Упражнение «Сообразительность»




Занятие 6. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Цель:

- содействие формированию у суворовцев универсальных логических действий.

Задачи:

- развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие умения осуществлять синтез и анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

- развитие процесса обобщения;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

Упражнение «Суждения».

Психолог раздает карточки с заданиями и сообщает участникам, что в них есть два суждения, которые полностью истинны (они написаны по буквами А и Б) и ещё четыре суждения, одно из них полностью следует из двух опорных суждений, и поэтому истинно. Надо найти это суждение.
Суворовцы могут решать эти логические задачи индивидуально, могут в командах или всем взводом. Главное - чтобы все пришли к общему единогласному мнению.

Следует учесть, что чем активнее будет обсуждение, тем лучше будет раскрываться вербальный интеллект участников. Задачи построены таким образом, что некоторые суждения - абсурдны, исходя из жизненного опыта. Влияние этого жизненного опыта и будет мешать сделать логический вывод. Спор в этом упражнении - основной механизм развития способности думать логически.

Логические задачи

1 А. Все здания окрашены в желтый цвет. Б. Все киоски - это здания. 1) Есть здания, которые не являются киосками 2) Некоторые киоски окрашены в желтый цвет 3) Все киоски окрашены в желтый цвет 4) Все желтые вещи являются зданиями

 

2 А. Ни один автомобиль не умеет маршировать. Б. Все телеги - автомобили. 1) Есть автомобили, которые не являются телегами 2) Некоторые телеги умеют маршировать 3) Все автомобили являются телегами 4) Ни одна телега не умеет маршировать

 

3 А. Все страшные истории наводят на меня ужас. Б. Некоторые истории - страшные. 1) Есть истории совсем не страшные 2) Все истории наводят на меня ужас 3) Некоторые истории наводят на меня ужас 4) Я не люблю читать страшные истории

 

  А. Все отечественные иномарки часто ломаются. Б. Ни один булыжник не ломается. 1) Ни один булыжник не является отечественной иномаркой 2) Некоторые булыжники не являются отечественными иномарками 3) Некоторые булыжники являются отечественными иномарками 4) Все то, что ломается, - это отечественные иномарки

 

  А. Ни одна кошка не ловит маршрутку. Б. Некоторые школьники ловят маршрутку. 1) Все кошки - не школьники 2) Все школьники - не кошки 3) Некоторые школьники - не кошки 4) Некоторые школьники - кошки

 

  А. Все анекдоты смешны. Б. Некоторые люди - не смешны. 1) Все люди - не анекдоты 2) Некоторые люди - не анекдоты 3) Ни один человек - не анекдот 4) Ни один анекдот - не человек

 

7 А. Все тигры умеют мечтать. Б. Все тигры умеют охотиться. 1) Некоторые охотники умеют мечтать 2) Некоторые охотники не умеют мечтать 3) Некоторые тигры умеют мечтать и охотиться 4) Кто мечтает и охотится - тот тигр

 

8 А. Некоторые игры - компьютерные программы. Б. Все игры развивают ум. 1) Все компьютерные программы развивают ум 2) Все развивающие ум вещи - игры 3) Некоторые развивающие ум вещи - компьютерные программы 4) Некоторые компьютерные программы не развивают ум.

 

   

 

9 А. Ни один посетитель Североантарктического зоопарка имени Ильфа и Петрова не говорит на латинском языке. Б. Все посетители Североантарктического зоопарка имени Ильфа и Петрова носят шарфы. 1) Все, кто носят шарфы, являются посетителями Североантарктического зоопарка имени Ильфа и Петрова 2) Никто в Североантарктическом зоопарке имени Ильфа и Петрова не говорит на латинском языке 3) Некоторые обладатели шарфов в Североантарктическом зоопарке имени Ильфа и Петрова не говорят на латинском языке 4) Все обладатели шарфов в Североантарктическомзоопарке имени Ильфа и Петрова не говорят на латинском языке

 

10 А. Некоторые люди бездетны. Б. Все люди достойны хорошей жизни. 1) Некоторых людей стоит пожалеть 2) Все бездетные - люди 3) Некоторые из тех, кто достоин хорошей жизни, - бездетны 4) Все, кто достоин хорошей жизни, - бездетны

 

11 А. Ни одного белого кролика нельзя убить. Б. Некоторые белые кролики имеют семью. 1) Все белые кролики имеют семью 2) Только белые кролики имеют семью 3) Никого из тех, кто имеет семью, нельзя убить 4) Некоторых из тех, кто имеет семью, нельзя убить

 

12 А. Все собаки - животные. Б. Все животные - смертны. 1) Ни одна собака не является растением 2) Некоторые животные - не собаки 3) Некоторые смертные существа - собаки 4) Все смертные существа - собаки

 

13 А. Все алкоголики тяжело больны. Б. Ни один тяжело больной человек не чувствует себя счастливым. 1) Некоторые счастливые люди - алкоголики 2) Ни один счастливый человек не алкоголик 3) Некоторые алкоголики - счастливые люди 4) Есть люди, которые просто больны

 

 

14 А. Ни один учитель литературы не пишет книги. Б. Некоторые писатели - известные люди. 1) Все известные люди не являются учителями литературы 2) Некоторые известные люди не преподают литературу 3) Тот, кто не пишет книги, - работает учителем литературы 4) Все преподающие литературу - неизвестные люди

Упражнение «Сообразительность»

Суворовцев просят ответить на вопросы, а затем сравнить свои ответы с правильными вариантами. Упражнение может проходить в форме индивидуального тестирования, так и в форме командного соревнования.

Вопросы:

1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых 31 день. В скольких месяцах 28 дней?

2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетки каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?

3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?

4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получиться?

5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?

6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в холодную и темную комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?

7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?

8. Возьмите 2 яблока из трех имеющихся. Что вы получите?

9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?

10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Петербурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят ещё 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?

Правильные ответы:

1. Во всех. Каждый месяц содержит, по меньшей мере, 28 дней.

2. Один час. Приняв первую таблетку, вы через полчаса примете вторую, а ещё через полчаса – третью.

3. Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.

4. 70. Поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на два.

Живых овец.

Спичку.

7. Белый. Если все стены смотрят на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.

8. Два яблока. Было 3 яблока, вы взяли 2. Ну и сколько вы получили? Сколько у вас стало?

9. Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.

10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.

Сравните свои ответы с правильными ответами. Подсчитайте количество ответов, данных вами правильно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: