Речь психолога-консультанта




Міжрегіональна академія управління персоналом харківський інститут

РЕФЕРАТ

з дисципліни Психологическое консультирование

тема Консультивный контакт и его компоненты

Студента (ки) денного відділення

ПопсуйшапкоАліни Андріївни

(прізвище, ім’я, по батькові)

курсу III

група Ін2-9-11-Б1Пс (4 Од)

напряму підготовки (спеціальності) практичний психолог

 

спеціалізації психологія

Керівник Хайменов Олександр Анатолійович

 

Харків 2014

Содержание

 

 

Вступление……………………………………………………………….3

Речь психолога-консультанта……………………………………..……6

Анализ эмоционального состояния…………………………………....10

Роль и место консультанта в консультировании……………………..12

Вербальный и невербальный контакт………………………………....14

Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии……..23

Список литературы……………………………………………………..30

 

 

Вступление

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. Эта специфичность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по: Kennedy, 1977):

"Уникальность природы терапевтического контакта зависит от способности терапевта различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. В противоположность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент раскрывает интимные подробности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте". Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

· эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

· интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

· динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

· конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

· оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

· добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

 

 

Речь психолога-консультанта

 

Консультативная встреча, хотя и является непродолжительной по сравнению со всей жизнью клиента, оказывает на него обычно более глубокое и интенсивное воздействие, чем любые другие межличностные контакты. Человек, обращающийся за консультативной помощью, раскрывает многие подробности личной жизни и переживаний, которые удивляют, огорчают или шокируют его самого и о которых, возможно, больше никто не знает. Такого рода контакт делает его похожим на тесные дружеские отношения. Однако консультанту важно осознавать отличия этих типов отношений.
Во-первых, консультативный контакт предполагает достаточно полное раскрытие клиента, в то время, как консультант волен выбирать меру своего самораскрытия.
Во-вторых, консультату принадлежит приоритет в истолковании смысла рассказанного и в выборе способов взаимодействия. Тем самым консультативный контакт строится по правилам, устанавливаемым консультантом. А эти правила, в свою очередь, определяются его теоретической ориентацией.
Консультант-психоналитик будет заботиться о сохранении личной анонимности, стремиться уменьшить реакции переноса и сопротивление клиента, затрачивая основные усилия на интерпретацию представляемого клиентом материала.
Представитель феноменологического (экзистенциально-гуманистического) подхода будет воспринимать консультативный контакт как сущность процесса консультирования, как встречу двух равноценных людей, во время которой изменения происходят в равной мере с каждым. Своей главной задачей такой консультант будет считать обеспечение отношений искренности, теплоты, эмпатии, уважения и поддержки, надеясь, что усвоение и перенос опыта таких отношений в другие сферы жизни клиента позволят ему более гармонично, ответственно и продуктивно решать возникающие проблемы.
Консультант, ориентированный на идеи поведенческого подхода, будет занимать активную и директивную позицию в контакте, обучать клиента новым для него формам поведения и контролировать качество результатов обучения.
Представитель когнитивного направления в процессе консультативного контакта будет активно выявлять дезадаптивные системы убеждений и верований клиента, типичные искажения мышления и способы интерпретации событий, оспаривать их, подвергать высмеиванию и экспериментальной проверке, обучать техникам контроля над автоматическими мыслями и эмоциональными реакциями.
Как мы можем видеть, вне зависимости от теоретической ориентации консультативному контакту отдается первостепенная роль в процессе консультирования.
Качество консультативного контакта зависит от физических и эмоциональных составляющих психологического климата, а также от коммуникативных навыков консультанта.
К физическим компонентам психологического климата обычно относят организацию места консультирования, особенности расположения консультанта и клиента в пространстве, структурирование времени консультирования.
Требования к организации места консультирования определяются основной идеей – заботой о максимальной комфортности этого места для клиента, о снижении уровня его тревожности, о минимизации отвлекающих факторов. При длительной консультативной работе желательно принимать клиента в одном и том же кабинете, так как это не отнимает времени и сил на освоение новой обстановки, позволяет чувствовать себя привычнее и безопаснее.

Вопросы взаимного расположения клиента и консультанта во время консультативной встречи связаны с известным социально-психологическим феноменом «личного пространства». Как известно, переживание человеком личного пространства зависит от ряда факторов и может изменяться в зависимости от возрастных и культурных различий, обсуждаемой темы, от отношений участников беседы. Клиенту после приветствия важно предложить самому выбрать удобное для него место. Считается, что одним из самых удобных для создания ситуации сотрудничества является расположение консультанта и клиента за столом с одной стороны. При этом консультанту доступны для наблюдения все невербальные особенности поведения клиента, а клиент имеет возможность менять расстояние в зависимости от собственного желания и ситуации консультирования.
Структурирование времени консультирования также является очень значимым компонентом психологического климата. В мировой практике традиционной является длительность одной консультативной встречи в пределах 45 – 50 минут. Более продолжительная беседа обычно вызывает утомление, снижение концентрации внимания. Менее продолжительная беседа может оказаться недостаточной для глубокого обсуждения проблем, вызвать дополнительное напряжение у каждого из участников.
Особенно значима длительность первой встречи. Важно не создавать у клиента нереалистичных ожиданий и обозначать пределы времени консультирования: «В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».
Во время первой встречи необходимо определить и общую длительность консультирования, примерное количество других встреч для обсуждения различных аспектов той или иной проблемы. Для этого можно заключить с клиентом контракт на 3-4 встречи, а затем корректировать эти планы в зависимости от качества и продуктивности взаимодействия.

Играет определенную роль и частота встреч. Одна – две встречи в неделю считаются достаточными для установления продуктивного контакта, позволяют сохранять в памяти значимые детали предыдущих встреч.
В целом, важно отметить, что длительность консультативных бесед может изменяться в зависимости от возраста клиентов, а также от специфических условий проблемной ситуации. Так, беседа с ребенком дошкольного возраста должна длиться не более 20 минут, с ребенком младшего школьного возраста – около получаса, а с детьми старше 12 лет возможна длительность беседы около часа. Кроме того, если представленная в консультативной встрече проблемная ситуация имеет кризисный характер, требует срочной психологической помощи, длительность консультативной встречи может быть увеличена до 2.5 – 3 часов.

 


Анализ эмоционального состояния

 

Эмоциональные компоненты психологического климата могут как способствовать, так и мешать созданию ситуации обоюдного доверия в консультативном контакте. Вслед за К.Роджерсом можно выделить три наиболее значимых в этом отношении параметра: степень искренности (конгруэнтности) консультанта, уровни проявлений его способности к эмпатии и к безусловному принятию клиента.

Искренность консультанта является одним из важнейших условий полноценного консультативного контакта. Как подчеркивал К. Роджерс (56), именно конгруэнтное, непринужденное и искреннее поведение консультанта, лишенное заботы о демонстрации профессионального фасада, позволяет клиентам воспринимать вхождение в их внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Конгруэнтность предполагает естественность, чуткость к своим реакциям, соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению. Такое взаимодействие обычно эмоционально «заражает» клиента, помогает не тратить энергию на создание защитного фасада. Оптимальная степень открытости и искренности определяется как теоретическими предпочтениями консультанта, так и психологическими особенностями клиента и консультативной ситуации. Например, в случае консультирования возбудимого клиента наиболее адекватным будет достаточно сдержанное его выслушивание.
Эмпатия – довольно таинственное явление, сопровождающее человеческое общение, предполагающее способность «вжиться», «вчувствоваться» во внутренний мир другого, понять смысл некоторых событий так же, как это понял бы другой. В консультативном контакте способность к эмпатии позволяет консультанту детально и точно различать оттенки чувств и настроений клиента, улавливать их связь с теми или иными обсуждаемыми фактами, сопереживать клиенту и понимать его.
Эмпатическое понимание ведет к выявлению наиболее значимых и болезненных зон в опыте клиента, к выявлению источников сопротивления и резервов развития. Самому клиенту это понимание можно передать разными способами: отражением чувств, точной метафорой, молчанием, адекватной и своевременной интерпретацией.
Безусловное принятие клиента является одним из важнейших условий налаживания консультативного контакта. Как известно, К.Роджерс(1985) описывал его как терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента: «Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа «ты мне понравишься, если будешь таким-то». Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные - зрелые, но и негативные - отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью» (56).
Эта идея К. Роджерса часто подвергалась критике. Отвечая на критику, его последователи обычно подчеркивали, что безусловное принятие – это, прежде всего, теоретическое понятие, описывающее некоторый значимый психологический феномен. В практике консультирования и психотерапии можно говорить о безусловном позитивном принятии проявлений субъективного мира клиента – его чувств, фантазий, мыслей, желаний. Клиент должен чувствовать, что консультант открыт его опыту и не склонен к осуждению. Однако, возможны ситуации, когда консультант не одобряет и отвергает поведение клиента. При этом важно понять, что скрыто за таким поведением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: