Состав, функции и взаимоотношение с царем Земских соборов




План

. Введение. Земский собор - политический орган единения народа и правительства

. Состав, функции и взаимоотношение с царем Земских соборов..3

. Земский собор 1550г.(1549г.)

. Земские соборы 1566,1584 и 1598 гг.

. Соборы в XVIII веке. Заключение. Список используемой литературы

 


I. Введение

 

В этой работе я хотела бы раскрыть роль и значение Земских соборов для истории России, а также рассказать о самых главных из них, повлиявших на ход исторических событий.

Земские соборы, или «советы всея земли», как их называли современники, возникают одновременно с московским царством. В период, когда на Руси складывалось централизованное государство, а также в период междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа играла Боярская Дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Думы, для того чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии, именно в это время и возник новый орган власти Земский собор. Можно сделать вывод, что Земский собор XVI в., являлся не народным представительством, а расширением центрального правительства.

Причем это расширение достигалось за счет того, что в состав Боярской Думы в особо важных случаях вводился элемент, по происхождению не правительственный, а общественный, но с правительственным назначением: это были верхи местных обществ, служилых и промышленных, стянутые в столицу. На соборе они не составляли особого собрания или совещания, которое становилось или действовало отдельно от центрального правительства, а входили прямо в его состав и лишь при подаче мнений образовывали несколько групп, параллельных правительственным, подававших голоса наряду с Освященным собором, боярами и приказными людьми. Получается, что Земский собор XVI в. - та же боярская дума во взаимодействии с народом, т.е. правительство с участием людей из высших классов земли или общества. Такое пополнение правительства было потребностью времени. В XVII в. Земский собор это уже учредительный политический орган, исполняющий обязанности временного правительства.

До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566,1584 и 1598 гг., в XVII в. их было собрано гораздо больше.

царь российская государственность земский собор

 


II. Земский собор - политический орган единения народа и правительства

Состав, функции и взаимоотношение с царем Земских соборов

 

В состав Земских соборов входили три элемента: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, боярская дума и представители служилого и посадского классов Московского государства (обыкновенно 300-400 человек). В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть ответственными исполнителями этого решения. В эпоху Смутного времени соборное представительство могло быть только выборным, и при новой династии главным элементом на соборе являются те «добрые, разумные и постоятельные люди», которых выберет народ. Ключевский говорит про состав собора так: «Вообще состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».

Из всех классов общества на соборах сильнее всего было представлено служилое сословие: на соборе 1566г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе 1598г. - 52%. Представительство этого класса по источнику представительных полномочий было двоякое, должностное и выборное. В его составе можно различить два слоя: высшие военно-служилые чины образовывали дворянство московское, столичное; низшие - дворянство городовое, провинциальное. Столичные чины составляли особый корпус, исполняющий разнообразные военные и административные поручения центрального правительства. Пополняясь путем выслуги из рядов городового дворянства, этот корпус в XVI в. не теряя служебной связи с правительством.

Соборное представительство городского торгово-промышленного класса построено было на одинаковых основаниях с представительством служилых землевладельцев, и в нем эти основания выражены были даже более явственно. На собор 1566г., например, было призвано только столичное купечество, притом лишь высших статей, в количестве 75 человек.

Столичные дворяне в походах обыкновенно назначались командирами, головами уездных сотен, рот, состоящих из служилых людей одного какого-либо уезда. В XVI в. головами уездных сотен назначались обыкновенно те из столичных дворян, у которых были поместья и вотчины в тех же уездах. Их можно назвать походными предводителями уездного дворянства.

«Обычным порядком совещаний на земских соборах было обсуждение вопроса по «чинам» и по группам. Правительство обращалось к выборным людям с предложением: «…и всяких чинов служилым и жилецким людям помыслить о том накрепко, и государю царю… мысль свою объявити на письме, чтоб ему государю про то про все было известно». Обсудив вопрос, соборные представители подавали по группам свои письменные мнения (так называемые «сказки») ».

В некоторых исторических исследованиях нередко встречается мнение, что Земские соборы имеют сословно-представительную природу (И.А. Исаев, С.Г. Горяйнов). Однако, например, М.М. Шумилов считает, что, по всей видимости, Земские соборы XVI в. не были не народными, ни сословно-представительными учреждениями и ни совещательными органами при царе. В отличие от соответствующих учреждений Западной Европы, они не вмешивались в государственное управление, не испрашивали для себя каких-либо политических прав и не выполняли совещательных функций.

Земские соборы в России не имели постоянного состава, а также четко определенных функций, в отличие от сословно-представительных органов власти европейских стран. Парламент в Англии, генеральные штаты во Франции и другие сословно-представительные органы в Европе возникали как противовес королевской власти и были, как правило, в оппозиции к ней. Земские соборы никогда не вступали в конфликт с царем, а наоборот поддерживали и приводили его проекты в действие.

 

Земский собор 1550г.(1549г.)

Некоторые историки считают, что первым Земским собором является собранный в 1549 году царем собор примирения, на котором он хотел примирить представителей населения с бывшими областными правителями, «кормленщиками»,перед отменою «кормлений», и на этом же соборе был принят новый Судебник, утвержденный в 1550г. В других же источниках сообщается, что первый Земский собор был созван в 1550г московским царем Иваном IV, через три года после принятия им царского титула, а Судебник утвержден в 1551г. Второе утверждение более соответствует действительности, так как в сохранившихся документах того времени варьирует дата утверждения Судебника - 1551г.

Первый собор был созван Иваном IV в пору его крайнего правительственного возбуждения.

Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги - все эти треволнения с самого начала 1547г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние неустойчивый дух царя. И тогда он начал искать вокруг себя людей и средства, которые бы помогли ему поправить положение.

При таком настроении царя и был созван собор 1550г. Впрочем, наши сведения о первом Земском соборе слишком кратки и неопределенны, и нам ничего неизвестно о его составе и деятельности. О первом Земском соборе существует сказание о вступительной речи царя. В этой вступительной речи перед собором Иван якобы сначала обвиняет бояр в самоуправстве и злоупотреблении властью во время его малолетства, но потом заявляет, что прощает им их вины и призывает совместными усилиями приступить к решению важнейших задач, стоящих перед государством: усмирить непокорных соседей, в первую очередь Казань, упорядочить законодательство, провести реформы в армии, в государственном управлении и т.д.

В этом же сказании приводится речь царя, какую он сказал в тот же день Алексею Адашеву, поручая ему принимать и рассматривать челобитные от бедных и обиженных. Вероятно, тогда и был утвержден Челобитный приказ.

Есть ли эта речь исторический факт, а не чье-нибудь ораторское произведение? Посмотрим. В первую половину царствования Ивана, при митрополите Макарии и при его участии, был продолжен большой русско-исторический источник, Степенная книга. В списке Степенной, писанном ещё при Макарии, нет ни царской речи и никакого известия о соборе 1550г.; но и то и другое оказалось в позднем списке Степенной XVIIв. И притом, как выяснил профессор Платонов, на особом листе, вклеенном в текст рукописи и писанном другим почерком. Вот и приходится гадать, а была ли эта речь произнесена на самом деле или нет.

Уже на стоглавом соборе, собранном в 1551г., был представлен и утвержден новый Судебник, представляющий исправленную и распространенную редакцию старого дедовского Судебника 1497г.

Из всего вышесказанного можно заключить, что Собор 1550г. был первым Земским собором, свидетельствующим о том, что Иван IV не хотел править только с помощью высшей знати, но и пытался опереться на представителей разных сословий и информировать через них о своих действиях население Великороссии. Главным же предметом занятий собора были вопросы об улучшении местного управления и суда.


3. Земские соборы 1566г., 1584г. и 1598г.

 

Второй земской собор Иван IV созвал в 1566г. (во время Ливонской войны) для решения вопроса о том, следует ли мириться с королем польским и великим князем литовским на предложенных им условиях. На соборе уездные дворянские общества были представлены только своими головами - земляками, столичными дворянами, сохранявшими поземельную связь с ними. Эти головы командовали отрядами, двинутыми против Польши, и явились в Москву прямо с театра войны. Их потому и призвали на Собор, что они лучше других знали положение рассматриваемого дела. Собор высказался за продолжение войны, предоставляя решение вопроса царю: «а во всем ведает Бог да государь наш…; а нам ся как показало, и мы государю своему изъявили свою мысль…».

Ободренный единодушно выраженной готовностью всего собора служить государеву делу, царь заломил королю непомерные требования, которые все были отвергнуты польским правительством, и война продолжалась. Но в 1670г., не созывая нового собора, царь заключил перемирие на условии status quo, хотя бояре настаивали на прежнем соборном приговоре.

По смерти Ивана Грозного в 1584г. был снова созван земской собор. Этот собор по своему составу был похож на собор 1566г., т.е. состоял из правительства и людей двух высших столичных классов. На соборе 1584г. вместо личной воли вотчинника-завещателя впервые заступил государственный акт издания, прикрытого привычной формой земского челобитья: удельный порядок престолонаследия был не отменен, а подтвержден, но под другим юридическим титулом, поэтому он утратил свой удельный характер.

Учредительное значение имел и собор 1598г. После смерти царя Федора Иоановича, с которым прекратилась династия Рюрика на русском престоле, земский собор мог иметь только учредительный характер, т.к. на Москве не стало более «природного» царя, и собору предстояло избрать нового царя и основать новую династию. В 1598г. Собор, которым руководил патриарх Иов, избрал царем Бориса Годунова. Для того чтобы обосновать и оправдать акт избрания царя подданными, избирательная грамота содержит фантастическое утверждение, что оба последних царя старой династии «приказали» или «вручили» свое царство Борису, и подчеркивает родственную связь Бориса с «царским корнем», но в то же время грамота заявляет: «… и вся земля снидохомся и поставихом достойна суща царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца, Российской земли государя». Мало того, патриарх же глаголя: «глас бо народа, глас Божий»…

Сохранились акты или протоколы этих двух соборов - приговорный список 1566г. и утверженная грамота 1598г. об избрании Бориса Годунова на царство. В обоих актах помещены перечни членов этих соборов. На первом соборе присутствовало 374 члена, на втором - 512. Во главе обоих соборов становились два высших правительственных учреждения: церковное и государственное, Освященный собор и Боярская дума. Призывались начальники и подчиненных центральных учреждений, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы.

Ко времени проведения Земского собора 1598г. столичное купечество подобно дворянству получило окончательную сословную организацию, разделилось на чины по своей капиталистической мочи и казенно-служебной годности. Высшее купечество составилось из гостей и из торговых людей двух сотен, гостиной и суконной, гильдий своего рода; рядовая торгово-промышленная масса столицы образовала несколько черных сотен и слобод, которых можно приравнять к промысловым цехам. На собор 1598г. вызваны были 21 человек гостей, старосты высших сотен и 13 сотских черносотенных обществ. Гости, очевидно, были призваны поголовно, по своему званию, сколько можно было их тогда призвать: их и в XVIIв. было немного, обыкновенно десятка два-три. Но сотенные старосты и сотские были призваны или посланы на собор по должностному положению. Только должности свои они получали по общественному выбору, а не по назначению начальства, как головы дворянских сотен. Суммарный призыв собора 1566г. заменился для купеческих сотен призывом их должностных представителей.

Редкие, случайные созывы собора в XVI в. не могли не оставлять после себя и немаловажного народно-психологического впечатления. Только здесь боярско-приказное правительство становилось рядом с людьми из управляемого общества, как со своей политической и социальной ровней, чтобы изъявить государю свою мысль.

Только здесь оно отучалось мыслить себя всевластной кастой, и только здесь дворяне, гости и купцы собранные в столицу приучались впервые чувствовать себя единым народом в политическом смысле слова: только на Соборе Великороссия могла осознать себя единым, цельным государством.

Соборы в XVII веке

 

В наступивших бурях Смутного времени «глас народа» из риторической фикции должен был превратиться в реальную политическую силу. Когда в 1606г. вступил на престол боярин князь Василий Шуйский «без воли всея земли», то страна отказалась принять его своим царем, тогда повсюду вспыхнули восстания против него: «всея России земля восколебася нань ненавистью, за еже без воли всех градов воцарился бе». В 1610г., когда московские бояре и «служилые и жилецкие люди», находясь «между двух огней» (поляками и русскими «воровскими людьми») согласились принять на царство польского королевича Владислава, они заключили с ним договор, который формально ограничивал его власть и предусматривал совет всей земли, как действуюший законодательный орган: «… суду быти и совершатись по прежнему обычаю и Судебнику Российского Государства; а будет похотят о чем пополнити для укрепления судов, и Государю на то поволити, с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно».

В ляпуновском ополчении 1611г. «строить землю и всяким земским и ратным делом промышлять» должны были трое воевод, «которых избрали всею Землею по сему всее Земли приговору»; «а буде бояре, которых выбрали ныне всею землею для всяких земских и ратных дел в правительство. О земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, …и нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, говоря со всею Землею».

Во втором земском ополчении князя Пожарского, во время его пребывания в Ярославле (весна 1612г.) образовался «постоянный совет всея земли», который представлял собою временное правительство для ополчения и для значительной части страны.

В переписке городов между собою и военных вождей с городами в 1611-1612гг. постоянно выражается мысль о необходимости избрания нового государя «общим советом», «всею Землею», «всемирным советом», «по совету всего государства» и т.д.

Такой всемирный совет и был созван в Москву немедленно по её освобождению от поляков, «и всякие служилые и посадские, и уездные люди, для государского обиранья в царствующий град Москву на совет съехалися». В качестве кандидатов на русский престол были предложены польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван, прозванный «ворёнком», а также представители крупнейших боярских фамилий. После долгих споров и разногласий, 21 февраля выборные люди остановили свой выбор на кандидатуре Михаила Романова, и собор «по всему мирному благосоюзному общему совету» провозгласил Михаила царем. 11 июля Михаил Федорович венчался на царство.

Для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Михаил удержался на престоле только благодаря поддержке земских соборов, которые с 1613 по 1619г. его царствования заседали почти беспрерывно. Дело в том, что активная работа Земских соборов была обусловлена временной потребностью нового правительства для того, чтобы преодолеть последствия смуты. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла, выборный элемент получил численное преобладание над должностным. Тем не менее самостоятельного политического значения соборы все же не имели, поэтому утверждать, что в России была классическая сословно-представительная монархия западного образца, вряд ли применительно к XVII в. Можно, правда, считать Земский собор и Боярскую думу - элементами сословного представительства.

Возвратившийся из польского плена отец Филарет, ставший в 1619г. патриархом Московским и соправителем своего сына, также находил нужным сотрудничество правительства и земских людей.

В 1619г. правительство разослало «окружную грамоту» о присылке в Москву от духовенства и от служилых и посадских людей, выборных «добрых и разумных.

Которые бы умели рассказать обиды и насильства и разоренье, и устроить бы Московское государство, чтобы пришло всё государству полниться, и ратных людей пожаловать в достоинство,…- чтоб нам и отцу нашему Филарету Никитину, патриарху Московскому и всея Руси, всякие их нужи и тесноты и разоренья и всякие недостатки были ведомы; а мы, великий государь, с отцем своим советовав, по их челобитью, учнем о Московском государстве промышляти, чтоб вовсем поправити как лучше». Однако стремления правительства устранить недостатки в управлении и «во всем поправити как лучше» не увенчались успехом.

Принимаются меры по укреплению самодержавия. Крупным светским и духовным землевладельцам передаются огромные угодья и целые города. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, «жалуются» новые земельные наделы «за службу» новой династии.

Меняется облик и значение Боярской думы. В 30-е годы за счет думных дворян и дьяков увеличивается её численность с 35 до 94 человек. Власть же концентрируется в руках так называемой Ближней думы, состоявшей в то время из четырех бояр (И.Н. Романов, И.Б. Черкасский, М.Б. Шеин, Б.М. Лыков).

С ограничением полномочий Боярской думы усилилось значение приказов. Их число постоянно росло и временами доходило до полусотни. Постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказов одному правительственному в государстве человеку - фактически главе правительства.

В местном же управлении произошли перемены, которые свидетельствовали об усилении централизованного начала: земские выборные органы стали постепенно заменяться более жестким управлением из центра через воевод. «В целом складывалась довольно противоречивая картина: в то время когда земских выборных призывали из уездов решать вопросы высшего управления рядом с боярами и столичными дворянами, уездных избирателей отдавали во власть этих бояр и дворян (воевод)».

Когда в 1642г. царь Михаил созвал собор для решения Азовского вопроса, то выборные люди высказались, в общем, за принятие Азова. Но в то же время представили в своих письменных мнениях («сказках») резкую критику приказного бюрократического управления. Одна группа служилых людей писала: «а твои государевы диаки и подъячие пожалованы твоим государским денежным жалованьем и поместьями и вотчинами, и будучи беспрестанно у твоих государевых дел и обогатев многие богатством неправедным своим мздоимствам, покупили многие вотчины и домы свои состроили многие, палаты каменные такие, что неудобьсказуемые, при прежних государях и великородных людей таких домов не бывало»… Другая группа служилых людей высказывала царю так: «а разорены мы, холопы твои, пуще турских и крымских бусурманов московскою волокитою и от неправд и от неправедных судов ».

Михаил Федорович Романов умер в июне 1645г. Вопрос о престолонаследии должен был решать Земский собор, ведь в 1613г выбирали на царство не династию Романовых, а персонально Михаила. По старомосковской традиции корону получил его сын Алексей, которому было в то время 16 лет. Земский собор «брал» его на царство. В отличие от отца Алексей не брал на себя никаких письменных обязательств перед боярами, и формально его власть ничего не ограничивало.

Преемник царя Михаила, Алексей Михайлович, решил устранить беспорядки и злоупотребления в приказно-бюрократической системе путем издания нового свода законов (Уложения). Для этого правительство снова обратилось к содействию Земского собора. Всем областям государства было предложено прислать в Москву выборных «добрых и смышленных людей» для этого великого «государева царственного и земского дела». Осенью 1648г. выборные люди собрались в Москву,

причем некоторые из них привезли с собой «челобитные», т.е. наказы от избравших их обществ. Заключавшие в себе изложение тех пожеланий, которые должны были быть внесены в новый свод законов. Выборные люди прослушали и одобрили новый проект свода, составленный правительственной комиссией. К нему былодобавлено около 60 статей, составленных вновь на основании челобитий,

поданных выборными. После этого Уложение было подписано боярской думой и Земским собором.

Законодательный памятник, превзошедший Уложение царя Алексея Михайловича по полноте и юридической проработанности, - «Свод законов Российской империи» в пятнадцати томах - появился только в 1832г., при Николае I. До этого времени Уложение почти два столетия оставалось сводом Российских законов. В 1653г. был созван Земский собор для решения вопроса о принятии гетмана Богдана Хмельницкого с войском «под высокую государеву руку» и о войне с Польшей. Собор высказался за войну и за принятие в подданство казаков «для православные христианские веры».

Монархия Алексея Михайловича по-прежнему сохраняла черты сословно-представительной, но самодержавная власть царя усилилась. С 1654 до 1667г. все силы и все внимание правительства и общества были поглощены внешними войнами. Во время войны и после нее правительство созывало несколько раз совещания представителей служилого и торгового класса для обсуждения некоторых частных вопросов, но после собора 1654., решившего вопрос о воссоединении оно уже не созывало больше Земских соборов полного состава. Постепенно к концу XVII в. соборная деятельность прекратилась.

 


III. Заключение

Подведем итоги.Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значение и характер Земских соборов в Российском государстве были различны в разные эпохи.

Анализируя Земские соборы XVI в. мы видим, что собор не был постоянным учреждением, не имел ни обязательного для власти авторитета, ни определенной законом компетенции и потому не обеспечивал прав и интересов ни всего народа, ни отдельных его классов, и даже выборный элемент незаметен или едва заметен в его составе. «Можно считать, что Соборы вызваны были необходимостью для правительства сосчитать вместе со своими органами наличные общественные средства, необходимые для нужного дела, и обеспечить себе точное исполнение принятого решения по определенному поводу». Получается, что собор родился не из-за политической борьбы (революций), как народное представительство на Западе, а из-за государственной нужды, выразившейся в XVI и XVII веках в различном качестве.

Большинство соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер, т.е. выборные люди излагали правительству свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Избирательные соборы 1598г. и 1613г. носили учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве. Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства, а также выполняли роль временного правительства. «Уложенный» собор 1648-1649гг. мел имел законодательный характер. В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного смутой «великого Российского царствия» и была их крупной исторической заслугой.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления) - с другой, постепенно разрушают систему земского представительства. Дворянство становится единственным правящим сословием, захватив почти все места в государственном аппарате и армии и став полноправным хозяином над крестьянами. При Петре I Земские соборы прекращают свою деятельность вообще.

Трудно правда согласиться с мнением некоторых зарубежных и отечественных историков о неразвитости Земских соборов. Считаю, что если на Западе в этот период развивается идея разделения властей, то у нас в России формируется идея соборности власти на основе ее духовной, православной общности. Разве можно в таком случае говорить об их неразвитости? В идеале в Соборах достигалось как социально-политическое так и духовно-мистическое единение царей и народа, что соответствовало православным представлениям о власти в то время.

 


IV. Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в ВУЗы / И.В. Волкова, М.М. Горинов, А.А. Горский и др.; под ред. М.Н. Зуева.- М.,1997г.

. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3т. М.,1988г.

. Ключевский В.О. Курс русской истории: в 3т. - М.,1987г.

. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. _ СПб, 1997г.

. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: