Концептуальные основы развития начального образования




 

Согласно Международной стандартной классификации образования (1996) начальное образование охватывает первый уровень образования или первый цикл основного образования. В казахстанской системе образования используется именно термин «начальное образование» в отличие от терминов «элементарное» или «первичное», принятых за рубежом. Термин «начальное образование» подчеркивает его изначальную принципиальную значимость, определяющую всю последующую жизнь каждого человека.

Именно начальное образование в системе непрерывного образования человека выступает базовым образовательным уровнем, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это - фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности. С начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в общественное сообщество. Именно на этой ступени государству необходимо в первую очередь обеспечить доступность, качество и эффективность.

Поэтому реформирование отечественного образования в целом требует переосмысления и реорганизации прежде всего уровня начального образования. Именно начальная школа должна раньше и активнее остальных уровней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи демократизации, гуманизации, открытости, непрерывности, дифференциации, развивающей направленности образования [5].

Исключительность начальной школы основывается на ее значении и роли в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути. За время прохождения начальной школы происходят изменения в области физического роста и созревания, психического развития и структуры личности, социального развития и социальной интеграции учеников. Дети, включаясь в образовательный процесс начальной школы, принимают социально значимую позицию и осваивают свою первую общественно значимую роль - быть учеником. Под влиянием таких социальных институтов, как семья и начальная школа, у детей формируются главные жизненные ценности, приобретаются и реализуются базовые пласты социального опыта. А.В.Петровский [6] указывает, что в младшем школьном возрасте решается задача социальной адаптации ребенка к социуму в целом, происходит становление базовых личностных характеристик, определяющих последующее развитие не только отдельного человека, а всего общества в целом. Такое понимание меняет всю направленность социализации в начальном образовании, требует изменения характера и технологий обучения и воспитания на этой ступени. Важно сохранить природную открытость младшего школьника и развить личность, не замыкающуюся только на решении личных проблем, а способную раскрыть социуму себя, свои способности, свой внутренний потенциал. В этом возрасте ребенок активно осваивает окружающее, создавая неповторимый собственный мир, особую культуру и постепенно переходит к культуре взрослых, к пространству взрослой жизни, вбирая, интегрируя и трансформируя его [5].

Основные требования мирового сообщества к начальному образованию заключаются в следующем: оно должно носить общеобразовательный характер и быть универсальным, чтобы обеспечить основные потребности в образовании для всех детей, а также должно уважать культуру, потребности и возможности общества.

Специалисты Европейского Совета считают, что в современных условиях энциклопедическое образование имеет ограниченную ценность, поэтому начальная школа должна предоставить основные знания, привить взгляды и навыки, которые дадут возможность ученику учиться во всякой ситуации. На конференции в Вадузе в 1983 г. [7] были определены основные цели начального образования:

· начальное образование должно давать больше, чем умение читать, писать и считать, - оно должно расширять горизонты детской непосредственности и более широкой физической и культурной среды;

· должно помочь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других);

· должно поощрять развитие знаний, умений и формирование взглядов, на основании которых дети смогут ответить на будущие требования, которые перед ними ставят средняя школа, работа, семья и общество;

· должно готовить ученика не только и не столько принимать успех и неуспех, сколько преодолевать преграды, осуществлять cамостоятельный поиск решения любой задачи.

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения [5].

Начальная школа – организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников

Начальная школа функционирует в составе основной и общеобразовательной школы или как отдельная школа при наличии необходимых материально-технических, научно-методических и кадровых ресурсов и регистрируется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования [8].

Начальное образование призвано обеспечить достижение следующих целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;

- достижение системы целей обучения;

- развитие навыков широкого спектра;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка [9].

Общеобразовательные учебные программы начального образования (1 уровень) направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы [8].

С 2016-2017 учебного года первые классы страны начали обучаться по новым стандартам образования.

Государственный общеобязательный стандарт начального образования, утвержденный в 2018 году [10], ориентирован на построение модели образования, основанной на результатах. Ценности в образовании разворачиваются в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?».

Смена образовательной парадигмы предполагает не только обновление стандарта образования, учебных программ и планов, учебников и УМК, но и использование новых технологий, методик, где особая роль отводится формированию у обучающихся навыков использования полученных знаний, проведения исследовательской работы, умения анализировать и синтезировать информацию, а также духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика современного молодого человека.

При разработке учебных программ начального образования специалисты основывались на следующих принципах: непрерывность, доступность и достаточность; учет возрастных возможностей ребенка; учет его индивидуальных особенностей; здоровьесбережение; взаимосвязь с окружающим миром; развитие личности как субъекта творческой деятельности; признание ребенка как активного субъекта познания [9].

Образование – это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование суть творение, а не присвоение (А.В.Хуторской,).

Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Обучающую роль в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино, выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как дыхание, питание, продолжение рода.

Целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра:

1) функционального и творческого применения знаний;

2) критического мышления;

3) проведения исследовательских работ;

4) использования информационно-коммуникационных технологий;

5) применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;

6) умения работать в группе и индивидуально (госо).

Содержание начального образования ориентируется на результаты обучения и определяется с учетом следующих аспектов:

1) соответствие динамичным запросам современного общества;

2) необходимость развития критического, творческого и позитивного мышления;

3) целесообразность усиления интеграции содержания учебных предметов;

4) обеспечение единства обучения, воспитания и развития.

Предметное содержание образования – это базовое содержание учебных предметов, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.

Объем и личностная составляющая предметного содержания образования могут быть различны и определяются используемыми в учебных программах, учебниках и пособиях способами представления материала, заложенной в них интерактивностью, степенью открытости предлагаемых заданий и упражнений, учетом региональных, школьных и индивидуальных условий обучения.

Содержания начального образования основывается на следующие подходы:

1) Системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Сформированность качественных образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Данный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (Л.Ю. Маштакова, Г.А.Валитова, 2015). Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Системно-деятельностный подход нацеленно на процессы системного овладения знаниями и умениями, навыками решения учебных проблем, развитие у учащихся практико-ориентированного и аналитического мышления. Развёртывание учебного материала учебника по принципу: от «простого к более сложному», от «конкретного к абстрактному» при реализации целей обучения (Требование, 2017).

2) Интерактивный подход представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на организацию активного взаимодействия и связи между учителем и учащимся, между самими учащимися, на открытое общение основанное на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества: «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-группа», «ученик, ученик-группа», «группа-команда», «группа, команда-идея»;

3) Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход ставит в центре всей образовательной системы целостную, уникальную личность обучаемого, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на самостоятельный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В его основе лежит признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующего образовательного пространства урока, в котором ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию, т. е. личностная ориентация – один из критериальных признаков процесса обучения (О.В.Пойманова). Личностно-ориентированный подход подразумевает содержания на развитие личностных качеств обучающегося через реализацию индивидуальных способностей и потребностей.

4) Компетентностный подход. В информационную эпоху точные и глубокие знания уже не дают возможности успешно решать многие проблемы, встречающиеся выпускникам в реальной жизни. Человек должен обладать не только специальной информацией, но и обладать умениями к ориентации в информационных потоках, к мобильности в новых средах жизнедеятельности, быстрому освоению новых технологий, самообучению, эффективному поиску недостающих знаний или других ресурсов. Так возникает понятие компетентности человека (учащегося) в жизнедеятельности (образовательной среде). Компетентностный подход позволяет определить результаты образования необходимые личности и востребованные современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Компетентностный подход является способом разрешения противоречия между необходимостью обеспечения качественного образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Данный подход ориентирован на результаты образования, рассматривая их не как сумму усвоенной информации, а как способность к действиям в разнообразных трудных ситуациях, с учетом того, что результат образования является значимым и за пределами образовательной системы (И.И.Тополина). Компетентностный подход ориентирован на формирование навыков широкого спектра, реализация деятельностного и практикоориентированного характера обучения. Таким образом, содержание образование должно наполниться практическими, познавательными, ценностно-ориентированными и коммуникативными задачами.

Все подходы теснейшим образом взаимосвязаны и интегрированы.

Приоритетным направлением в современном образовании является переход на компетентностный подход. Суть компетентностного подхода заключается в переходе от знаниецентрической парадигмы к деятельностной, трансформации целей обучения в результаты обучения. Они включают:

- формирование мировоззрения человека на основе современных достижений научной мысли, ориентация в мире духовных и национально-культурных ценностей;

- мотивирование и обучение учащихся к овладению инструментами научного познания окружающего мира, прогнозирования и проектирования, технологиями аналитического и критического мышления;

- развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной, творческой и исследовательской деятельности;

- развитие компетенций быть успешным и выполнять социальные роли в условиях динамично развивающегося поликультурного мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: