Порядок построения картины зацепления




1. Проводим межосевую линию так, чтобы она начиналась в верхнем правом углу листа ватмана формата А1, а заканчивалась на расстоянии, равном ¼ высоты листа от нижнего левого угла. Намечаем центры зубчатых колес O 1 и O 2, отложив на межосевой линии в масштабе mL расстояние aW. Масштабный коэффициент mL выбираем таким образом, чтобы длина отрезка O 1 O 2 на чертеже лежала в диапазоне 850…950 мм. Дальнейшее построение ведем в выбранном масштабе.

2. Из точек O 1 и O 2 проводим начальные окружности, касающиеся друг друга в полюсе зацепления Р.

3. Через точку P проводим перпендикуляр к отрезку O 1 O 2. Для более точного его проведения рекомендуется использовать метод засечек.

Для этого циркулем делаем засечки на линии O 1 O 2 с центром в полюсе P. Далее из полученных точек радиусом большей величины делаем засечки с двух сторон от межосевой линии. Точки пересечения этих засечек и полюс P должны лежать на одном перпендикуляре к межосевой линии O 1 O 2.

4. Из точек O 1, O 2 проводим лучи под углом aсб к отрезку O 1 O 2. Для более точного построения угла проводим из точки P вдоль перпендикуляра отрезки PH 1 и PH 2 равные , . Точки H 1 и H 2 соединяем с точками O 1 и O 2.

5. Наносим на чертеж основные окружности. Точки их пересечения с лучами O 1 H 1 и O 2 H 2 обозначим соответственно N и M. Проводим линию NM - теоретическую линию зацепления. Точка P обязательно должна располагаться на линии NM, в противном случае даже при малейшем расхождении нужно искать ошибку.

6. Посредством перекатывания линии зацепления по основным окружностям 1-го и 2-го колес получаем эвольвентные профили зубьев.

Алгоритм построения эвольвенты:

1) Отрезок PN разбиваем на несколько частей (4 или 6) равной длины P 1=12=23=34=…

2) Из точки N по дуге основной окружности откладываем дуги и т. д., так чтобы и т. д. (отрезки откладываем циркулем в предположении, что длина хорды равна длине дуги окружности)

3) Через точки , … проводим лучи, характеризующие положение прямой в процессе ее перекатывания по основной окружности (для более точного получения положения касательных проводим радиусы из центра O 1 в точки , …, тогда лучи будут перпендикулярны к этим радиусам)

4) Из точек , … откладываем на проведенных лучах отрезки равные соответственно отрезкам .

5) Соединяя точки ,…, получаем эвольвенту профиля зуба.

7. Наносим на чертеж все оставшиеся окружности зубчатого зацепления (окружности головок и впадин зубьев, делительные окружности).

8. Находим ось симметрии зуба, зная его толщину по начальной окружности (для этого делим SН на 4 части и откладываем их циркулем по дуге начальной окружности). Имея положение оси симметрии зуба и его толщины по другим окружностям, строим эвольвенту его другой стороны. Можно использовать метод симметрии (оба метода должны дополнять и проверять друг друга).

В случае, когда rВ < rО ножка зуба на участке от основной окружности до окружности впадин представляет собой участок радиуса, соединяющего начало эвольвенты (точка P ¢) с центром колеса, радиус закругления r =0,2 m.

Аналогично строим эвольвентные профили зуба для второго колеса.

9. С учетом шага t строим профили еще двух зубьев для каждого колеса (справа и слева). Делим шаг на 4…6 частей и откладываем их по делительнойокружности при помощи циркуля, тем самым получаем положения осей симметрии. При построении зубьев можно использовать метод симметрии, перенося толщины зубьев с имеющегося зуба циркулем. (Для облегчения восприятия изложенной ниже методики определения параметров зацепления на рис. 7 не приведены некоторые вспомогательные построения)

10. Находим практическую линию зацепления. Практическая линия зацепления ab отсекается на теоретической линии зацепления NM окружностями головок зубчатых колес.

11. Находим дугу зацепления. Через точки a и b пунктирными линиями проводим эвольвенты зубьев при входе в зацепление и при выходе из него. Расстояние между эвольвентными профилями зубьев по начальной окружности является дугой зацепления (дуги ce и fd).

12. Отмечаем рабочие участки профилей зубьев. Для нахождения рабочего участка зуба надо найти на нем точки сопряженные с точками a и b. Для этого, например, на первом колесе проводим дуги окружностей радиусами O 1 a и O 1 b до пересечения с профилем зуба и получаем точки A 1 и B 1 соответственно. Отрезок эвольвенты A 1 B 1 - рабочий участок профиля зуба первого колеса.

13. Рассчитывается коэффициент перекрытия через практическую линию зацепления

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: