Общение с подростком: почему это может стать проблемой?
Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в организме. Этот возраст также называется переходным: у девочек начинаются первые менструации, у мальчиков — рост волос на лице и теле, первые поллюции. В связи с формированием половых признаков и функций в этом возрасте дети очень заинтересованы противоположным полом и стремятся в построению общения с ним.
Особенности подросткового возраста
- Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
-Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
- Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
- Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
- Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
- Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
|
- Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
- Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
- Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.
Основные сложности подросткового возраста
- Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплексуют из-за этого.
- Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
- Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
- Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
- Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
- Возникновение т.н. подросткового одиночества.
Для многих родителей отношения с собственными детьми-подростками становятся тяжелыми. А ведь каждый когда-то был подростком. В чем же дело? Неужели все просто забывается? Или по прошествии лет переходный возраст вовсе не вспоминается как сложный и проблематичный?
|
Подростковый возраст — это пора больших перемен. В выросшем ребенке появляется чувство взрослости, он понимает, что меняется. Он начинает иначе воспринимать и себя, и всех людей, которые его окружают. Это выражается в смене приоритетов и отношений практически со всеми, в новом ощущении самого себя. Это нормально. Процесс взросления запущен самой природой, и никто не может его остановить.
Эмансипация подростка
Основной потребностью подростка становится неосознанное стремление освободиться от контроля и опеки родителей, учителей, взрослых вообще, от установленных ими порядков и правил. Это неизбежный период становления самостоятельного человека.
Потребность действовать по-своему, добиваться исполнения своих желаний, делать то, что хочется самому, часто приводит к конфликту в отношениях со взрослыми. Не умея по-взрослому противостоять в разговоре, многие подростки начинают грубить, кричать или, напротив, убегают, не желая ничего слушать. Они убеждены, что взрослые их не понимают.
"С кем ты делишься своими секретами?"
С одной стороны, подростки часто говорят, что взрослые их не слышат, не воспринимают как равного собеседника. С другой стороны, родители тоже жалуются, что выросшие дети отдаляются от них, не рассказывают о своей жизни и не интересуются жизнью родителей.
Но в этом нет ничего странного или плохого. Невнимательность к родителям в переходном возрасте всего лишь следствие их подросткового эгоцентризма. Они поглощены собой, а родители отходят на "второй план".
Смена авторитетов приводит к тому, что подросток больше доверяет друзьям, а иногда другим взрослым (например, тренеру, преподавателю или соседу). Отвечая на вопрос «С кем ты делишься своими секретами?», большинство подростков ставят на первое место друзей.
|
Когда родители высказывают подростку свое несогласие, пытаются настоять на выполнении своих требований, подросток их просто не воспринимает и часто игнорирует любые советы и просьбы. Он может даже ничего не говорить против, не спорить, но делает все по-своему, насколько это удается.
Однако нужно выходить на разговор с ребенком, а не надеяться, что ситуация изменится сама собой, и все будет снова, как прежде. Сложность разговора с подростком состоит в том, что это общение уже и не с ребенком, но еще и не со взрослым человеком. Отсутствие жизненного опыта и неумение учитывать причинно-следственные связи не позволяет подростку совершать вполне рациональные, продуманные шаги. Его эмоциональный настрой и поступки, чаще всего, являются результатом влияния другого взрослого человека (более авторитетного на тот момент, чем родители) или друзей, хотя сам подросток это не осознает и так не считает. Он убежден: то, что он говорит и то, как он поступает — это действие его собственного "Я".
Поэтому при общении именно родитель должен умело и гибко направлять разговор подростка в нужном направлении.
Как разговаривать с подростком?
Вот несколько психологических принципов общения с подростком, которые помогают сохранить близкие отношения и вести рациональный разговор с подростком.
· всегда давать объяснение своих требований и обсуждать их с подростком;
· прислушиваться к мнению подростка, но исходить не только из его и желаний;
· ценить как послушание, так и независимость его взглядов;
· не скандалить. Не позволять себе ни криков, ни упреков, ни оскорблений! Любой скандал лишь усугубляет ситуацию. Главное — сохранить все то хорошее, что сложилось в отношениях за все предыдущие годы. Изо всех сил стараться сдерживаться и контролировать свои эмоции, слова и поступки;
· относиться уважительно и бережно не только к самому подростку, но ко всему тому, чего касается разговор: чувствам, увлечениям, поступкам, друзьям, карманным деньгам и т.д.;
· проявлять в разговоре искренний интерес. Подросток всегда это почувствует и будет рад возможности рассказывать и говорить с вами;
· использовать власть только в меру необходимости. Требования "закрыть рот" и выполнить определенные правила или условия должны быть серьезно обоснованными и справедливыми.
Общение — это не просто разговор, это возможность найти совместное решение возникших проблем и важнейшая составляющая развития дальнейших отношений. Задумайтесь, насколько в разговоре вы учитываете интересы подростка, способствуете его развитию, формированию целостности личности. Подросток уже отличается от себя прежнего и от вас. Но готовы ли вы воспринимать эту разницу, позволить ему стать другим?
Обычно подростковый период проходит, и эмоциональный контакт с родителями восстанавливается уже на более осознанном уровне, если только сами родители не нарушили этот контакт и не потеряли уважение своих детей. Повзрослевшему ребенку нужен не отец и не мать, а разумный, полный жизненных сил взрослый человек, который будет стимулировать в них желание вырасти.