В настоящее время научная литература располагает достаточным объемом знаний о психологических проблемах и характере эмоциональных переживаний как здоровых людей, так и больных, страдающих ахондроплазией и травматическим укорочением конечностей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. [15] Психологические же особенности больных ахондроплазией – врожденным дефектом длинных костей, а также личности больных с укорочением конечностей, приобретенным в результате травмы, – еще изучены слабо.
Ахондроплазия врожденная или хондродистрофия – хондродисплазuи (chondrodysplasia; с греческого «chondros» – хрящ, «рlasis» – образование), которая объединяет группу редких наследственных болезней, характеризующихся нарушениями развития скелета, изменениями нормального процесса окостенения хрящевой ткани, ее недостаточным или избыточным образованием. Ахондроплазия – врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте туловища, шеи и головы. Для больного с таким заболеванием характерны нарушения пропорций тела – карликовый рост, полученный в результате укорочения конечностей. При этом короткие руки у взрослых больных доходят до паховых складок. Лицо взрослого больного сохраняет детские черты.
Сравнительное исследование психологических особенностей ортопедических больных ахондроплазией и приобретенным в результате травмы укорочением конечностей проводилось в Курганском Российском научном центре «Восстановительной ортопедии и травматологии» имени академика Г.А. Илизарова. В исследовании изучались психологические особенности личности больных двух экспериментальных и одной контрольной групп. Экспериментальные группы составляли инвалиды женского пола в возрасте от 17 до 21 года:
|
А) группа – больные ахондроплазией (N – 9);
Б) группа – ортопедические больные с приобретенной патологией верхних или нижних конечностей (N – 8);
С) группа – контрольная, состоящая из здоровых студентов младших курсов Курганского государственного университета (N – 95).
Диагностика осуществлялась следующими методиками: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова. Все данные подверглись математико-статистическими методам анализа.
В исследовании рассмотрено два аспекта проявления эмоциональности личности. Первый аспект, отражающий субъективную оценку текущего состояния больных, изучался с помощью методики СУПОС-8. Опросник базируется на представлении о многокомпонентности типичного психического состояния человека, в структуре которого неравномерно представлены мобилизирующие и демобилизирующие компоненты психической деятельности.
Оптимальным для человека эмоциональным состоянием, обеспечивающим продуктивную жизнедеятельность и свидетельствующим о его высоком уровне адаптированности к жизни, является состояние, в котором доминируют мобилизующие компоненты состояния. В этом состоянии человек ощущает свою энергию, которой достаточно для проявления активности.
Второй аспект эмоциональности личности представлен субъективными оценками враждебности и агрессивности. Определение уровня агрессивности личности является одной из наиболее информативных характеристик при изучении поведения человека в кризисных жизненных ситуациях.
|
По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на нанесения оскорбления или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [5]
Выделяют следующие компоненты агрессивных реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, когда агрессивные действия опосредованно направлены на другое лицо; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и правил; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести. [22]
В таблице №1 представлены результаты тестирования актуального эмоционального состояния испытуемых методикой СУПОС – 8; в таблице №2 показаны параметры враждебности и агрессивности, полученные опросником Басса и Дерки.
|
Таблица 1. Таблица значений и различий шкал методики СУПОС-8
ШКАЛЫСУПОС-8 | А) ГРУППА (N-9) | В) ГРУППА (N-8) | С) ГРУППА (N-95) | ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | |||
M | SD | M | SD | M | SD | t – STUDENT | |
психическое спокойствие | 17.3 | 3.5 | 16.6 | 3.9 | 14.6 | 5.1 | - |
ощущение силы, энергии | 15.7 | 4.7 | 19.0 | 3.1 | 14.9 | 5.2 | 2–3 t-3.3 P < 0.02 |
стремление к действию | 11.7 | 2.3 | 15.7 | 4.3 | 11.0 | 4.4 | 2–3 t-2.8 P < 0.05 |
импульсивная реактивность | 6.8 | 5.6 | 13.6 | 5.9 | 8.5 | 5.1 | 1–2 t-2.3 – |
психическое беспокойство | 6.9 | 4.9 | 13.9 | 5.2 | 9.3 | 5.6 | 1–2 t-2.7 P < 0.05 |
страх, опасение | 6.0 | 4.9 | 12.3 | 4.3 | 5.5 | 4.2 | 1–2 t-2.7 P < 0.05 2–3 t-4.0 P < 0.01 |
Депрессия | 6.4 | 6.1 | 10.1 | 4.2 | 6.0 | 5.5 | 2–3 t-2.5 P < 0.05 |
Тоскливость | 7.2 | 5.1 | 8.9 | 3.0 | 5.0 | 4.9 | 2–3 t-3.1 P < 0.02 |
Таблица 2. Таблица значений и различий шкал методики Басса и Дерки
ШКАЛЫBUSS & DERКEЕ | 1 ГРУППА (N-9) | 2 ГРУППА (N-8) | 3 ГРУППА (N-45) | ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | |||
M | SD | M | SD | M | SD | t – STUDENT | |
физическая агрессия | 4.7 | 2.1 | 7.5 | 2.1 | 4.9 | 2.1 | 1–2 t-2.8 P < 0.05 2–3 t-3.1 P < 0.02 |
косвенная агрессия | 3.8 | 1.1 | 4.1 | 1.9 | 1.5 | 4.3 | - |
раздражение | 5.2 | 3.5 | 8.6 | 1.7 | 7.2 | 2.7 | 1–2 t-2.5 P < 0.05 |
негативизм | 4.8 | 1.5 | 4.7 | 1.1 | 3.5 | 1.4 | 2–3 t-2.6 P < 0.05 |
обида | 3.7 | 1.6 | 4.9 | 1.9 | 4.0 | 1.3 | - |
подозрительность | 4.3 | 2.4 | 7.0 | 2.2 | 4.3 | 2.1 | 2–3 t-3.0 P < 0.02 |
вербальная агрессия | 5.6 | 1.7 | 7.7 | 1.8 | 6.3 | 1.9 | 1–2 t-2.4 P < 0.05 |
чувство вины | 5.7 | 2.0 | 6.4 | 0.8 | 6.5 | 2.2 | - |
Общая агрессивность | 15.4 | 5.2 | 23.9 | 4.7 | 18.2 | 5.9 | 1–2 t-3.4 P < 0.02 2–3 t-2.8 P < 0.05 |
Общая враждебность | 8.0 | 3.0 | 11.9 | 3.1 | 8.7 | 2.9 | 1–2 t-2.4 P < 0.05 2–3 t-2.6 P < 0.05 |
Неосознаваемые личностные проблемы ортопедических больных получены с помощью проективной телесно-ориентированной методики У. Касселя, адаптированной в России А. Хромовым, в 1999 г., направленной на выявление соматических нарушений, психических отклонений и личностных проблем человека. [13]
Испытуемому предъявлялись в определенной последовательности 20 стимулов теста. Каждое чернильное пятно методики сфокусировано на определенном теоретическом аспекте представления тела и определялось системой оценок, базирующейся на контент – анализе (качественный анализ интерпретации ответов), которые распределялись по 17 категориям и шкалам (количественный анализ).
По предположению автора методики Уилфреда Касселя, субъекты, страдающие физическими недугами, психосоматическими болезнями и извращенными реакциями, должны воспринимать в стимульных пятнах гораздо больше патологических анатомических структур, чем здоровые люди. Соматические чернильные кляксы у здоровых людей должны вызывать преимущественно нормальные анатомические ответы – образы, а у больных – патологические. Если ответы испытуемого отличаются от нормативных, то это свидетельствует о каких-то физических или психических отклонениях. Можно интерпретировать результаты диагностики как качественно, так и количественно.
В таблице №3 показана достоверность различий параметров методики SIS – I трех групп (количественный анализ).
Таблица 3. Сравнительная таблица категорий и шкал методики SIS-I
ШКАЛЫSIS – I | 1 ГРУППА (N-9) | 2 ГРУППА (N-8) | 3 ГРУППА (N-95) | ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | |||
M | SD | M | SD | M | SD | t – STUDENT | |
Шкала (R) | 31.2 | 8.4 | 27.1 | 5.4 | 24.9 | 4.5 | 1–3 t-2.2 не достоверно |
Образы человека | 2.6 | 1.6 | 4.0 | 2.1 | 4.6 | 2.2 | 1–3 t-3.4 P < 0.01 |
Образы животного | 10.1 | 4.5 | 6.1 | 2.5 | 6.9 | 3.1 | - |
анатомические ответы | 10.0 | 7.9 | 7.4 | 2.0 | 8.2 | 3.8 | - |
сексуальные ответы | 0.7 | 1.7 | 0.6 | 1.7 | 1.7 | 2.6 | - |
ответы движения | 4.9 | 3.9 | 7.4 | 4.5 | 8.2 | 6.1 | 1–3 t-2.3 P < 0.05 |
типичные ответы | 2.6 | 1.3 | 2.4 | 0.8 | 3.0 | 1.4 | - |
нормативные ответы | 13.8 | 2.2 | 12.1 | 1.5 | 12.2 | 4.0 | - |
нетипичные ответы | 6.0 | 2.3 | 7.5 | 1.5 | 6.0 | 3.7 | 1–2 t-2.0 не достоверно |
положительные эмоции | 0.6 | 0.7 | 1.1 | 1.1 | 1.6 | 1.5 | 1–3 t-3.7 P < 0.01 |
отвержение образа | 7.7 | 4.8 | 6.0 | 3.0 | 3.8 | 3.5 | 1–3 t-2.3 P < 0.05 |
вытеснение | 3.6 | 0.7 | 1.7 | 2.0 | 3.7 | 1.7 | - |
патологическая анатомия | 1.3 | 3.0 | 2.3 | 3.3 | 1.6 | 1.9 | - |
Депрессия | 2.9 | 2.5 | 4.4 | 3.8 | 2.3 | 2.4 | - |
Агрессия | 1.4 | 1.8 | 0.6 | 1.1 | 2.5 | 3.4 | 2–3 t-3.4 P < 0.02 |
Паранойя | 0.8 | 1.6 | 0.3 | 0.5 | 1.0 | 2.2 | 2–3 t-2.8 P < 0.05 |
ответы сердца | 1.7 | 1.0 | 0.9 | 0.8 | 1.3 | 1.1 | - |
Исследование показало, что испытуемые двух групп ортопедических больных с укорочением конечностей имеют различия в характеристиках психологического состояния личности, и эти различия в наибольшей степени обнаруживаются на неосознаваемом уровне психики. На уровне же субъективных оценок только в группе больных с приобретенным укорочением длинных костей конечностей параметры состояния достоверно отличаются от контрольной группы.
Субъективные оценки больных, страдающих ахондроплазией, достоверно не отличаются от оценок здоровых людей. Это относится как к оценкам агрессивности, так и к показателям текущего эмоционального состояния. Уровень агрессивности, полученный у больных с врожденным дефектом конечностей, ниже, чем у больных, имеющих приобретенный ортопедический дефект.
В исследовании наиболее значимая информация была получена в ответах на многозначные визуальные стимулы телесно-ориентированной методики SIS-I. Методика Касселя позволила выявить неосознаваемые личностные проблемы ортопедических больных, недоступные субъективному отражению, и подтвердить убежденность З. Фрейда, что образ «Я», прежде всего, – телесный; «Я» не только поверхностное существо, но и проекция поверхности тела». [37]
У больных ахондроплазией наблюдается непонимание особенностей своего тела, непринятие, отвержение визуального образа (отказ описать, возникающий образ), что встречается достоверно чаще у больных, чем у здоровых людей.
Образ тела (карликовый рост) вытеснен из сознания больных ахондроплазией полностью: тело у больных представлено только на бессознательном уровне психики. Такие больные дают в своих ответах достоверно меньше, в сравнении со здоровыми людьми, образов людей, что свидетельствует о блокировании процесса перцепции телесных структур. Благодаря деятельности механизма вытеснения и цензуре поступающей информации, сознание больных защищено от образов деформированного тела, что позволяет такому человеку чувствовать себя счастливым. Лица, проявляющие тенденцию к соматическому вытеснению, при необходимости замещают визуальный соматический образ его социально приемлемым аналогом. Вытесненные в бессознательное образы тела позволяют сознанию формировать неадекватную самооценку образа «Я», которая определяет поведение больных ахондроплазией, не соответствующее их физическому состоянию.
У больных ахондроплазией на проективную методику Касселя получено также достоверно меньше ответов с образами движения. Существует такая закономерность: меньше ответов движения – выше значения тревожности, мнительности и меньше выражена потребность в деятельности. Одним словом, физически и психически здоровые индивиды (контрольная группа) дают достоверно больше ответов движения, чем больные.
Благодаря методу контент-анализа были выделены такие ответы на стимулы проективной методики, в которых неосознанно проецируется главная проблема больного ахондроплазией – образ «Я – маленький». Такие фразы как: «танцующий человечек, без рук», «малыш», «старенький мужичок», «маленький зайчик», «красный маленький заяц», «мордашка», «песочница», «дитя с косичками», «птенцы», «влюбленные попугайчики», «мышонок, если смотреть на него сверху», «мутант», «туловище и уменьшенные органы», «головы козлят», «глазки и мордочка» в контексте данного заболевания являются специфическими и статистически чаще встречаются в ответах людей с патологически низким ростом, чем в высказываниях ортопедических больных с приобретенным дефектом или в ответах здоровых людей. Соотношение подобных высказываний при равном количестве испытуемых 17 – 6 – 3.
У здоровой личности, как правило, преобладает положительное и оптимистичное отношение к жизни, [38] что проявляется в характере высказываний на стимулы проективной методики SIS – I. В группе больных, страдающих ахондроплазией, таких высказываний обнаружено достоверно меньше, чем в группе здоровых испытуемых.
Заключение
Результаты исследование позволяют дать следующую характеристику лицам, страдающим ахондроплазией. Это люди чувствительные, мечтательные, беспечные и доверчивые, они менее, чем здоровые люди, склонны выполнять рутинную работу, предпочитая разнообразие в интеллектуальной деятельности. Основные личностные проблемы этих людей обусловлены неустойчивостью эмоциональной сферы, проявляющейся в изменчивости настроения, незащищенности, неприспособленности к жизненным трудностям. У них слабая воля, зависимое поведение и теплые отношения с другими людьми, что иногда расценивается как демонстративность, искусственность поведения (истеричность).
Больного, страдающего ахондроплазией, можно назвать «неадекватная личность». В его личностном развитии преобладает инфантилизм. В привычной социальной среде он хорошо адаптирован. Однако в широкой социальной среде большинство людей с таким заболеванием имеет низкий уровень социально-психологической адаптированности.
Больные с приобретенной ортопедической патологией, по сравнению с больными ахондроплазией, имеют в сознании отчетливый образ своего деформированного тела, и это их сильно фрустрирует, вызывая невротические реакции. У таких больных высокая физическая и вербальная агрессивность, раздражительность, негативизм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и чувство вины; им свойственны экстрапунитивные реакции, проявляющиеся в повышенных требованиях к окружающим, в конфликтном поведении, в депрессивном настроении.
У ортопедических больных с приобретенной патологией достоверно больше, чем у здоровых испытуемых, на уровне сознания выражено стремление к проявлению активности, которая носит компенсаторный характер, так как сочетается с высокими показателями психического беспокойства, страха, депрессии, тоскливости, тягостного настроения, необдуманности поступков. У больных имеются сомнения в проявлении искренности и любви к ним со стороны других людей, и поэтому они испытывают меньше положительных эмоций, чем здоровые люди.
Любого больного из группы больных с травматическим укорочением конечностей можно охарактеризовать как «невротическая личность», имеющего низкий уровень социальной и психологической адаптированности.
Больные с травматическим укорочением конечностей показали на проективные стимулы SIS – I достоверно ниже, в сравнении со здоровыми испытуемыми, значения агрессивности и паранойи, что не согласуется с их субъективными оценками агрессивности, показанными на тест Басса и Дерки. Дело в том, что отношение таких больных к своему измученному телу более «сочувственное», чем к телам других людей (испытуемый идентифицирует стимульный материал, в первую очередь, со своим телом). У испытуемых с врожденной патологией конечностей эти параметры, в сравнении со здоровыми людьми, не имеют статистических различий.
Испытуемые обеих экспериментальных групп имеют специфические особенности в оценках осознаваемых проблем, которые отличаются от оценок здоровых людей, Ортопедические больные высказываются, что их меньше волнует то, чем они будут заниматься в будущем, и проблемы внешности. Возможно, эти проблемы вытесняются из сознания. Значимые для больных проблемы касаются, в основном, социальных вопросов, проблем взаимоотношений с другими людьми и будущей семейной жизни.
Корреляционный анализ шкал методики Касселя и опросника Басса и Дерки показал, что чем реже ортопедические больные с врожденной патологией конечностей дают на стимулы проективной методики ответы с образами человека, тем ниже у них враждебность; больше патологических анатомических образов – меньше вербальная агрессия. Чем выше значения, полученные по шкале соматического вытеснения, тем выше они оценивают своё состояние, определяя его как состояние функционального комфорта, и у них больше проявляется желание оставаться ребенком (не желают взрослеть), и тем ниже – показатель самопонимания. Вытесненная в бессознательное проблема внешности позволяет индивиду чувствовать себя свободным и счастливым, что усиливает контраст несоответствия между грубой физической патологией и относительно адаптированным поведением.
В группе ортопедических больных с приобретенной патологией корреляционный анализ показал, что чем чаще больные дают ответы на стимулы методики Касселя с образом человека, тем ниже у них показатели раздражительности и агрессивности; чем больше у них имеется ответов, содержащих образы животных, тем выше показатели подозрительности и меньше чувство вины; чем больше анатомических ответов, тем выше уровень косвенной агрессии (как и у больных с врожденной патологией), что может рассматриваться как проявление замещенной агрессии на обстоятельства, приведшие к физическому уродству, что также согласуется с проявлением у больных тенденций к экстрапунитивным реакциям.
Литература
1. Албегова И.Ф. Техника трудоустройства в социальной адаптации населения // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 / Под ред. В.В. Козлова. – Кострома, 1996, с. 53–57.
2. Басс и Дерки. Инвентарь враждебности / Пер. Александровского Ю.А. – М., 1957.
3. Белый Б.И. Тест Роршаха – Санкт-Петербург, 1992. С. 133.
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. С. 265.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. С. 327.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. С. 67–70.
7. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало. 1994. C. 251.
8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат. 1987. С. 286.
9. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – Л., 1976. С. 297.
10. Добровольская Т.А. Социально-писхологические особенности инвалидов и здоровых // Социологические исследования. №1, 1993.
11. Изучение психического развития аномальных детей (совм. с А.П. Гозовой, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, Т.В. Розановой) // Дефектология.1983. №6.
12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / общ. ред. и предисловие В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – Спб.: «Лениздат», 1992, 708 с.
13. Кассель У., Хромов А.Б. Телесно-ориентированная методика диагностики личности. – М., 1999. С. 335.
14. Как обеспечить личную безопасность. Практические рекомендации – М., «МиК», 1993. С. 32.
15. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л., 1980. С. 32–33.
16. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 91–102, 109–114.
17. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. – СПб.: Питер, 2000. С. 179–183, 200, 263–268.
18. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Сост. С.С. Лебедева – СПб., 1998. С. 5.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. С. 43–47.
20. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Наука. 1989. С. 243–250.
21. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Наука. 1973. С. 421.
22. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – Л., 1987. С. 386.