«Бой индюков». Соперники встают на правую ногу, левую держат сзади обеими руками. Голову задирают и толкаются грудью. Кто отпустит руку, упадет – проиграл. Автор предупреждает: игра небезопасна. Перед игрой у участников нужно забрать жевательную резинку, очки, развернуть кепки козырьком назад, велеть толкаться только грудью, а не головами, сомкнуть плечо к плечу, крикнуть: «Начали!»
«Бойцовые лягушки». Соперники садятся на корточки, соприкасаясь правыми боками, руки – в замок сзади. Кто упал на бок или расцепил руки, тот проиграл.
«Барсуки в норах». Соперники становятся внутрь обручей и перетягивают веревку. Кто первый вышел из обруча – проиграл.
«Штангисты». Соперники одного роста становятся спиной к спине, обхватывают палку над головой и тянут вперед. Проиграет тот, кто выпустит палку или оторвет ноги от земли.
«Лилипутское двоеборье». Метание спички и воздушного шара на дальность и меткость.
«Четвероборье». Четыре веревки связаны в центре, другие концы прикреплены к поясу соперников. По краям круга лежат призы. Кто перетянет остальных участников и первый дотронется – тот и получит приз.
«Спинная газета». На спину участника приклеивается номер (или слово). Надо, прыгая на одной ноге в кругу, узнать номер (слово) противника, но не дать прочесть свой.
Игры с залом («ожидалки»)
«Слово главнее жеста». Надо показывать рукой на части тела, предметы в актовом зале, на участников и произносить названия вразнобой. Зал должен повторять не жесты, а показывать на то, что названо. Например, ведущий произносит слово «стол» и при этом показывает на руку. Участники в зале должны указать на стол.
«Уговор». Ведущий протягивает руки, все должны скрестить руки; грозит пальцем – все кланяются; топает ногой – все топочут ногами; чешет затылок – все показывают на нос и т. д. Кто ошибся – тот выбывает.
Игры на взаимодействие
«Я вижу в тебе». Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга: внутренний и внешний). Первый этап игры – «Три пальца»: по команде ведущего участники показывают человеку, стоящему напротив, 1, 2 или 3 пальца (1 палец – просто посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца – пожали друг другу руки, 3 пальца – обнялись). В случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие, соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 – просто пожали друг другу руки). Ведущий, после того, как участники выполнили действия, дает команду: «Переход!», и внешний круг смещается на одного человека вправо.
Второй этап игры называется «Я хочу предложить тебе». Это коронная фраза этого этапа. По команде ведущего: «Внутренний – к внешнему! Поехали!» те, кто стоят во внутреннем круге, начинают говорить тому, кто стоит напротив, что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде: «Стоп!» все разговоры прекращаются, после следующей команды: «Внешний – к внутреннему! Поехали!» начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда: «Стоп!» прекращает разговоры. Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза, и подает команду: «Переход!», по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженого и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа – «разговорить» ребят.
Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и второй, заменяется только ключевая фраза. Третий этап – «Я вижу в тебе». Четвертый этап – «Мне не нравится в тебе». Пятый этап – «Мне нравится в тебе».
«Фиксация». Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека, стоящего в кругу, себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к выбранному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров коллектива, определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.
«Встаньте в круг». Игра проходит в несколько этапов, постепенно усложняясь. На первом этапе участники делятся на пары, садятся на пол напротив друг друга, взявшись за руки, колени должны быть согнуты, ноги – на ширине плеч. Задача каждой пары – встать одновременно. На следующих этапах участники объединяются в четверки, восьмерки и т. д. На последнем этапе участникам необходимо встать одновременно всем коллективом.
Интеллектуальные игры
Для того чтобы сконструировать интеллектуальную игру, необходимо использовать сочетание нескольких обязательных частей, соблюдая такой алгоритм:
1. Решить, что вы конструируете – игру или игровую программу. Единственное различие между интеллектуальной игрой и интеллектуальной игровой программой в том, что в основу программы положено несколько разных игр или конкурсов.
Пример интеллектуальной игры: «Поле чудес», «Квиз, плиз», «Что? Где? Когда?».
Пример интеллектуальной игровой программы: «Счастливый случай», «Звездный час», «Угадай мелодию».
2. Заложить основу интеллектуальной игры (программы). По сути, каждая интеллектуальная игра – набор вопросов, требующих однозначных, верных ответов. Но простое задавание вопросов не похоже на игру, поэтому интеллектуальные игры в своей основе часто имеют правила известных игр (футбол, крестики-нолики, морской бой, ход конем и др.) или имитацию какого-либо действия («восхождение на гору», «взлом сейфа» и т. д).
3. Определиться с тематикой вашей игры (программы). Она может быть выражена через название, внешнее оформление, костюмы игроков и ведущего, а также через пакет вопросов для данной игры.
4. Определиться с системой выбора вопросов из пакета. Это можно делать по-разному.
По сложности вопросов:
– каждый последующий вопрос сложнее предыдущего;
– все вопросы в пакете распределены по сложности и задаются в зависимости от того, что выпало случайно;
– все вопросы в пакете распределены по сложности и задаются по выбору игроков.
По тематике (области знаний):
– все вопросы в пакете распределены по тематике и задаются в зависимости от того, что выпало случайно;
– все вопросы в пакете распределены по тематике и задаются по выбору игроков.
По жребию. Например, «Что? Где? Когда?». Необходимо отметить, что только ведущему игры известно, насколько его выбор соответствует правилам выбора вопросов, принятым в этой игре. Это не способ «надувательства» игроков, а лишняя возможность дольше поддерживать интерес к игре как зрителей, так и проигрывающей команды, что тоже очень важно. Автор не призывает вас подтасовывать результаты игры, но не стоит забывать и о педагогической роли интеллектуальных игр и об их зрелищной стороне.
В подавляющем числе случаев ведущий именно так и поступает – мы никогда не узнаем, насколько соответствует сложность музыкального вопроса в «Угадай мелодию» тем баллам, которые были выбраны участниками игры, или действительно ли в «Счастливом случае» задается вопрос, соответствующий цифре бочонка и т. п. Наиболее ярко подобные действия выражены у ведущего «Брейн-ринга». При просмотре этой передачи видно, как он каждый раз перебирает карточки с вопросами, прежде чем решить, какой из них задавать в данный момент.
Известно немного игр, в которых у ведущего нет возможности задавать вопросы в зависимости от своего желания (или от течения игры). Это, например, «Что? Где? Когда?».
5. Следующее условие, которое необходимо учесть, – будет ли ваша игра тематической, т. е. посвященной одной теме (учебному разделу, предмету), или нет.
Тематические игры (телепрограммы): «Поле чудес», «Умники и умницы», «Галопом по Европам», «Угадай мелодию» и др. В принципе, любая интеллектуальная игра может быть тематической, стоит вам потрудиться над составлением вопросов одной тематики. Но у некоторых игр уже названия говорят об этом. Например, «Музыкальный тайник», «Угадай мелодию», «Стадион Гиннеса».
6. Теперь, когда вам известна игра (или действие), которую вы положили в основу интеллектуальной игры, решите, как вы будете начислять баллы за правильные ответы на вопросы и снимать их за неправильные (что необязательно).
Практически во всех играх и игровых программах существует обычная система начисления баллов (1 ответ – 1 балл), в некоторых играх баллы напрямую заменяются какими-нибудь предметами, а в других правила начисления баллов остаются неизвестными для играющих.
Примеры замены баллов на что-либо другое отражены в таких телепрограммах, как «Зов джунглей» (кости и бананы), «Игра для шалунов и их родителей» (солнцезащитные очки), «Звездный час» и «Умники и умницы» (шаги к победе) и т. п.
Система начисления баллов может строиться по-разному:
1. Постоянная – за каждый правильный ответ, независимо от его сложности и тематики, начисляется одинаковое количество баллов. Например, «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
2. Ранжированная по сложности задаваемых вопросов – чем сложнее вопрос, тем больше баллов можно получить за правильный ответ на него. Например, «Морской бой».
3. Случайная – вопрос задается независимо от выпавшего числа баллов. Например, «Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.
4. По соотношению заданных вопросов и правильных ответов. Например, «Пятью пять».
5. Дополнительная. Может существовать помимо основной системы начисления баллов еще и дополнительная. Например, денежный IQ в «Что? Где? Когда?», звезды в «Звездном часе», ордена Шелкового умника в «Умниках и умницах» и т. п.
Постарайтесь сделать для своей игры такую систему начисления баллов, чтобы она соответствовала тематике или названию вашей игры (на музыкальной игре можно собирать ноты, на игре «Остров сокровищ» – клады или черные метки и т. п.) и обязательно была зрелищной.
И последнее – не всегда желательно, чтобы команда знала, до какого числа баллов идет игра, хотя обязательно надо объявить, что послужит ее окончанием.
Только, чтобы игра проходила весело и с пользой:
Проводи только те игры, которые освоил до тонкостей. Постоянно пополняй свою вожатскую копилку новыми увлекательными и полезными играми, причем делай это под запись, ведь не секрет, что если долго не играть в некоторые игры, они забываются.
Продумав заранее ход игры, составь план: определи место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывай возраст и пол, количество участников.
Игры не должны включать в себя даже малейшую угрозу жизни и здоровью детей, а также унижать их достоинство.
Следи за длительностью игры, чтобы ребята не переутомлялись, не уходили с чувством перенасыщения игрой. А то в следующий раз на твое предложение пойти поиграть ребята ответят отказом.
Тон твоего обращения к игрокам должен быть твердым, уверенным, но в то же время приветливым, дружелюбным: ведь нельзя заставить играть насильно, но можно увлечь, заинтересовать.
· Помни, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом, физическом и духовном росте участников игры.
· Знай, что вершиной твоего мастерства будет внесение корректировок, изменений содержания или хода игры, создание новых игр на основе старых или своих собственных уникальных игр.