АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ
Классификация контейнеров
В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:
имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;
снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;
изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.
Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения
По назначению разделяют следующие виды контейнеров:
• Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 000 кг и более
• Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 000, но не более 10 000 кг
• Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 000 кг
• Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.
• Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.
• Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.
• Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.
• Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами
•Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой
• Рефрижераторный контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.)
• Мягкие контейнеры (в отечественных публикациях иногда встречается термин "биг-бэг" - "big-bag") применяются в основном для перевозки продовольственных, химических, навалочных грузов и минеральных удобрений. В мировой практике используются мягкие контейнеры различной грузоподъемности (от 0,5 до 12 т), различного конструктивного исполнения (закрытые, с открытым верхом, с днищем в виде поддона и т.п.), изготовленные из различных полимерных и других материалов. В российских портах в основном перегружаются мягкие контейнеры грузоподъемностью 0,5-2,0 т.
Мягкие контейнеры имеют следующие обозначения:
МК-Л - мягкий контейнер многоразового использования из резинотекстильных материалов с несущими грузовыми элементами в виде лент;
МКО-С - мягкий контейнер многоразового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;
МКР-С - мягкий контейнер разового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;
МКР-М - мягкий контейнер разового использования из полиэтиленовых материалов без несущих грузовых элементов.
В соответствии с ГОСТом Р 50610 специализированные контейнеры массой брутто до 12,5 т включительно подразделяются на:
- СК-0 массой брутто 6,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-платформы на базе платформы с ограждениями (полными и неполными), предназначенные для штучных, в том числе пакетированных, а также тяжеловесных грузов, не требующих укрытия при перевозке;
- СК-1 массой брутто 3,2 (3,4), 5,0 (7,0) т - закрытые контейнеры преимущественно формы параллелепипеда или бункерного типа, а также цилиндрической формы, предназначенные для неслеживающихся или слабослеживающихся сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;
- СК-2 массой брутто 3,2, 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры формы усеченного конуса, круглого или овального сечения, открытые или закрытые, предназначенные для сильно слеживающихся и смерзающихся грузов, в том числе концентратов руд;
- СК-3 массой брутто 3,2, 5,0 (6,0) т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для отдельных тарно-штучных грузов, в том числе пакетированных, включая сыпучие в таре, требующих защиты от атмосферных осадков;
- СК-3 ВМ массой брутто 5,0 (6,0), 12,5 т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для транспортирования и временного хранения взрывчатых материалов в соответствующей таре и упаковке;
- СК-3И, СК-3ИМ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - изотермические закрытые контейнеры, предназначенные для скоропортящихся продуктов; - СК-3ИВ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - вентилируемые закрытые контейнеры, предназначенные для свежих плодов и овощей;
- СК-4Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической формы или в виде параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для жидких неопасных грузов малой и средней вязкости;
- СК-5Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической формы или в виде параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для опасных жидких грузов (огнеопасных и взрывоопасных, ядовитых, особо агрессивных);
- СК-6Ц массой брутто 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, закрываемые или герметизированные емкости круглого, овального сечения или формы параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для вязких и высоковязких жидких грузов;
- СК-8 массой брутто 3,0 (3,4), 5,0 т - контейнеры формы параллелепипеда или пирамидальной формы с раскрывающимися дверьми или откидными стенками, с жестко закрепленным или выдвижным стеллажом, предназначенные для пачек (пакетов) хрупких листовых материалов.
По конструкции - контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом ит.д.
По величине массы брутто и нетто - контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20 т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.
В таблице 5.1 представлен внешний вид и размеры контейнеров.
Таблица 5.1
Внешний вид и размеры контейнеров
Название | Внешний вид | Длина,м | Ширина,м | Высота,м | Объем,м3 | Вес груза.кг | |||||
Среднетоннажный | ![]() | 1,98 | 1,225 | 2,128 | |||||||
Среднетоннжный | ![]() | 2,5 | 1,95 | 2,128 | |||||||
Стандартный | ![]() | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 33,3 | ||||||
Рефрежираторный | ![]() | 6.06 | 2,44 | 2,6 | 26,5 | ||||||
Открытый верх | ![]() | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 32,6 | ||||||
Изолированный | ![]() | 6,06 | 2,44 | 2,44 | 26,3 | ||||||
Танк-контейнер | ![]() | 6,06 | 2,44 | 2,6 | |||||||
Платформа Flatrack | ![]() | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 27,9 | ||||||
Стандартный | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,59 | 67,2 | ||||||
Высокий (High Cube) | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,90 | 76,0 | ||||||
Рефрижератор | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,6 | |||||||
Рефрижератор (High Cube) | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,90 | |||||||
Открытый верх (Open Top | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,59 | 66,7 | ||||||
платформа Flatrack | ![]() | 12,19 | 2,44 | 2,59 | 54,8 | ||||||
По сфере обращения - контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.