Практические занятия.
1. Кодирование информации о товаре. Маркировка продукции знаком соответствия.
2. Сходства и различия международных стандартов ИСО и МЭК. Применение этих стандартов в России.
3. Международная и региональная стандартизация.
Самостоятельная работа студента.
1. Применение нормативных документов и характер их требований.
2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.
3. Международная организация по стандартизации (ИСО).
4. Международная электротехническая комиссия (МЭК).
Литература.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии. М.: ЮНИТИ, 2002.
Введение
Переход России к рыночной экономики определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий, организаций на внутреннем и на внешнем рынках.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать знать и применять в своей практике принятые во всём мире “правила игры”. Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономики, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили или делали просто невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Законы РФ ‘О защите прав потребителей’, ‘О стандартизации’, ‘О сертификации продукции и услуг’, ‘Об обеспечении единства измерений’ создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
|
Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и применению новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается работников не только производственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по – новому, осознанно и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием закона ‘Об обеспечении единства измерений’ в России начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот закон позволяет сохранить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это выражается, прежде всего в том, что теперь в России действуют не только государственные метрологические организации, но и службы юридических лиц и коммерческие метрологические службы.
|
Знание основ стандартизации сертификации и метрологии необходимо современным специалистам.
Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одном курсе даёт более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к международным системам сертификации и вступления в ВТО, что положительно скажется непосредственно на экспортной деятельности предприятий и фирм.
1. Сущность и содержание стандартизации
В 1993 году принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС)”. Изменения и дополнения к ней в значительной степени приближают организацию стандартизации в России к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности введена новая категория нормативного документа – технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных документах. Эти нововведения очень важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизирующие её с рекомендациями ИСО/МЭК. Например, ранее употреблялся термин ‘утверждение’ стандарта, теперь официально установлен термин ‘принятие’ стандарта. По новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов. Приближение правил отечественной стандартизации к международным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные и рекомендательные для выполнения). Согласно ‘Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и не продовольственных товаров' разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товаров без инструкции, технических паспортов, гарантийных талонов и т. п. (Электронная радиотехника, долгосрочная бытовая техника).
|
Деятельность по стандартизации очень динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства. Кроме того действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также соответствует мировым опытам и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнёрами в любой сфере деятельности. Новая система стандартизации представляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Фонд стандартов приобрёл и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содружества и укреплению связей между ними.
Стандартизация- это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цели стандартизации- достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели можно разделить на общие и более узкие. Общие цели вытекают из содержания понятия и связаны с теми требованиями стандартов, которые являются обязательными. К общим целям относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции, работ, услуги для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, совместимость и взаимозаменяемость изделий, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития НТП, единства измерений, экономия всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф и ЧС, обороноспособность и мобилизационная готовность страны. Это определено Федеральным законом о техническом регулировании, принятом в декабре 2002 года. Конкретные цели стандартизации относятся к определённой сфере деятельности, отрасли производства товаров и услуг.
Объектом (предметом) стандартизации- называют продукцию, процесс или услугу для которых разрабатывается определённые требования, характеристики, параметры, правила и т.п. (в целом или отдельных частей).
Областью стандартизации- называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации(например, машиностроение).
Стандартизация осуществляется на разных уровнях.
Уровень стандартизации- различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.
Если участие в стандартизации открыто для соответствующихорганов любой страны, то это международная стандартизация
Региональная стандартизация – деятельность открыта только для соответствующих органов государств одного географического политического или экономического региона мира. Международная и региональная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.
Национальная стандартизация- стандартизация в одном конкретном государстве. Национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях(государственном, отраслевом, уровне министерства, фирм, заводов).
Административно-территориальная стандартизация - проводится в административно-территориальной единице (провинция, край, область). Разновидности документов, рекомендованные руководством 2ИСО/МЭК.
Стандарт- это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Он должен быть основан на обобщённых результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесёт оптимальную выгоду для общества.
Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей и тех, кто его может применять. На основе отзыва этого документа принимается стандарт. Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно - территориальными и принимаются соответствующими организациями. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения необходимых изменений, т.е., согласно формулировки ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой “признанные технические правила”, т. е. разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса. Такие категории стандартов называют общедоступными. Фирменные или отраслевые стандарты не являются общедоступными, но могут использоваться в нескольких странах, согласно существующим там правовым нормам. В практике ‘термин” стандарт может употребляться и по отношению к эталону, образцу, процессу. Это не принципиальная ошибка, но лучше этот термин относит к нормативному документу.
Документ технических условий (technicely specification) устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. В документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в ситуациях, когда это необходимо.
Свод правил может быть самостоятельным стандартом, либо самостоятельным документом или частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, тех. Обслуживания или эксплуатации. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер, как и, стандарт, и документ технических условий.
Обязательный характер носит регламент.
Регламент – документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент. Содержит технические требования к объекту стандартизации.
Руководство 2ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов.
Основополагающий стандарт – содержит общие или руководящие положения для определённой области.
Терминологический стандарт –объектом стандартизации являются термины.
Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний.
Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, который обеспечивает соответствие продукции её назначение.
Стандарт на процесс, услугу - объектом стандартизации выступают процесс, услуга.
Стандарт на совместимость - устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом.
Российская система стандартизация, конечно опирается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практики стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт и свои особенности. В России действуют следующие нормативные документы, установленные Федеральным законом о техническом регулировании.
- Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
- Применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
- Общероссийские классификаторы технико–экономической информации;
- Стандарты отраслей;
- Стандарты предприятий;
- Стандарты научно – технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
До настоящего времени действуют и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.
Кроме стандартов, нормативными документами являются:
- ПР – правила по стандартизации;
- Р- рекомендации по стандартизации;
- ТУ – технические условия.
В государственных стандартах содержаться как обязательные требования для выполнения, так и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Обязательные требования должны соблюдать государственные органы управления. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, ПДК химических и загрязняющих веществ и т.п. Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации.
Руководство 2ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа:
- Непосредственное использование в соответствующей области;
- введение его в другой нормативный документ.
Самостоятельная работа студента.
1. Применение нормативных документов и характер их требований.
2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.
/ 1,37-43/
Самоконтроль студента.
1. Цели стандартизации:
-установление обязательных норм и требований;
-установление рекомендательных норм и требований;
-устранений технических барьеров в торговле
2. Обязательный для выполнения нормативный документ – это:
o национальный стандарт;
o технический регламент;
o стандарт предприятия
3. Международные стандарты могут применяться в России:
-После введения требований международного стандарта ГОСТ Р;
-До принятия в качестве ГОСТ Р.
2. Организация работ по стандартизации в России
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ “О стандартизации”. Положения закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются независимыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным законом “ Об обеспечении единства измерения”; Постановлениями правительства РФ, Приказами Госстандарта РФ.
Федеральный закон о техническом регулировании регламентирует:
- организацию работ по стандартизации,
- содержание и применение нормативных документов,
- информационное обеспечение работ по стандартизации,
- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора,
- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,
- стимулирование применения государственных стандартов,
- ответственность за нарушение положений Федерального закона о техническом регулировании.
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. Трудности, характеризуемые для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией конкретные узкие задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации. В условиях Рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:
- экономическую,
- социальную,
- коммуникативную.
Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причём в чёткой и удобной форме.
Социальная функция заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объектов стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.
Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.д.
Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положениями Федерального закона о техническом регулировании. В нём выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования. Особая экономическая поддержка оказывается тем предприятиям, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными требованиями стандартов.
Согласно руководству 2ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Под органом, занимающимся стандартизацией подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровне. Функция такого органа – разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Национальным органом по стандартизации в РФ является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России. Работы по стандартизации планируются. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты. ТК могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации. Федеральный закон о техническом регулировании допускает участие в работе ТК представителей организации зарубежных стран. Работа по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандартов. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа. На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России. Дальнейшая работа содержит следующие этапы: составление технического задания, разработка проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмена стандарта.
В связи с тем, что не все требования стандарта обязательны, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для покупателей гарантией её безопасности. А как быть с качеством? Для информации покупателя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту. Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9 – 95 “Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам”. Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей. Чтобы иметь право маркировать продукцию необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. Для этого необходимо выполнить ряд условий:
- предоставить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Территориальный орган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств;
- необходимо приложить к заявлению о выдаче лицензии декларацию изготовителя о соответствии продукции всем требованиям стандарта, а для продукции, подлежащей обязательной сертификации – копию сертификата соответствия; копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства;
- копии протоколов испытаний.
Это говорит о большом объёме работы, который необходимо проделать предприятию для получения право использовать знак соответствия стандарту.
Самоконтроль студента.
4.Организация и принцип стандартизации в РФ определены:
а) законом “О защите прав потребителей”,
б) Федеральным законом о техническом регулировании;
в) Постановлениями правительства РФ,
г) приказами Госстандарта РФ
5. К функциям ТК по стандартизации относятся:
а) определение концепции стандартизации в отрасли,
б) участие в международной стандартизации,
в) привлечение предприятий к обязательному участию в стандартизации
6. Госнадзор контролирует на предприятии:
а) соблюдение требований государственных стандартов,
б) соблюдение обязательных требований государственных стандартов,
в) сертифицированную продукцию
3. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО
Принятая в 1998 году Концепция национальной системы стандартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.
В концепции подчёркивается необходимость практической реализации принятой в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО.
Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в России. Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации. Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходимость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который определяет их права и обязанности во внешнеторговых отношениях. Около 20 государств, в т.ч. и Россия, рассматриваются как потенциальные члены Соглашения и фактически находятся в стадии присоединения.
В декабре 1993г. было принято решение о преобразовании ГТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее соглашение стало составной часть новой организации. В её компетенцию вошли новые вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (банковские, страховые и др.). 1 января 1995г. ВТО начала функционировать официально. Членство в ВТО обязывает государство в полном объёме выполнять все достигнутые договорённости, но для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами ВТО.
В области стандартизации – это приведение нормативных документов, действующих в ГСС, в соответствии с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле. В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле. Это можно достигнуть использованием международных стандартов. Поэтому, планируя разработку национального технического регламента или стандарта, необходимо убедится в наличии международного стандарта или его проекта и взять его за основу или частично. Если такого международного стандарта нет или требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут повлиять на торговые отношения, необходимо выполнить ряд правил:
- Как можно раньше опубликовать уведомление для заинтересованных сторон о предполагаемом принятии нормативного документа;
- Через секретариат ВТО сообщить другим сторонам сведения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснование необходимости принятия технического регламента;
- Предоставлять по требованию других сторон подробную информацию о технических регламентах.
В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальная система оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого необходимо, чтобы национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизированы с международными рекомендациями или правилами.
В области информации каждая сторона обязана создать информационно – справочную службу, в задачу которой входит представление информации заинтересованным лицам о разрабатываемых или принятых технических регламентах или других нормативных документах. Соглашения по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятные условия, чем для отечественной аналогичной продукции. В целях большей гармонизации технических регламентов страны – члены ВТО должны активно участвовать в работе соответствующих международных органов по стандартизации на продукцию, для которой планируется принятие технического регламента
В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям технических регламентов устанавливается обязанность стран – участниц гарантировать выполнения центральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производимой в других странах. Доступ влечёт за собой право поставщика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получение знака соответствия, если соблюдались правила системы.
Т.о., политика стандартизации в России направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.
Кроме задач, связанных с присоединением к ВТО, перед Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необходимы для присоединения ещё к одному соглашению ВТО – по стандартам и фитосанитарным мерам. В этом направлении подготовлена нормативная база, в частности разработаны правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Методическая помощь России по всем вопросам стандартизации предусмотрено проектом ТАСИС (европейская программа технической помощи странам – бывшим республикам СССР). Цель – развитие российской системы стандартизации и сертификации. В проекте не предусмотрена финансовая поддержка. Финансирование работ на безвозмездной основе осуществляет ЕС.
Тесты для самоконтроля.
7.К приоритетным задачам, связанным с совершенствованием стандартов в России, отнесены:
а) развитие экспорта товаров;
б) утилизация отходов;
в) охрана труда;
г) контроль качества продукции.
8. Требования Кодекса по стандартам ГАТТ/ВТО включают:
а) своевременную публикацию информации о принятии технического регламента (стандарта);
б) устранение технических барьеров в национальной системе оценки соответствия;
в) обязательное применение международных стандартов в национальной системе стандартизации.
9. Для вступления России в ВТО необходимо:
а) создать и ввести в действие информационный центр по стандартизации;
б) гармонизировать национальную систему стандартизации с международными правилами;
в) создать национальный орган по стандартизации.
4. Стандартизация систем управления качеством
Международный опыт управление качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, программного обеспечения. Принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих систем обеспечения качества. В этой связи международные стандарты по обеспечению качества называют “семейством” стандартов ИСО серии 9000.Международный стандарт ИСО 9000 имеет три варианта: ИСО 9000-1- руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2- общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 90001, ИСО 9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 – руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании. Стандарт 9000-4 представляет собой руководство по управлению программой надёжности. Он также дифференцирован: ИСО 9004-1- это описание элементов систем обеспечения качества, ИСО 9004-2- руководящие указания по системам качества услуг, ИСО-9004-3- руководящие указания по системам качества перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4- руководящие указания по улучшению качества. Т.о., усилена методическая часть “семейства” стандартов ИСО 9000.К этому добавились методические стандарты с шифром ИСО серии 10000, некоторые из них пока ещё проекты.
Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учётом комплексного исследования рынка и этот опыт воплощён в стандарте: “петля качества” начинается с маркетинга и заканчиваемся маркетингом.
1. Маркетинг. Поиски и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка техни-
ческих требований к продукции.
3. Материально-техническое снабжение
4. Подготовка и разработка производ-
ственных процессов.
5. Производство продукции.
6. Контроль и испытания.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после использования.
Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы. Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителем, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.
Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководство за качество.
Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оценках затрат на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов фирмы. На зарубежных фирмах затраты на качество рассматриваются как основа установления размера вложения в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество – одна из главных целей системного управления качеством. В рамках систем управления качеством затраты на качество классифицируют на затраты изготовителя и другие расходы. Расходы изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов.
Другие расходы на качество, которые учитываются в управлении качеством на фирмах, не несёт непосредственно изготовитель, но они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и часто включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы на качество; расходы поставщиков на качество; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы; затраты связанные с потреблением продукции.
Фирма планирует общие затраты на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причём наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей но принципу предупреждения, а не обнаружение дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.
Следующей принципиальной особенностью системы управления качеством является усиленное внимание к обеспечению качества при проектировании и разработке технических условий. Назначение этого элемента в том, чтобы добиться соответствия качества товаров запросам потребителя. Здесь имеется в виду не только качество товара, но и приемлемые цены и окупаемость расходов и прибыль производителю.
Т.о., В стандартах ИСО серии 9000уделяется особое внимание удовлетворению запросов покупателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ
На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.
В России приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96, которые представляют собой идентичные тексты стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.