Транспортный процесс перевозки контейнеров в общем случае включает в себя следующие элементы:
• подача порожнего контейнера к месту загрузки;
• загрузка груза в контейнер;
• установка контейнера на автотранспортное средство и транспортировка к месту назначения;
• снятие контейнера с автомашины;
• разгрузка контейнера;
• установка порожнего контейнера на АТС и доставка к месту погрузки.
Такая технология требует наличия оборотного парка контейнеров для того, чтобы загрузка происходила до прибытия, а разгрузка контейнеров — после отбытия автомобиля. При прямых грузовых автомобильных перевозках число используемых контейнеров зависит от числа автомашин, осуществляющих перевозку, и числа погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих эти перевозки.
При расчете времени погрузки-разгрузки учитывается число загружаемых или разгружаемых контейнеров. Время, необходимое для установки или снятия одного контейнера, можно ориентировочно принять в соответствии с таблицей 5.2
Таблица 5.2
Время простоя при погрузке или разгрузке контейнеров
Масса контейнера, т | Время на один контейнер, мин |
До 1.25 | |
Свыше 1.25 до 5 | |
Свыше 5 до 20 | |
Свыше 20 |
Если погрузка или разгрузка контейнеров происходит без снятия их с транспортного средства, то время простоя можно принять по таблице 5.3
Таблица 5.3
Время простоя при погрузке контейнеров без снятия их с автотранспортного средства
Масса контейнера, т | Время простоя на первый контейнер, т | Время простоя на каждый последующий контейнер, мин. |
До 0,5 | ||
Свыше 0,5 до 1,25 | ||
Свыше 1.25 до 2.0 | ||
Свыше 2,0 до 3,0 | ||
Свыше 3,0 до 5,0 | ||
Свыше 5,0 до 10,0 | ||
Свыше 10,0 до 20,0 | - | |
Свыше 20 | - |
При перевозке грузов в контейнерах объем перевезенного груза рассчитывается по номинальной массе брутто контейнера, а не по фактической массе загруженного в него груза. Однако учет при планировании перевозок фактической полной массы контейнеров позволяет более эффективно использовать автотранспортное средство, поскольку в контейнерах, как правило, перевозятся легковесные грузы, ц за счет этого можно за одну ездку перевезти большее число контейнеров.
Движение автомашин при доставке контейнеров может быть организовано по следующим схемам:
• маятниковый маршрут со снятием контейнера с автомобиля в пункте назначения;
• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого контейнера на другой груженый;
• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого контейнера на порожний контейнер;
• маятниковый маршрут с загрузкой и (или) выгрузкой груза из контейнера без снятия его с автотранспортного средства, что наименее эффективно, так как резко увеличивает время простоя автомашины. Такую схему применяют при невозможности использовать погрузочно-разгрузочных механизмов для снятия контейнера или при использовании отцепных полуприцепов. При этой схеме не требуется наличие оборотного парка контейнеров;
• кольцевой маршрут с неоднократным обменом контейнеров при близком расположении получателей и отправителей грузов.
Для перевозки контейнеров могут использоваться одиночные бортовые и специализированные автомобили и автопоезда.
Наиболее распространенными автотранспортными средствами для перевозок контейнеров являются специализированные полуприцепы-контейнеровозы и автомобили-самопогрузчики. Для мало– и среднетоннажных.контейнеров, помимо полуприцепов-контейнеровозов, грузоподъемностью 5-10 т и самопогрузчиков используют также бортовые автомобили и автопоезда общего назначения.
![]() |
В бывшем Советском Союзе в конце 70-х годов для перевозок мало- и среднетоннажных контейнеров были разработаны и получили широкое применение низкорамные полуприцепы-контейнеровозы модели А-402, А-402М и А441. Полуприцеп-контейнеровоз модели А-402 имеет грузоподъемность 5 т, предназначен для работы с седельным тягачом ГАЗ-52-06. На его низкорамной платформе размерами 3700x2180 мм могут размещаться малотоннажные контейнеры массой брутто 1,25 и 0,625 т или среднетоннажные массой брутто 5 и 3 т (УУК-5 - 1 шт., УУК-5У - 1 шт., УУК-2,5 - 2 шт., АУК-1,25 - 4 шт., АУК- 0,625 - 6 шт.). Собственная масса полуприцепа 2050 кг. Полуприцеп-контейнеровоз А-402М отличается от А-402 наличием откидывающихся металлических бортов у низкорамной платформы и дополнительной площадки над одноосный тележкой для размещения контейнера массой брутто 3 т. Благодаря наличию бортов у основной платформы полуприцеп может быть использован не только для перевозки мало- и среднетоннажных контейнеров, но и различных тарноштучных грузов, а предусмотренная площадка над одноосной тележкой позволяет улучшить использование полуприцепа при перевозке порожних контейнеров. Полуприцеп-контеинеровоз модели А441, грузоподъемностью 10 т, имеет три грузовые площадки и предназначен для работы с седельным тягачом ЗИЛ-130 (ЗИЛ-441510). Передняя и задняя площадки имеют размеры 1880x2200 мм, а средняя - 3700 х 2200 мм. На этой модели полуприцепа-контейнеровоза можно перевозить следующие типы контейнеров: 1 шт. УУК-5 (или УУК-5У) + 2 шт. УУК-2,5; 1 шт. УУК-5 + 4 шт. АУК-1,25; 2 шт. У У К- 2,5 + 4 шт. АУК-1,25.
Для перевозок среднетоннажных контейнеров на междугородных маршрутах был создан полуприцеп-контейнеровоз модели А-493 грузоподъемностью 14,5 т. Он выполнен с двухосной тележкой и рассчитан на работу с седельным тягачом КамАЗ-5410.
Для перевозок крупнотоннажных контейнеров разработаны и успешно эксплуатируются различные типы прицепов-контейнеровозов. Различают несколько модификаций полуприцепов-контейнеровозов: стандартные полуприцепы-контейнеровозы и низкорамные полуприцепы-контейнеровозы.
Рисунок 5.1- Полуприцеп контейнеровоз для перевозки крупнотоннажных контейнеров
Низкорамные полуприцепы-контейнеровозы (длина 12 650 мм., погрузочная высота 1 100 мм., ширина 2 500 мм.) используются для перевозки сухогрузных контейнеров повышенной вместимости.
Низкорамные полуприцепы контейнеровозы предназначены для перевозки одного 20 футового высокого стандартного контейнера, двух 20 футовых контейнеров или одного 40 футового высокого стандартного контейнера. Масса перевозимого груза на низкорамных полуприцепах может достигать 34 000 кг.
Стандартный полуприцеп-контейнеровоз (стандартная длина 12 500 мм., ширина 2 500 мм., погрузочная высота 1 400 мм.) предназначен для перевозки одного или двух 20 футовых стандартных контейнеров либо одного 40 футового стандартного контейнера. Масса перевозимого груза на полуприцепе такой комплектации может достигать 31 000 кг. Подвеска всех данных типов полуприцепов исполняется в рессорном или пневматическом варианте.
Наибольшее распространение в нашей стране получили полуприцепы марки ЧМЗАП, выпускаемые Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов ОАО "Урал- автоприцеп", и МАЗ, выпускаемые Минским автозаводом.
Полуприцеп-контейнеровоз модели ЧМЗАП-9985 (выпускаемый до 1986 года) грузоподъемностью 20,32 т предназначен для перевозки контейнеров массой брутто 20 т. Рама полуприцепа без настила с консольными поперечно расположенными балками. На концах балок смонтированы поворотные кулачки для фиксации и крепления контейнеров за нижние угловые фитинги. Тележка полуприцепа - двухосная с рессорной подвеской балансирного типа. Данный контейнеровоз рассчитан на работу с седельным тягачом МАЗ-504ВП.
Аналогичный полуприцеп-контейнеровоз ЧМЗАП-99858 (выпускается с 1987 года) такой же грузоподъемности, но с погрузочной высотой примерно на 130 мм ниже, чем у полуприцепа ЧМЗАП-9985, позволяет использовать его для стандартных контейнеров типа 1С или с повышенной высотой типа 1СС, используемых в настоящее время в смешанных перевозках.
Для перевозки двух контейнеров типа 1С или 1СС или одного контейнера типа 1А (1АА) используются полуприцепы-контейнеровозы ЧМЗАП-9991 и ЧМЗАП-99589 и MA3-93892. Грузоподъемность полуприцепа ЧМЗАП-9991 27 т (поэтому он может использоваться только при перевозке контейнеров типа 1А или 1АА с фактической массой брутто каждого контейнера не более 13,5 т), собственная масса 4700 кг, длина 12500 мм, ширина 2500 мм и погрузочная высота 1500 мм. Рама его прямая без настила, тележка двухосная с расстоянием между осями 2000 мм. Полуприцеп ЧМЗАП-99589 имеет грузоподъемность 30,2 т, собственную массу – 4500 кг, погрузочную высоту 1400 мм, габаритные размеры в мм (12460x2500x1470). Грузоподъемность полуприцепа MA3-93892 33 т, собственная масса 6000 кг, длина 12325 мм, ширина 2500 мм и погрузочная высота 1415 мм.
Для перевозки контейнеров типа 1А, 1АА, IB, 1ВВ, 1С, 1СС в составе автопоезда используется автомобильный трехосный полуприцеп-контейнеровоз МАЗ-9919.
Рассмотренные полуприцепы могут быть использованы только с тягачами, имеющими колесную формулу 6x4 (типа МАЗ-64229 или МАЗ-64221) или 6x2 и двигатель мощностью не менее 300 л. с.
Отличительной чертой полуприцепов-контейнеровозов, участвующих в доставке крупнотоннажных контейнеров с увеличенной высотой типа 1АА или 1СС, является их пониженная погрузочная высота. Разработка таких прицепов вызвана, с одной стороны, широким использованием крупнотоннажных контейнеров, имеющих больший внутренний объем, за счет увеличения высоты (способствующей их лучшей загрузке при доставке легковесных грузов), а - с другой - ограничениями дорожного габарита по высоте (4 м). Снижение погрузочной высоты полуприцепа-контейнеровоза повышает также устойчивость автопоезда с контейнерами во время движения.
Особую категорию специализированного подвижного состава для контейнерных перевозок представляют автомобили и автопоезда-самопогрузчики, обеспечивающие механизированную самопогрузку и саморазгрузку контейнеров.
Наряду со специализированными полуприцепами и самопогрузчиками для перевозок мало– и среднетоннажных контейнеров используют подвижной состав общего назначения или бортовые автомобили и автопоезда. Практически все отечественные модели бортовых автомобилей и автопоездов могут быть применены для перевозки указанных контейнеров.
Выбор автомобиля или автопоезда соответствующей грузоподъемности при контейнерных перевозках производят в зависимости от партии перевозимых контейнеров, типа контейнера, условий погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и других эксплуатационных условий.
Автомобильные контейнерные перевозки особенно эффективны при работе автомобилей-тягачей со сменными полуприцепами- контейнеровозами. В этом случае можно добиться наименьших простоев тягачей на обменных контейнерных пунктах, контейнерных площадках, терминалах и площадках таможенного досмотра.
В смешанных автомобильно-железнодорожных и автомобильно-водных перевозках получают распространение перевозки грузов в полуприцепах контейнерах, конструктивно представляющих собой контейнер, смонтированный как единое целое на шасси АТС. Такие полуприцепы-контейнеры принято называть контрейлерами, а перевозки - контрейлерными.
Рисунок 5.2 Контрейлерная перевозка
Особенность этого вида перевозок состоит в том, что автомобили-тягачи доставляют полуприцеп с грузом на контейнерные пункты и терминалы и оставляют его там. Затем автомобили-тягачи забирают уже прибывшие (на других видах транспорта) в эти места полуприцепы-контейнеры и везут их к месту назначения. Таким образом, полуприцепы служат контейнерами на колесах, которые участвуют в железнодорожно – автомобильных или водно-автомобильных перевозках. Кроме шасси АТС, контрейлеры могут иметь комбинированную ходовую часть, позволяющую перемещать их своим ходом не только по автомобильным дорогам, но и по железнодорожным путям.
Вопросы для самопроверки
1. | Дайте определение контейнеру и охарактеризуйте его основные параметры |
2. | Как разделяются контейнеры по назначению? |
3. | Как разделяются контейнеры по конструкции? |
4. | Как разделяются контейнеры по массе брутто и нетто? |
5. | Как разделяются контейнеры по сфере обращения? |
6. | Какие элементы включают в себя транспортный процесс перевозки контейнеров? |
7. | По каким схемам может быть организованно движение подвижного состава при доставке контейнеров? |
8. | Какие транспортные средства используются при перевозке среднетоннажных контейнеров? |
9. | Охарактеризуйте стандартные полуприцепы- контейнеровозы. |
10. | Охарактеризуйте низкорамные полуприцепы- контейнеровозы. |