Тема Общение в сестринском деле.




Биоэтика – 3 СД

План занятия:

1 Сущность общения.

2 Средства, виды и формы общения.

3 Умение слушать, значение обратной связи в процессе общения.

4 Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению.

Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения относятся: пристальное внимание; терапевтическое прикосновение; контакт глаз.

К нетерапевтическим средствам общения относят: избирательное или невнимательное выслушивание; констатация заключения; безличное отношение; неоправданное доверие; утаивание информации; фальшивое успокаивание; морализаторство; критика, угрозы.

Существуют различные виды общения, основными из которых являются:

- личностное — сосредоточенное вокруг психо-этических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека (например, обсуждение с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);

- инструментальное — не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанностей медицинской сестре иногда приходится общаться с родственниками пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать, единственное, что их интересует — это оформление наследства);

- целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская сестра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего повышения квалификации в текущем году);

- деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с подчиненными необходимость и эффективность внедрения сестринских технологий в профессиональную деятельность).

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда информация лично передается от медицинской сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации

В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений.

Можно выделить следующие барьеры, мешающие услышать собеседника: недоверие к сообщению в целом, если реципиент считает, что коммуникатор допустил ошибку; неприятие другого человека как личности; заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению; влияние собственных предпочтений на слушание сообщения; ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения; мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить все свое внимание на то, о чем говорит собеседник; слушание ради согласия, а не ради понимания; желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово; фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть; захваченность собственными эмоциями; нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания.

Эффективное слушание — это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек можно в среднем 15 мин.

Выделяют два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим). Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, внимательного интереса и т.п. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается в реальной помощи, при решении определенных проблем). В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование.

Механизмом формирования позитивной среды общения является предоставление больному психической вентиляции, т.е. возможности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добиваются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруднен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции.

Процесс коммуникации упрощается в случае возможности обратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции: несет говорящему информацию о том, как он воспринят в процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»; дополняет представление о собеседниках; корректирует поведение.

Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова.

В общении медицинского работника с пациентом или коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседников — важное и необходимое условие установления доверительных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1 Раскройте сущность общения.

2 Охарактеризуйте средства, виды и формы общения. Приведите примеры.

3 Раскройте значение обратной связи в процессе общения.

4 Перечислите факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению

5 5Составить рекомендации по общению с пациентом.

Рекомендации студентам

Чтобы составить рекомендации по общению с пациентом, необходимо вспомнить правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью нескольких приемов.

Прием «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

Прием «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

Прием «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении липа, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

Прием «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

Прием «Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

Прием «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

Прием «Профессиональная этика». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов, информируют его о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

Прием «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

На основе изложенных приемов, составить свои рекомендации по общению с пациентом (7 – 10).

Критерии оценки

Оценка «5» (отлично) ставится студенту, если в его работе:

- уровень выполнения задания соответствует предъявленным требованиям;

- не более одного недочета;

- логичность и полнота изложения текстового материала, самостоятельность суждений.

Оценка «4» (хорошо) – ставится студенту, если в его работе:

- уровень выполнения требований выше удовлетворительного;

- логичность в раскрытии задания;

- наличие незначительных неточностей в изложении материала.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится студенту, если в его работе:

- уровень выполнения требований, предъявленных к заданию, достаточно минимальный;

- отдельные нарушения логики в изложении материала;

- неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту, если в его работе:

- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;

- допущены принципиальные ошибки;

- вопросы раскрыты поверхностно;

- небрежность в оформлении.

Список литературы

Основная литература:

1. Силуянова, И. В. Биомедицинская этика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / И. В. Силуянова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 312 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru.

2. Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс]: учебник./Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: