МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Князькин Сергей Александрович
М. ЛЮТЕР И Э. РОТТЕРДАМСКИЙ: СПОР О СВОБОДЕ ВОЛИ
Контрольная работа по всеобщей истории: новому и новейшему времени студента
2-го курса заочной формы обучения
Руководитель преподаватель курса кандидат исторических наук, доцент Шаповалова Елена Владимировна |
Москва 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Истоки концепций М. Лютера и Э. Роттердамского
2. «Диатриба» Эразма Роттердамского
3. Концепция Мартина Лютера о рабстве воли
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
В XVI в. состоялось событие, ставшее поворотным в судьбе западного мира. Оно произошло в церковной сфере: на исторической сцене появилось новое христианское направление — протестантизм. Возникновение нового религиозного движения породило множество разнообразных культурных, политических и социальных процессов на западной мировой арене. Совокупность этих процессов называют движением Реформации, а принятые Католической Церковью меры по сдерживанию идеологической оппозиции – Контрреформацией.
Данная тема актуальна поскольку невозможно переоценить значение Эразма Роттердамского и Мартина Лютера в мировой истории, в создании целого пласта европейской культуры и изменении хода жизни средневековой Европы. Эта проблема актуальна и потому, что до сих пор не существует унифицированного мнения об отношениях между Богом и человеком, но лишь разные толки о согласовании человеческой воли с Божественным предвидением и действием благодати.
Когда происходит спор между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером, то для судьбы Европы, это событие является не менее значимым, чем собор Католической Церкви в Триденте. Интересно и то, что Э. Роттердамский и М. Лютер использовали один и тот же источник для обоснования своих мнений в споре – творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского.
Данная работа ставит своей целью рассмотреть предмет спора - вопрос о человеческой сфере компетенции, о возможности человеческой свободы. Мы кратко опишем предпосылки этого спора, а также его детали, и приблизительно покажем сходства и различия в мировоззрении оппонентов.
Работа опирается на историческую литературу и творения современников Реформации.
ИСТОКИ КОНЦЕПЦИЙ М. ЛЮТЕРА И Э. РОТТЕРДАМСКОГО
Первым великим богословским кризисом, который возник среди западных латиноязычных христиан, стали пелагианские споры V века. Пелагианство в своем учении утверждало полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, что приводило к отрицанию учения о первородном грехе и божественном предопределении[1]. Пелагианские споры побудили Блаженного Августина Иппонийского написать ряд сочинений против пелагиан, и после осуждения их ересь перестала существовать как общественное движение. Однако конфликт между идеями пелагиан и их противниками остался одной из важнейших нерешенных проблем западной Церкви и ее богословия.
В области богословия Блаженный Августин завершил целую эпоху – закончил тринитарные и христологические споры, и поставил актуальные вопросы антропологии: отношения между Богом и человеком. Вместе с этим открылись и новые пути богословской жизни. В Риме Августин начинает написание труда «О свободе воли», и изложенное в нем учение о воле становится основополагающим в эпоху Средневековья, поскольку в нем содержатся и онтологическое, и гносеологическое доказательства бытия Бога и человека.
Трактат «О свободе воли» является диалогом и состоит из трех книг[2]. В первой книге анализируется проблема сущности зла и источника зла. Во второй речь идет об источнике права, которое наделило человека по свободному выбору возможностью творить как добро, так и зло. Проблема относится к пониманию действий Бога, или разумного обоснования веры. В третьей книге решаются богословские проблемы.
В своем трактате «О свободе воли» Блаженный Августин выводит выводит утверждение о существовании свободной человеческой воли, расположения которой могут быть благими или злыми. Однако, в своем учении о свободной воле и благодати Августин впадает в заблуждение, которое связано с идеей предопределения. Августин действительно отрицает, что Бог желает всем людям спастись, хуже того, логическое следование мысли заводит его так далеко, что он даже учит (хотя лишь в некоторых местах) об «отрицательном» предопределении — к вечным мукам, — абсолютно чуждом Писанию. Он ясно говорит о «категории людей, которые предопределены к гибели»[3]. Именно эта фаталистичность Августина не позволила ему создать действительно непротиворечивого учения о свободе воли и предопределении. Он считал природу человека в грехопадении испорченной настолько, что человек уже не способен не только на какое-либо подлинное добро, но и даже на стремление к нему.
Философия Блаженного Аврелия Августина явилась источником концепций как Эразма Роттердамского, так и Мартина Лютера, что тем не менее впоследствии вылилось в спор двух великих умов.