для самостоятельной внеаудиторной работы студентов




ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

Методические указания

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

 

Занятие № 1. Тема: Мутационная изменчивость.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной теме:

1. С использованием рекомендуемой учебной литературы, конспектов лекций и слайд-презентаций выполнить в тетрадях для самостоятельной работы, следующие письменные задания:

 

ü Составьте таблицу «Классификация мутаций по характеру изменения генетического материала»

Тип Определение Причины Примеры
Генные Изменение в последовательности нуклеотидов    
     
     

 

ü Составьте таблицу «Типы и характеристика генных мутаций»

Тип Характеристика
Замены пар оснований Транзиции  
Трансверсии Пурин меняется на пиримидин и наоборот (АТ→СG, АТ→ТA и т.д.)
  …    
   

ü Составьте таблицу «Тип и характеристика хромосомных мутаций»

Тип Характеристика
Межхромосомные    
    …    
   
   

ü Составьте таблицу «Тип и характеристика геномных мутаций»

Тип Характеристика
Анеуплоидия Моносомия 2n - 1  
     
       
     

2. Ответьте на вопросы для самоконтроля:

1) Основные положения мутационной теории Г. де Фриза.

2) Типы (способы) классификаций мутаций.

3) Чем отличается наследование соматических мутаций от генеративных.

4) Дайте определение понятий «мутация», «мутант».

5) Типы рапарационных систем.

6) Что такое SOS-репарация?

7) Физиологическая гипотеза мутационного процесса.

8) При облучении иногда возникают хромосомные перестройки, а иногда – хроматидные. Как это объяснить?

9) Инверсии называют запирателями кроссинговера. Почему?

10) Что такое «эффект положения»?

11) Причины возникновения полиплоидии.

12) Методы учета мутаций у микроорганизмов.

13) Методы учета мутаций у эукариот (на примере дрозофилы).

14) Роль хромосомных мутаций в процессах микроэволюции и видообразования.

3. Выполните следующие задания:

1) Растение, гомозиготное по доминантному аллелю (АА) подвергли рентгеновскому облучению и скрестили с растением, гомозиготным по рецессивному аллелю (аа). Из 400 полученных в F1 растений – 3 имеют рецессивный фенотип (аа). Как это можно объяснить?

 

2) Какие фенотипы и в каком соотношении могут возникнуть при реципрокных скрещиваниях двух трисомиков Ааа и ААа при условии полного доминирования. У отцовского растения жизнеспособны только гаплоидные гаметы.

 

3) Проиллюстрируйте метод сбалансированных леталей.

 

Заключение _________________________ Заключение__________________________________

____________________________________ _____________________________________________

 

4) Проиллюстрируйте метод Меллер-5.

 

 

Заключение _________________________ Заключение__________________________________

____________________________________ _____________________________________________

4. Ситуационная задача для работы в группе.

 

С начала до середины двадцатого века во многих странах использовались принципы евгеники с целью улучшить желательные человеческие признаки и элиминировать нежелательные. Во многих странах, включая Канаду, Германию, Великобританию и США, вводились программы принудительной стерилизации для «слабоумных», умственно отсталых и криминальных лиц. Зная историю развития евгеники, возникает вопрос – можно ли использовать этот термин в отношении генетического тестирования синдрома Дауна и других генетических заболеваний? Итак

 

1. Считаете ли вы, что современная пренатальная и предимплантационная генетическая диагностика с последующими селективными абортами является евгеникой? Обоснуйте свой ответ.

2. Насколько желательно или возможно недирективное генетическое консультирование (когда главная роль отводится советам, а не директивам врача)?

3. Воспользовались бы вы преимуществами генетических технологий для выбора признаков вашего будущего ребенка? Какие признаки бы вы выбрали: рост, вес, интеллектуальные качества, спортивное телосложение, артистизм? Можно ли отнести такой выбор к евгенике?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: