом в достижении уровня супернападения является психологическая подготовка – это последняя ступень в достижении высокого спортивного мастерства, практически почти в любом виде спорта.

На этом этапе необходимо освоить нападение со стандартных передач, близких к сетке.

Второй этап начинается при достижении прыжкового минимума, когда спортсмен уже способен стабильно забивать в линию. Этот этап соответствует среднему уровню нападения, на этом этапе можно начинать отводить передачу на 0,5-1м от сетки, цель этого этапа – научиться качественно, разрабатывать линию. Необходимо научиться смещать крайнего блокирующего вплотную к антенне, пытаясь организовать дыру в блоке между блокирующими.
На третьем этапе, после достижения метрового запаса над сеткой, можно начинать отводить передачу на 1-1,5м и осваивать тактику борьбы с центральным блокирующим. Этот этап соответствует уровню высокого класса. При помощи косых ударов центрального блокирующего необходимо как можно ближе смещать к 3-му номеру, расширяя дыры в блоке.
Нападающий, освоивший борьбу с крайним и центральным блокирующими становится начальником над блокирующими и начинает их расставлять так, как ему удобно в зависимости от своих и их индивидуальных особенностей, создавая дыру в блоке в нужном ему месте. При освоении системы супернападения неизбежны три спада в процессе тренировок. Первый спад в игре на тренировках начнется при введении в тренировочный процесс штанги. Штанга требует большого количества нервной энергии в период освоения новых сложных движений, к тому же игра после тренировке по штанге на фоне усталости и подзабитости требует дополнительных усилий, мне потребовалось полгода, чтобы адаптироваться и вернуться к прежнему тренировочному уровню. Но при участии в соревнованиях из этого спада можно выходить, поработав на восстановление перед соревнованиями.
Второй спад на тренировках наступил после того, как я начал отводить передачу от сетки, поэтому я чередовал нападение со стандартных передач и с удаленных от сетки. Освоение удаленных от сетки передач требует много времени, поскольку требует решения многих вопросов, поэтому этот вопрос надо решать постепенно, поэтапно. Но этот спад тоже управляем, поскольку нападающий может варьировать удаление мяча от сетки в зависимости от прыжковой и технической подготовки. Третий спад в тренировках начался, когда я начал осваивать игру расслабленной рукой в спокойном и расслабленном состоянии с выключенной нервной системой с минимальным расходом энергии. Над этим этапом я начал работать, когда уже достиг приличных результатов в физической и аутогенной тренировке. Этот спад тоже управляем, поскольку эти элементы можно отрабатывать на тренировках и в играх со слабыми соперниками, чередуя игру по минимуму с игрой по максимуму тогда, когда это потребуется. При игре в нападении с укороченных и ускоренных передач качество рук, тела и координация имеет не менее важное значение, поскольку нападающему приходится действовать предельно быстро и время на исправление ошибки пасующего сведено к минимуму. При игре с 3-го номера зоны поражения сильно уменьшены по сравнению с нападением с4-го или 2-го номера, что также требует высокой точности попадания по мячу. Нападающий, решивший вопросы с прыжком, качеством рук и тела, может резко улучшить свою игру вне зависимости от своей игровой концепции, стиля игры и номера, в котором он играет. При работе по этой методике ощутимые сдвиги в улучшении качества игры будут заметны через год. Через два года работы сдвиги в улучшении игры будут очевидны и очень заметны. Через три года работы произойдут качественные изменения в игре, резко возрастет стабильность игры и качество выполняемых ударов. Волейбол перейдет в разряд развлечений, и нападающий будет получать удовольствие от своей игры, играя даже против очень сильных блокирующих, чем сильнее будут блокирующие, тем интереснее будет играть нападающему.
Для успешного овладения этой методикой необходимо, чтобы в наличии имелся хороший пасующий и хороший блокирующий, чтобы изо дня в день можно было играть против хорошего блока и отрабатывать на нем все приемы нападения. Отрабатывать сложные удары на хорошем блоке с корявых передач – занятие практически безнадежное, поэтому наличие квалифицированного пасующего – необходимый элемент для работы по этой методике. Если игрок даже в 22 года начнет работать по методике над руками, прыжком, психикой, качеством тела, физподготовкой, то к 25 годам он может перейти в другое качество и еще долго играть на новом уровне.

Тренировке по этой методике носят довольно напряженный характер, поэтому возможно попадание спортсмена в область неконтролируемого спада, когда на фоне усталости начинается ломка тонкой координации, хотя спортсмену кажется, что он еще полон сил, поэтому ухудшение качества выполнения сложных ударов, точности попадания по мячу, служат сигналом о возможной физической перегрузке и внесение корректив в тренировки.
4.3. Пример из практики.

При нападении с 4-го номера, я поступал обычно следующим образом. Если игра предстояла серьезная и передо мной стояло два хороших блокирующих, я начинал с ударов в линию, после 2-х, 3-х ударов, крайнему блокирующему поступала команда закрыть линию, после которой он смещался к антенне, стремясь закрыть линию как можно плотнее. После чего я давал возможность крайнему блокирующему себя заблокировать, и он оставался прикованным к антенне на все оставшееся время, а я переходил на удар с изменением направления движения руки, т.е. полностью имитировал удар в линию и положением корпуса и движением руки, но на пол пути менял направление движения руки, переходя на удар в 6-й номер, если была дырка между блокирующими, если центральный блокирующий успевал прибежать к крайнему и пристроиться, то я переходил на удар в 4-й номер. Если блокирующие были не очень сильные, то я обычно разбегался и прыгал, как для выполнения косого удара или удара в 6-й номер, держа линию под контролем периферическим зрением или вообще оставляя линию без визуального контроля, наблюдая за действиями блокирующих. Если я видел, что блокирующие поверили ложному движению и закрывали 6-й и 4-й номера я бесхитростно бил по линии. При игре со 2-го номера я, поскольку у меня был хороший удар со 2-го по 2-му, старался придержать центрального блокирующего как можно ближе к 3-му номеру, чтобы он освободил мне 6-й номер, и если крайний блокирующий начинал пристраиваться к центральному, то освобождалась линия. Эта система практически не поддается расшифровке, поскольку используется очень широкий набор ударов, удары от блока в аут, удары с зависанием, удары на опережение блока, удары по линиям, удары в 6-й и 4-й номера, кроме того я держал в резерве косой удар левой рукой с 4-го по 4-му или в 6-й номер, в зависимости от блока. Играя по этой системе у меня не было случая, чтобы я проиграл свою линию кому бы то ни было, в крайнем случае, проходил по нулям. Игрок, овладевший этой системой, способен разрушить любой блок, лишь бы до него могли довести мяч, пригодный для выполнения нападающего удара.

5.1. Развитие скоростной и силовой составляющих прыжка
Прыжковая подготовка – фундамент, на котором строится вся дальнейшая работа по подготовке нападающих высокого класса. По срокам подготовки она может занять самый продолжительный период времени, у меня заняло 6 лет, чтобы выйти на метровый отрыв и иметь метровый запас над сеткой. Без достижения прыжкового минимума, а это запас над сеткой 80 см, работа над сложной техникой нападения малоэффективна, здесь есть единственный выход: тренировки на пониженной сетке для отработки ударов в линию и с 4-го по 4-му и со 2-го по 2-му. В 10 классе я делал одну тренировку с девочками на женской сетке, занимаясь чисто отработкой сложных ударов, поскольку низкий прыжок не давал мне возможности выполнять эти удары на мужской сетке. В то время я доставал одной рукой кольцо, но этого запаса 80см над женской сеткой мне хватило, чтобы за год поставить все сложные удары, вторую тренировку я делал уже с мальчиками на мужской сетке как пасующий. Запаса 80см над верхним краем достаточно для того, чтобы разрабатывать линию и успешно бороться с одиночным ловящим блоком. Метр – минимальный запас над сеткой, чтобы стабильно забивать с 4-го по 4-му на зонном двойном блоке, при хорошей технике нападения в принципе этого запаса достаточно, чтобы обыгрывать двойной блок при хорошей, разнообразной и сложной технике нападения. Поэтому, чтобы низкий прыжок не являлся стопором при отработке сложных ударов, сетку можно периодически опускать для того, чтобы к моменту набора высоты прыжка у нападающего была устойчивая, сложная техника нападения.

Прыжок имеет две составляющие: скоростную и силовую, если скоростная поддается тренировке в ограниченных приделах, то силовая составляющая поддается тренировке в очень широких пределах, и результат зависит от энтузиазма тренирующегося и состояния коленей. Развитие скоростной составляющей можно начинать, наверно, лет с 13-14, а может и раньше. Я использовал два стандартных приема: доставание и запрыгивание.
Доставание – можно повесить в комнате мячик и стремиться допрыгнуть до него головой, после того, как начнете доставать головой – пытаться достать носом, потом подбородком, потом плечом. После тренировки по волейболу обязательно делать прыжки на кольцо. Доставание вырабатывает привычку тянуться вверх, а прыжки на кольцо необходимы для постановки правильной техники прыжка. Правильный, хороший мах руками дает прирост высоты прыжка 10см. Правильная техника прыжка напрямую связана с техникой нападения, с корявым прыжком освоить сложные удары проблематично. Хорошая техника прыжка и умение ловить мяч в верхней точке на максимальной высоте дает преимущество нападающему перед блокирующим по высоте, как минимум 20 см. Так как блокирующий прыгает не с полного активного разбега, без полноценного маха руками – это дает преимущество нападающему как минимум 10 см, и блокирующий выносит две руки, а нападающий одну вытянутую в плече, что дает еще 10 см.

Второй метод запрыгивания на подставку или перепрыгивания препятствий тоже очень важный, он позволяет задействовать очень важный фактор – фактор страха, запрыгнуть на препятствие, при взгляде на которое у тебя подкашиваются ноги, а тело становится ватным – значит одержать победу над собой. В основном я использовал прыжки по лестнице, стремясь запрыгнуть как можно выше, прыгал с места и с небольшого разбега с двух шагов. Линию запрыгивания с места можно понемногу отодвигать, стимулируя чувство страха. Очень эффективный метод спрыгивания с последующим перепрыгиванием препятствия. К сожалению, мне удалось пользоваться этим методом только одно лето, когда я в сентябре пришел на тренировку, ребята обратили внимание на то, что я стал прыгать значительно выше, правда я перестал попадать по мячу при ударе. Я спрыгивал с бума в яму с опилками и перепрыгивал вначале через один барьер, потом через второй, высоту которых плавно увеличивал, здесь включаются два фактора: переход из уступающего режима в преодолевающий, и фактор страха, что повышает эффективность тренировки. При использовании этих методов отпадает необходимость в сотнях прыжков, которыми любят нагружать спортсменов, очевидно, чтобы жизнь им не казалась медом.

Достаточно 30-40 прыжков в день, но с чувством страха. Можно по двести раз запрыгивать на 4-ую ступеньку в течение многих лет, но никогда не запрыгнуть на 8-ую. Ограничивающие факторы, на мой взгляд, в развитии прыжка по скоростной методике: состояние коленей, слабость спины, слабость ног, ограниченные возможности развития скорости. Для укрепления коленей очень эффективно ходить на коленях, разминочные прыжки по 10-20 прыжков на одной ноге на одну ступеньку, по 3-4 серии, больше не надо, отменить все скакалки, большое повторение невысоких прыжков вырабатывает стереотип мелкого прыжка. При подготовке спортсменов высокого класса количественные методы не проходят, проходят только качественные, тренирующие не только тело, но и мозг. За 3 года прыжковой подготовки без отягощений мне удалось неплохо поднять прыжок, примерно на 30см с лишним. 9 класс – до щита одной рукой. 10 класс – до кольца одной рукой, 11 класс – до кольца двумя руками (кончиками пальцев). В принципе, результат неплохой, если учесть, что я был абсолютно не скоростным, 100м за 13,5 с и непрыгучим. В конце 11 класса меня заставили пойти прыгнуть в высоту за школу, поскольку эти соревнования для меня были для галочки, я особо не старался, но после соревнований меня позвали в городскую секцию прыгунов в высоту. И когда я пришел на 1-ом курсе на штангу, там тренер сразу обратил внимание на скорость подрыва. Так что три года прыжков по лестнице неплохо развили скоростную составляющую прыжка. До прыжкового минимума нападающего среднего класса мне оставалось 10-15 см, поэтому я думаю, что выйти на уровень нападающего среднего класса может почти любой фанат, попавший в соответствующие условия.

Развитие силовой части прыжка лежит в очень широких пределах и зависит чисто от энтузиазма и продолжительности занятий: 1 год – 2 – 3 – 4 – 5 лет. Самое эффективное развитие прыжка возможно с помощью штанги и прыжков с отягощениями. Классические упражнения рывок и толчок являются базовыми, всякие качковские системы не годятся – это пустая трата времени, которого у спортсменов всегда не хватает. Мировой рекорд в прыжках с места 3,96м принадлежал болгарскому штангисту. Наши штангисты прыгали тоже очень неплохо, Варданян с двух ног перепрыгивал 215см, а Ригерт 190см. Я начал заниматься штангой с 1-го курса института. Толчком к этому послужила большая статья о Брумеле с его фотографией, где он рвал штангу 100 кг. Поскольку прыжок был моим слабым местом, а мировой рекордсмен по прыжкам занимался штангой, то дальнейший мой тренировочный процесс был определен, к тому же надо было решать вопрос с плечевым поясом. Я с 17 часов до 19 занимался штангой по обычной штангистской методике, а с 19 до 21 играл в волейбол. На следующий день прыгал с отягчающим поясом по лестнице, в результате мне удалось поднять прыжок еще на 30см и достичь хорошего профессионального отрыва.

Высота доставания Высота доставания Разряд по штанге в рывке Вес
1-ый курс   начало 68 кг
2-ой курс   III разряд 72 кг
3-ий курс   II разряд 75 кг
4-ый курс   I разряд 80 кг


Возможно, я доставал и выше, поскольку входил в форму ближе к концу соревнований, и не во всех залах была возможность замерить высоту прыжка. Высокая силовая подготовка делает прыжок стабильным, и он уже меньше зависит от психологического настроя на игру. По трудоемкости и времени прыжковая подготовка оказалась для меня самой сложной ввиду отсутствия природных физических качеств. Но поскольку сила развивается в очень широких пределах, то результат зависит от методики и возможностей занимающегося.
5.2. Расчет минимально необходимого отрыва от пола и высота доставания для нападающих мужчин и женщин, и определение примерного срока работы над прыжком

Для производства расчетов я взял следующие начальные значения: зона поражения при ударе – линия 7-го метра площадки, попасть в которую мячом не очень сложно; запас высоты при прохождении мяча над тросом – 15 см, чего в принципе достаточно; и добавил 20 см на обработку мяча кистью руки. Поэтому рисунку можно рассчитать высоту центра мяча от пола при стандартном ударе на полуметровом удалении мяча от сетки, и при ударах по мячам удаленным от сетки на 1.0 м и 1.5 м, на которые я перешел в соответствующих точках 1, 2, 3. Таким образом, получаем следующую таблицу результатов (см. таблица №1 на стр. 40). То есть удаление мяча от сетки требует более высокого прыжка, но не сверхъестественного, а вполне реально достижимого.

Я начал качать прыжок в 9-ом классе и естественно этим расчетом не занимался, просто в мое время очень хорошим результатом считался прыжок, при котором можно было достать локтем до кольца, что при моем росте прилично превышает метровый отрыв, и я рассчитывал, что когда-нибудь смогу достигнуть такого результата. Я освоил удары в линию на женской сетке (высота которой составляет 225 см) в 10-ом классе, когда доставал одной рукой кольцо, высота которого составляла 305 см. Таким образом, запаса 80 см над верхним краем сетки вполне достаточно для того, чтобы уверенно разрабатывать удары в линию. На мужской сетке я начал хорошо играть по линиям, когда начал доставать одной рукой высоту равную 320 см, т. е. когда запас над верхним краем опять вырос до необходимой величины, которая составляет 80 см. Очень уверенно и свободно я стал играть по линиям, когда запас приблизился к метру. Таким образом, учитывая написанное выше, минимальная высота, которую должен доставать нападающий при ударах по удаленным от сетки мячам, должна составлять примерно 348 см. Если взять женскую сетку, которая на 20 см ниже, то для точки, на удалении 1 м от сетки, высота центра мяча от пола будет 288 см, добавив 20 см на обработку рукой получим D2 = 288 + 20 + 308, что и будет являться женским минимумом доставания. Поскольку отводить мяч на 1,5 м от сетки нет необходимости, т. к. женщины и ростом пониже, и прыгают значительно хуже, и блок ставят весьма слабо. Поэтому я спрашивал девочек из команды «Тулица» достают ли они кольцо, поскольку это для них базовая величина с которой начинается нападающий. Зная минимальную высоту доставания в прыжке и высоту доставания рукой стоя на цыпочках можно определить примерный срок работы над прыжком. Моя высота доставания рукой стоя на цыпочках – H = 243, что совпадает с высотой мужской сетки. На основе данных таблицы №1, рассчитаем таблицу №2.

Таблица №2

Высота доставания рукой стоя на цыпочках Удаление мяча от сетки Высота центра мяча над полом, в точке удара (точки А1, А2, А3) 20 см на обработку мяча рукой Высота доставания рукой для выполнения удара в точке D Высота отрыва от пола D – H Запас над верхним краем сетки D – B
B = 243 Для меня Н = 243 для других игроков это будет другая цифра Точка 1 0,5 м А1 = 290 см 20 см Точка 1 D1 = 310 310 – 243 = 67 см 310–243=67 см
Точка 2 1,0 м А2 = 308 см 20 см Точка 2 D1 = 328 328 – 243 = 85 см 328–243=85 см
Точка 3 1,5 м А3 = 328 см 20 см Точка 3 D1 = 348 348 – 243 = 105 см 348–243=105 см


Зная исходную высоту прыжка, для меня 40 см, в 9-ом классе и высоту отрыва от пола в таблице №2, для того чтобы достичь уровня нападающего среднего класса для меня – 85 см можно вычислить примерный срок работы над прыжком, если добавлять по 10 см в год.

1. 85 см – 40 см = 45 см;

2. 45 см: 10 см ≈ 4 года.

Что и получилось на практике 3 года + 1 год в институте. Первую игру в стиле нападающего среднего класса я провел после 1-го курса института, в начале 2-го. Более способные, прыгучие и высокие ребята могут пройти этот путь быстрее, но тут есть два ограничивающих фактора:
• качественная рука, чтобы поставить руку требуется 2 – 3 года;
• сложная техника, чтобы поставить технику также требуется 2 – 3 года.
Поэтому я и говорю, чтобы перейти с начального уровня на средний надо 3 года быстрее может не получиться. Если рассмотреть рисунок 6, где исходные параметры ужесточены, взят запас при прохождении мяча над тросом 5 см, что для нападающих с хорошим чувством верхнего края сетки вполне реально, и взята зона поражения – 9-ый метр площадки, куда попасть сложнее, чем в 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: