Игры на знакомство
«Назови себя, назови меня». Игроки делятся на две команды, которые располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии в шеренгах или линиях. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку второй команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку первой команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает его в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки первому игроку первой команды.
«Прошепчи имя». Все участники свободно передвигаются по площадке в течение 2-5 минут, стараясь подойти к большему числу участников и прошептать на ухо свое имя. Затем задание меняется. Теперь нужно подойти к большему числу участников и прошептать каждому на ухо его имя.
«Ветер дует в сторону…». Участники садятся в круг. Водящий говорит: «Ветер дует в сторону того, кто...» (умеет плавать, считает себя умным, любит читать, пишет стихи, умеет играть на гитаре, занимается спортом и другие характеристики). Те играющие, к которым относится высказывание ведущего, должны поменяться местами, а водящий старается занять освободившееся место. Кто не успел занять стул, становится водящим.
«Интервью». Участники разбиваются по парам (по принципу «с кем я меньше всего знаком») и в течение 5 минут рассказывают друг другу о себе. Затем пары поочередно занимают импровизированную сцену. Один из напарников садится на стул, второй становится за него. Тот, кто стоит за стулом, в течение минуты должен рассказать о своем напарнике всем остальным участникам. Сидящий не может комментировать или подсказывать. Затем напарники меняются.
«Построение». Ведущий предлагает участникам построиться в шеренгу по: цвету глаз (от самых светлых до самых темных); числам и месяцам рождения; первым буквам имен в алфавитном порядке; цвету волос; размеру обуви; знаку зодиака и т. д.
«Дорога вопросов». Вызывается любой участник. Определяется дистанция от старта до финиша. Задача участника – пройти дистанцию, а задача остальных – не дать ему это сделать, задавая вопросы о нем. Во время ответа участник должен стоять на месте и двигаться только тогда, когда никто не задает вопросов.
«Формула личности». Формула – термин точных наук. Участникам необходимо описать себя, свои принципы, свой характер в виде формулы. Можно придумать свои символы и их обозначения, а можно использовать знакомые: =, +, -, (),*, / и т. д. После выполнения каждый участник записывает формулу на флипчарте и презентует ее отряду.
«Клубок». Ведущий наматывает кончик клубка ниток себе на палец и кидает клубок ниток сидящему напротив участнику, называя свое имя и то, что он любит делать. Поймавший клубок также наматывает нитку на палец и перекидывает клубок другому участнику. Клубок должен вернуться к ведущему. Затем происходит обратный процесс. Последний участник возвращает предыдущему клубок, называя теперь его имя и любимое занятие. Таким образом, клубок сматывается обратно.
«Записки». Каждый участник делит лист бумаги на шесть частей и пишет свое имя шестью разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на шесть частей и аккуратно сворачивает все записки. Вожатый собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить шесть любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все шесть своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто собрал все шесть частей первым.
«Три факта». Каждый участник, сидящий в кругу, сообщает о себе три факта, один из которых ложный. Задача остальных участников – догадаться, где правда, а где ложь. После того, как все факты разгаданы, участники передают приветы по услышанным правдивым фактам (например: «Я передаю привет Алеше, у которого два брата»).
«Почему я? Почему не…». Игра в кругу. Ведущий предлагает одному из ребят выйти в круг. Задача человека в кругу – произнести слова: «Я иду к... (имя)» и направляться к нему. Например: «Я иду к Свете». Света в этот момент должна спросить: «Почему я?» и предложить «Почему не... (имя)?» Например: «Почему я? Почему не Дима?». Если Света успевает произнести эти слова, человек в кругу направляется к Диме, если нет – кладет руку на плечо Свете, и тогда Света становится в круг. Задача человека в кругу – как можно быстрее дойти до человека. Задача остальных участников – быстро реагировать на свои имена.
«Суета сует». Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9–16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии): любит рыбу, держит дома собаку, любит звезды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно тебе как вожатому. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.
Подвижные игры
«Арест сороконожки». Кто быстрее сошьет свою команду веревкой и ложкой.
«Бег в мешках». Как обычно. Лучше проводить на травяном поле.
«Бег с чемоданом». Привязать к ноге мешки с травой, воздушные шары и др. и бежать наперегонки.
«Ведьмы на метле». Несколько партнеров бегут на одной метле.
«Воздухобол». Волейбол с воздушным шариком. Два связанных шарика с несколькими каплями воды.
«Ехали медведи». Бег верхом на короткой веревке.
«Кенгуру». Зажать мяч между коленками и скакать.
«Лягушки». Прыгать верхом на большом мяче с ручкой.
«Арбузы на деревьях». Встав в шеренгу, передают мяч – вначале между ногами, затем над головой, далее можно усложнить: один передает внизу, другой вверху.
«Паук». Две группы обвязываются веревками и бегут наперегонки.
«Попади в мишень». Пустить мяч через катящийся обруч.
«Работай головой». Пройти дистанцию, держа на голове книгу, в руках стакан и метлу, подгоняя ногой мяч.
«Сиамские близнецы». Двух участников привязывают спиной к спине, либо они сцепляются руками, согнутыми в локтях, и бегут или танцуют.
«Скользкий арбуз». Удержать мяч двумя палками, пробежав дистанцию в паре.
«Сороконожка». Все берутся рукой за канат, а другой рукой – за щиколотку и прыгают вперед целой командой, затем разворачиваются и двигаются таким же образом назад.
«Эстафета». Бег задом наперед, на четвереньках, тачкой, с двумя стаканами – переливая воду, с ложкой и яйцом, с кувырками, обнявшись вдвоем, на одной ноге, с чем-то на голове и т. д.
«Осиные гнезда». Пройти под подвешенными на разной высоте предметами (мячиками), не коснувшись их головой (приседая).
Забавные игры
«Глаза на пальцах». Участнику завязывают глаза, подводят к столу с предметами и просят его разложить эти предметы согласно порядку, который задает ведущий. Например: стоял повар, за ним портной, за ним музыкант... Следовательно, ребенок сначала должен наощупь найти ложку, затем катушку ниток, свирель и т. д. Время выполнения задания –1 минута.
«Глаза-фотоаппараты». Заметить, что изменил ведущий в расположении вещей на столе.
«Через глазок». Картина закрыта листом бумаги вдвое большего размера с небольшим глазком-вырезом, через который надо рассмотреть картину и ответить на вопросы (сколько здесь людей, в какой одежде и т. д.).
«У червячка нет рук». Надо съесть яблоко, висящее на нитке или лежащее в миске с водой.
«Зубы в руки». Нужно достать коробок, находящийся на полу, зубами, не слезая с табуретки и не касаясь пола руками.
«Имитатор». Копируется поза ведущего.
«Мягкая посадка». Ребенок сидит на стуле с завязанными глазами. Его задача: вернуться на стул, сделав 4 шага вперед и совершив четырехкратный поворот направо.
«Глаза на затылке». Предметы расставляются на расстоянии от участника. Его задача: увидеть расставленные предметы, а затем обойти их спиной вперед.
«Мудрецы и вода». Держать за спиной в одной руке – палку, в другой – стакан воды и отвечать на вопрос, делая три шага. Замеряется, сколько воды осталось непролитой в стакане.
«Узнай наощупь». В темный мешок кладут предметы – надо определить их наощупь, не вытаскивая.
«Несмеяна». Рассмешить «Несмеяну», не прикасаясь к ней руками.
«Отличная служба». Показать одновременно жест «Во!» и отдать честь. Кто первый ошибется.
«Отыщи друга». Участники снимают один башмак и с завязанными глазами находят в куче обуви свою пару: кто быстрее.
«Погаси свечу». С завязанными глазами отойти на 2 шага и погасить за несколько выдохов.
«Помеха сзади». Надо поднять конфету, стоя вплотную у стены и не сгибая ног.
«Портрет по телефону». Первый видит картинку и шепотом описывает ее второму. Затем передают третьему, четвертому и т. д. Последний должен нарисовать по описанию.
«Прыгающий художник». Лист бумаги прикрепляют на стене так, чтобы он оказался на уровне головы ребенка. Его задача: нарисовать рисунок, много раз допрыгивая до листа.
«Ловкий рисовальщик». Нарисовать рисунок усложненным способом: ногой, связанными руками, двумя руками сразу, стоя спиной и глядя через зеркальце.
«Сильный нос». Передавать спичечный коробок носом. Толкать носом шарик или мячик по лабиринту.
«Сборщики фруктов». Перенести яблоки из одной корзины в другую, прижав их щеками, лбами, на ложке, на голове и т. д.
«Скоростное переодевание». Снять рубашку, вывернуть, надеть, снять, вывернуть, надеть. Побеждает тот, кто быстрее сделает так пять раз. Расшнуровать обувь, надеть на руки, кувыркнуться и сделать все обратно.
«Журавли». Двое стоят на одной ноге и переливают воду из стакана в стакан. Кто первый прольет воду или опустит ногу – тот проиграл.
Творческие игры
«Шутки эха». Изобразить звуками: вокзал, метро, школу, сафари, зоопарк, сельский двор.
«Изобрази блюдо».
«Пантомимы на пословицы».
«Живые картины». Изобразить известную картину.
«Инсценировка стиха». Например, «У Лукоморья».
«По-разному». Постановка одного и того же танца или песни на разный лад (как хор, цыгане, балет, опера и т. д.)
«Немой разведчик». Участник с помощью пантомимы изображает своей команде, что он увидел на картинке (прочитал в телеграмме). Команда постепенно угадывает. Правильно – он кивает, нет – отрицает.
«Шепелявый разведчик». Сообщает текст телеграммы, прибавляя после каждого слога лишний слог (со-, те-) и т. д. Команда должна угадать, что сказано.
«Китайский экскурсовод». Надо описать, что изображено на картинке, избегая каких-то букв («л», «к» и т. п.). Команда-соперник задает вопросы, провоцируя на произнесение этих букв.
Интеллектуальные игры
«Рука помнит». Раскладывают предметы и завязывают глаза ищущему. Затем он должен по памяти найти и переложить два предмета. Затем положить на них руки и еще раз переложить.
«Счетная палата». Раскладываются разные предметы вперемежку. За 15 секунд надо сосчитать, сколько на столе ложек, спичек и т. д. Руки при этом держат за спиной. Вариант: считают все предметы, но так: первый карандаш, первая ручка, второй карандаш, первый нож и т. д.
«Обратное ухо». Ведущий читает текст с конца до начала, дети должны правильно уловить его смысл.
«Глаза-фотоаппараты». Команде показывают две картинки несколько раз по три секунды. На одну не надо обращать внимания, на другой надо запомнить все детали.
«Досказалки». Два игрока перебрасывают мяч. Один игрок произносит полслова, целое слово, другому игроку надо досказать вторую половину слова, синоним или сочетаемое слово.
«Части речи». Ведущий читает текст. Надо запомнить и сказать отдельно: имена существительные, затем глаголы, затем наречия и т. д. Побеждает тот, кто перечислил точнее всех.
Игры на местности и на воде
«Глазомер». Определить, сколько метров, шагов до объекта. Побеждает тот, кто назвал цифру, совпадающую с реальной или наиболее близкую к ней.
«Два шпиона». Внимательно рассмотреть местность, затем отвернуться и ответить на вопросы. Побеждает тот участник, чьи ответы детальнее.
«Морские всадники» (для крепких ребят). Играют две команды, например, например, «Бегемоты» и «Морские кони».
Всадники сидят на плечах своих «коней», т. е. товарищей по команде, и стараются «сдернуть» противника в воду. Игра продолжается до сигнала «Стоп». Затем подсчитывается, кто сколько сдернул.