ДИАТРИБА» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО




 

Дезидерий-Эразм из Роттердама (настоящее имя Герхардт Герхардс, 1469-1536), незаконнорожденный сын священника и его служанки, в молодости монах одного из нидерландских монастырей, упорным трудом сумел получить блестящее филолого-гуманистическое образование[4]. Эразм раскрыл масштабную литературно-издательскую деятельность примерно с 10-х годов XVI в. Из всех писателей-гуманистов его можно назвать одним из самых плодовитых. Труды его написаны на классической латыни, которая была основным языком ученых того времени, а стиль написания выделяется изяществом и непринужденностью.

Диатриба Эразма «О свободе воли», изданная в 1524 году, стала первой попыткой ответить Мартину Лютеру на его деятельность. Учение Эразма повторяет учение раннего Августина. Эразм не черпает аргументов ни у античных, ни у современных философов, но обходится одним Священным Писанием. Эразм жалеет о том обстоятельстве, что Лютером были намеренно проигнорированы сочинения Отцов Церкви, где подчеркивается значение свободной воли[5].

Эразм соглашается с Блаженным Августином, говорившем об упреждающей благодати, дарованной Богом человеку, дабы он мог действовать свободно. Однако, в то же время он отмечает, что Августин испортил свою точку зрения в пылу борьбы с Пелагием и оказался менее прав. Эразм указывает на главный пункт расхождения с Лютером – на доктрину божественного предопределения. По мнению философа, гуманист не может принять подобную точку зрения, не принеся в жертву свое достоинство. Эразм говорит, что у человека и после грехопадения сохранились добрая воля и склонность нравственно самосовершенствоваться, а иначе, человек способен творить лишь зло и никак не несет за него ответственность, а, следовательно, нет смысла призывать согрешившего к покаянию[6]. Бог, наказывающий людей за грехи, которых они не могут избежать, существо недостойное почитания, и одна мысль об этом уже является богохульством.

 

КОНЦЕПЦИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА О РАБСТВЕ ВОЛИ

Мартин Лютер с 1501 по 1505 учился в Эрфуртском университете, в 1505 получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию. Однако пережив острый духовный кризис, поступил в августинианский монастырь, в 1506 постригся в монахи, принял духовный сан (1507); в 1512 получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Виттенбергского университета[7].

В 1517 Лютером были обнародованы 95 тезисов, где он не только критиковал Римско-католическую церковь за ее многочисленные прегрешения, в частности торговлю индульгенциями, но и по-новому осмыслил христианское вероучение[8].

Трактат Мартина Лютера «О рабстве воли» занимает больше места, чем «Диатриба» и, как можно судить по названию, призван парировать аргументы, выдвинутые Эразмом в работе «О свободе воли». Лютер соглашается с Эразмом в том, что проблема свободной воли является ключевой для христианина. Однако, он безоговорочно доверяет вере во всемогущего и милосердного Бога, вере страстной и не подлежащей сомнению. О том, как Лютер относится к свободной воле, говорят следующие его слова: «Воля человеческая находится где-то посередине, между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает, как говорит об этом псалмопевец: “Как скот был я перед Тобою, и я всегда с Тобою...”, если же владеет им сатана, он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает. И нет у него никакой воли бежать к одному из этих ездоков или стремиться к ним, но сами ездоки борются за то, чтобы удержать его и завладеть им»[9].

Лютер доводит мысль Августина о предопределении до конца, но делает из нее иной вывод: смысл жизни человека – это вера в то, что он находится в числе избранных, которые способны достичь вечного блаженства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь мы можем заключить, что ни у Лютера, не у Эразма нет законченной и полностью объясняющей тематику спора теории. Спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским показывает нам столкновение христианского духа и секулярного интеллектуального рассудка. Трактаты обоих философов изобилуют противоречиями.

Лютер взялся переинтерпретировать Августина, Эразм же принял за основу классическую концепцию из учения раннего Августина. Как ранний Августин не согласился бы со своим поздним учением, так и Лютер вступил в спор с Эразмом. Но кроме этого, следует понимать, что человек веры и интеллектуал гуманизма – это совершенно разные пути рассуждений и взгляды.

Спор этот вне всякого сомнения сыграл великую роль в становлении теологической и философской мысли того времени: здесь ярко выражается полемика горячей христианской, местами безрассудной, веры Лютера и холодного рационального, частью скептического, мышления Эразма. И хотя спор этот так и не решает вопроса о возможности человеческой свободы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер вне всякого сомнения явились теми, кто создал целый пласт европейской культуры и, явившись также родоначальниками Реформации, изменили раз и навсегда ход жизни средневековой Европы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: