О порядке выхода союзной республики из состава СДСР




 

Статья 1. Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СДСР, определяется настоящим Законом.

Статья 2. Решение о выходе союзной республики из состава СДСР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путём референдума. Решение о проведении референдума принимается Верховным Народным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СДСР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству СДСР.

Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СДСР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону.

Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из состава СДСР.

В референдуме участвуют граждане СДСР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из состава СДСР и имеющие право голоса согласно законодательству СДСР.

Во время проведения голосования какая либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.

Статья 3. В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своём государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.

Статья 4. Для организации референдума о выходе из состава СДСР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов ВНС союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 5. Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке, проведении и определении итогов референдума о выходе из состава СДСР ВНС СДСР решает по согласованию с ВНС союзной республики вопрос о присутствии на её территории в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза, союзных и автономных республик, автономных образований. ВНС СДСР может, если сочтёт необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей межгосударственных организаций.

Статья 6. Решение о выходе союзной республики из СДСР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СДСР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из состава СДСР и имеющих право голоса согласно законодательству СДСР.

Итоги референдума рассматривает ВНС союзной республики.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Народным Советом союзной республики совместно с ВНС автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 7. ВНС союзной республики представляет Верховному Народному Совету СДСР итоги референдума. ВНС союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в ВНС СДСР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.

Если будет установлено, что референдум проведён в соответствии с законом, ВНС СДСР рассматривает вопрос на своём заседании.

В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Народный Совет СДСР назначает в двухнедельный срок повторный референдум по республике, либо по её части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 8. Итоги референдума о выходе союзной республики из состава СДСР и поступившие предложения заинтересованных сторон ВНС СДСР в недельный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из состава СДСР.

Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из состава СДСР, а также мнения высших органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает ВНС СДСР. По представлению ВНС выходящей республики, ВНС СДСР устанавливает переходный период, не превышающий одного месяца, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из состава СДСР. В переходный период на территории выходящей республики сохраняют своё действие законы СДСР. Другие нормативно-правовые акты СДСР в переходный период сохраняют своё действие на территории выходящей республики, если они не противоречат её нормативно-правовым актам.

Статья 10. В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из состава СДСР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через месяц с момента проведения предыдущего референдума.

Статья 11. В целях обеспечения прав и интересов СДСР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из состава СДСР, ВНС СДСР, Верховные Народные Советы выходящей и других союзных республик создают на переходный период согласительные комиссии.

Статья 12. В переходный период Совет министров СДСР с участием Совета министров выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СДСР, а также военных объектов и формирований Вооружённых сил СДСР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Председателя ВНС СДСР, которые затем передаются на рассмотрение ВНС СДСР.

Статья 13. Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закреплённые в международных договорах, участником которых является СДСР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключённых СДСР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двусторонние договоры, заключённые СДСР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из состава СДСР, продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договорённость об ином.

Совет министров СДСР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СДСР в международных договорах в связи с выходом из его состава союзной республики, представляет своё заключение Верховному Народному Совету СДСР.

Статья 14. В переходный период Совет министров СДСР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально финансовых расчётов.

Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и СДСР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:

1) определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооружённых сил СДСР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций;

2) урегулированы финансово-кредитные расчёты выходящей республики с СДСР, взаимоотношения банков;

3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;

4) определён порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

5) определён правовой статус и формы расчётов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

6) согласован порядок расчётов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и её населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;

7) согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент её вступления в состав СДСР;

8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учётом результатов их волеизъявления на референдуме;

9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;

10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.

Статья 15. Гражданам СДСР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.

Статья 16. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СДСР выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СДСР, которые остаются проживать на её территории, без какой либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения.

Статья 17. Граждане выходящей республики, осуждённые её судами и отбывающие наказание на территории СДСР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику.

Граждане выходящей республики, осуждённые судами СДСР или другой союзной республики и отбывающие наказание на территории СДСР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику, если они совершили преступления, за которые осуждены, на территории этой республики.

Вопросы о передаче граждан выходящей республики, осуждённых судами СДСР или другой союзной республики, если хотя бы одно из преступлений, за которые они осуждены, совершено вне территории выходящей республики, рассматриваются Конституционным судом СДСР по ходатайству Конституционного суда выходящей республики.

Граждане СДСР, иностранные граждане и лица без гражданства, осуждённые судами СДСР или любой союзной республики и отбывающие наказание на территории выходящей республики, подлежат передаче Союзу.

Статья 18. Все административные и уголовные дела, возбуждённые по фактам правонарушений на территории выходящей республики, находящиеся в производстве органов судебной власти СДСР, передаются через Конституционный суд СДСР в производство органов судебной власти выходящей республики. Это правило не распространяется на случаи, когда хотя бы одно из правонарушений было совершено вне территории выходящей республики, а также на уголовные дела, подсудные военным трибуналам. Вопросы о передаче дел решаются Конституционным судом СДСР.

В переходный период все гражданские дела разрешаются в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством СДСР, если иное не предусмотрено соглашением между выходящей республикой и СДСР.

Статья 19. В последнюю неделю переходного периода по инициативе Верховного Народного Совета выходящей республики один раз может быть проведён повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из состава СДСР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СДСР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству СДСР.

В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из состава СДСР проголосовало менее двух третей граждан СДСР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о проведении повторного референдума и имеющих право голоса согласно законодательству СДСР, решение о выходе союзной республики из состава СДСР считаемся отменённым и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

Статья 20. По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, созывается заседание ВНС СДСР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и СДСР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.

С момента принятия такого решения Верховным Народным Советом СДСР выход союзной республики из состава СДСР считается состоявшимся, а народные депутаты СДСР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.

В недельный срок после принятия такого решения ВНС СДСР вносит соответствующие изменения в нормативно-правовые акты СДСР.

 

ВрИО Председателя ВНС СДСР Н. Д. Губанов

 

26 июля 2019 года

Закон N 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: