Немного о музыке и не только..
В далёком сентябре 1982 года, точнее 14 сентября в газете Авангард вышло объявление об открытии при КБО г. Усть-Катава, первой в горно-заводской зоне, студии звукозаписи.
В то время в музыке, как впрочем, и в других областях существовала строгая цензура. Нам, как правило, регулярно спускался список запрещённых к тиражированию групп и исполнителей. Сейчас это смешно, но тогда
репертуар согласовывался с руководством предприятия, хотя замечу, что особо нас никто не контролировал.
В начале 80 х, кроме официальных ВИА типа Самоцветов и Песняров, стало появляться множество молодёжных рок-групп. В то время музыку тиражировали либо на виниловых пластинках, либо на магнитной ленте в бобинах, которую потом записывали и воспроизводили на катушечных магнитофонах.
Самыми крутыми аппаратами считались магнитофоны с 3 моторным лентопротяжным механизмом и сквозным трактом. Магнитная лента в то время уже была дефицитом, и где только её не приходилось доставать, даже получал её по почте из Узбекистана.
Так вот сегодня хотелось рассказать об одном популярном в 80 х. исполнителе, точнее о его группе Альфа, основателем которой был Сергей Сарычев. Почему именно о нём, дело в том, что он мне импонировал, своим напором, удивительной работоспособностью и сильной харизмой!
В то время согласно, утвержденного репертуара, организация подавала рапорт в авторское общество и министерство бытового обслуживания перечисляла авторам песен соответствующие гонорары.
Так вот Серёга в 1983 году, прислал мне благодарственное письмо из Бескудниково г. Москвы, за рапортички, с которых он получал авторский гонорар, и у нас с ним была небольшая переписка.
|
Сергей Сарычев. Московский гуляка
Немного о биографии. С.Сарычева. Родился он 26 апреля 1958 года в Волгограде. Отец - сталевар, хорошо играл на баяне. Мать - официантка. Вскоре после его рождения семья перебралась в город Волжский, где он и вырос. С ранних лет увлекался музыкой, имея хороший слух и голос. При помощи родителей самостоятельно освоил баян и гитару. Позже поступил в музыкальную школу, где учился по классам баяна и фортепиано. Также пел в детском хоре мальчиков города Волжский. Затем учился в музыкальном училище по специальности «дирижер хора». В подростковом возрасте увлекся роком, ему импонировали музыка и манера исполнения таких групп как Deep Purple, Black Sabbath, Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC.
Начинал свою музыкальную карьеру С. Сарычев в своем родном городе Волжском. С 15-ти лет стал выступать в одном из ресторанов своего родного города. Позже перебрался в Волгоград.
В 1978-1980 годах –Сергей клавишник и вокалист ВИА «Волгари» при Волгоградской филармонии. В 1980 году играл в ВИА «Шестеро молодых» при Саратовской филармонии, потом с группой "ВОЛЖАНЕ, затем в группе «Молодые голоса» (1979—1981), затем в гр. «Круиз» при Тамбовской филармонии. Он является автором главной песни гр. Круиз «Крутится волчок».
В январе 1983 г. Сарычев вместе с ударником Сергеем Сафоновым (экс-"РУБИНОВАЯ АТАКА"), гитаристом Владимиром Холстининым и басистом Виталием Дубининым (оба позднее встретятся в "АРИИ"), основывает новую группу - "АЛЬФА", практически сразу же ориентировавшаяся на мелодичный рок с сильным акцентом на клавишные.
|
Гр. АЛЬФА, приступила к записи первого магнито-альбома в 1983 году. Он вышел под названием «Гуляка» и был страшно популярен по всему союзу! В каждом ресторане за вечер по несколько раз исполняли «Гуляку»!
Немного об истории создания этого альбома.
Сарычев объявил своим соратникам о том, какие задачи стоят перед ними: они должны сделать все так, как положено в настоящем шоу-бизнесе, то есть сначала записать альбом с новыми песнями, который надо будет отдать так называемым «подпольным писателям», чтобы они распространили его по всей стране. Только после этого можно будет идти устраиваться на работу в филармонию, потому что если альбом будет иметь успех, то на концертах группы, куда бы она ни приехала с гастролями, обязательно будет аншлаг.
Когда песни были разучены, Сарычев привез на репетиционную базу в ДК МИДа полупрофессиональный магнитофон «Ревокс», «пи-веевские» пульт и микрофоны. Музыканты играли «живьем» все песни от начала до конца; если кто-то ошибался, то приходилось все начинать сначала. Когда работа над альбомом была завершена, Сарычев отнес катушку с записью Виктору Алисову, одному из представителей тайного союза так называемых подпольных писателей. Должен заметить, что у нас в городе, этот альбом тоже пользовался огромным, как говорится на ура!
Песни Сарычева были веселыми и заводными, но с чуть заметной грустинкой; до боли знакомыми и родными, но пришедшими будто из далекой Волшебной страны, где все не так, где все иначе; они казались очень простыми, однако далеко не каждый отваживался подпеть вокалисту, и за праздничным столом слово обычно давали магнитофону - а записи «Альфы» были почти в каждом доме.
|
Если бы у нас в стране тогда проходили конкурсы типа «Грэмми», то многие любители рока назвали бы дебютный альбом «Альфы» лучшим альбомом 1983 года.
В него вошли быстро ставшие популярными номера: "Шторм", "Театр" (известный также в исполнении И. Понаровской) и "Московский озорной гуляка" (на стихи Сергея Есенина).
После прослушивания в Москонцерте гр. АЛЬФЕ было разрешено работать только номером в сборной программе. Сарычев отказывается, от этого предложения. На вершине популярности группы ее покидают Сафонов и Дубинин.
В группу АЛЬФА, приходят новые музыканты: басист Александр Грановский и ударник Игорь Молчанов (впоследствии тоже участники "АРИИ", потом - "МАСТЕРА").
Второй альбом группы вышел в 1983 году, назывался он «Бега».
О том, как группа "Альфа" записывала альбом "Бега"
П осле того, как распался первый состав группы «Альфа», Володя Холстинин не только остался верен своему старшему товарищу Сарычеву, но, не желая подчиняться негативным обстоятельствам, привел в группу нового басиста Алика Грановского, с которым познакомился абсолютно случайно – по дороге к дому.
Это знакомство состоялось еще весной, до прослушивания в Росконцерте. Холстинин и Грановский встретились на платформе метро «Беляево». Оба были «хайратые», в джинсовых куртках, с гитарами в руках. Их внешний вид был сродни паролю: «Мы с тобой одной крови, брат!»
Володя подошел первым:
- Привет! Я тебя видел на концерте группы «Смещение». Мне тогда очень понравилось.
Алик тоже узнал Володю:
- И я тебя знаю: ты играл в «Волшебных Сумерках»!
Они обменялись телефонами и договорились созвониться.
Через несколько дней Холстинин действительно позвонил Грановскому и сообщил, что от них ушел бас-гитарист.
- Алик, ты смог бы его заменить?
Грановский согласился: ему было любопытно поиграть в одной группе с Сарычевым. Он однажды видел Сергея на концерте, когда тот еще играл в «Круизе», и пришел в полный восторг от этого клавишника.
Ободренный такой поддержкой Сарычев уговорил войти в обновленный состав «Альфы» барабанщика Игоря Молчанова, с которым был знаком еще со времен работы в «Круизе». (В Тамбовской филармонии, от которой в начале 1980-х годов выступал «Круиз», была еще группа «Рось», которая часто играла у «Круиза» на разогреве. В этой группе как раз и работал в то время молодой барабанщик Игорь Молчанов).
С новым составом Сарычев записал свой второй альбом «Бега». Алик Грановский настоял, чтобы большинство песен было сделано в хард-роковом стиле, а Холстинин энергично и с удовольствием поддержал музыкальные идеи своего приятеля.
Однажды Сарычев привез на базу два магнитофона «Ревокс», «пивеевские» пульт и мониторы, чтобы записать альбом. Из фанерных щитов, найденных в кладовке, и невесть откуда взявшихся матрасов музыканты соорудили импровизированную будку для барабанщика. Алик и Володя играли на гитарах в репетиционной комнате, а пульт и синтезатор «Мини Муг» Сарычев вытащил в коридор. Сначала музыканты записали все песни без вокала, играя все вместе «живьем». Потом Сарычев на другой магнитофон записал вокал. Запись вышла вполне качественной, потому что «Ревокс» - это очень хороший магнитофон. Так родился на свет второй альбом группы «Альфа», названный «Бега». Тогда же состоялись и новые прослушивания, но Сарычеву вновь не удалось вывести «Альфу» на филармоническую орбиту.
Впрочем, «Альфа» сыграла пару подпольных сейшенов. Но уже на второй концерт, который состоялся в ДК МИИТ, приехала милиция, и сейшн был «свинчен». Началось следствие: кто устроил концерт? Кто дал разрешение на его проведение? Кто распространял билеты? Сколько денег утаили от государства? Наших героев спасло только то, что это должен был быть концерт группы «Карнавал», а не «Альфы». В последний момент «Карнавал» играть отказался, и тогда устроители концерта позвонили Холстинину и попросили выступить «Альфу».
- Вы кто? Вы – «Карнавал»? - спросили следователи.
- Нет, - гневно ответили музыканты. - Мы - группа «Альфа»!
- Странно, а билеты продавались на «Карнавал»!
Оказывается, они уже допросили задержанных зрителей, и люди им написали, что купили билеты на «Карнавал».
- Если вы не «Карнавал», то как вы сюда попали? – продолжался допрос.
- Да нам позвонили буквально вчера и спросили, не хотим ли мы сыграть, - объяснил Володя.
И тут же добавил: Бесплатно!
- А чего же вы бесплатно согласились играть? – рассмеялись следователи.
- Так кто же нам денег-то заплатит? Мы же еще никому не известны, - отпарировал хитрый Холстинин. - Нам этот концерт нужен для рекламы. Нам сказали так: «Если вы полный зал соберете, то станете популярными!»
- Ладно! Распишитесь тут и тут – и можете идти! Если понадобитесь, то вызовем!
Следователь вышел в коридор вместе с Холстининым, которого допрашивали последним из музыкантов.
- Значит, вы деньги за концерт не получали? - переспросил он.
- Нет! – хором ответили окружившие его музыканты.
- Ну, вот и стойте на своем! – сказал следователь, хитро улыбаясь.
Игорь Молчанов: «Для меня «Альфа» - это достаточно серьезный период, потому что у нас был очень хороший коллектив: Сережа Сарычев, Володя Холстинин, Алик Грановский и я. Если честно, я ушел из «Альфы» только потому, что в тот период у меня не было денег даже на метро!»
Алик Грановский: «Так получилось, что вроде бы мы вот-вот должны были устроиться в какую-то филармонию и начать работать, но Сарычеву везде отказали. Те деньги, которые я заработал во время предыдущего «чеса» по Карелии, уже заканчивались, и мне надо было куда-то идти работать. И тут мне позвонил один мой товарищ, Саша Воловик, барабанщик, которого я знал с детства, и сказал, что есть работа в Казахстане. «Можно поехать заработать приличных денег, а через три месяца вернуться», - уговаривал он меня. Так и не устроившись с «Альфой» в филармонию, я уехал на заработки в Казахстан...»
С первым снегом Сарычев пересвел альбом «Бега» заново. Запись, которую сделали Холстинин, Грановский и Молчанов, он использовал, как «болванку», на которую наложил голос и клавиши.
Сергей пригласил подпольного «писателя» Володю Горохова, распространявшего по всему Советскому Союзу магнитофонные записи отечественных рок-музыкантов, приехать с магнитофоном к нему в Жуковский, где в пристанционном ресторане у Сарычева была репетиционная база.
- Только ты приезжай попозже, часам к одиннадцати вечера. В ресторане к этому времени уже никого не будет, и мы спокойно за ночь все сделаем.
Горохов опасался ехать один, а потому позвал с собой Александра Агеева, еще одного участника тайного «союза писателей». Одевшись побомжеватее, завернув «Ревокс» в одеяло и обмотав магнитофон ремнями и бечевкой так, чтобы он перестал быть похожим на самого себя, «подпольщики» отправились в путь. Всю дорогу в электричке Горохов озирался по сторонам и как бы невзначай трогал магнитофон то ногой, то рукой: все-таки «Ревокс» стоил три тысячи рублей да и был он не его, а Валерия Петровича Ушакова, главного человека из «союза писателей».
Наконец Горохов с Агеевым добрались до нужной им станции, нашли тот ресторан, про который говорил Сарычев, зашли внутрь и остановились в изумлении: весь пол оказался усыпан битым стеклом так, что под ногами хрустело. Перед самым приездом «писателей» там, оказывается, была драка: местные что-то не поделили и в итоге разнесли пол-ресторана. Только приехавшая милиция смогла успокоить драчунов, кого-то заковав в «браслеты», кого-то усмирив дубинкой. И сейчас стражи порядка составляли протокол, пытаясь дознаться у испуганных свидетелей, с чего началась драка.
Горохов осторожно тронул Агеева за рукав:
- Саня, тебе не кажется, что нам отсюда валить надо? И побыстрее…
Но навстречу, улыбаясь, уже шел Сарычев и протягивал руку для рукопожатия:
- Все нормально, ребята! Не волнуйтесь! Здесь почти каждый день такое бывает. Сейчас милиция уедет - и начнем работать. Не хотите пока кофейку выпить?
И действительно, прошло еще полчаса - и все разъехались.
- Да это у нас тут обычное дело, - рассказывал Сарычев, распаковывая и коммутируя аппаратуру. – Драки тут случаются через день. Я к этому уже привык…
Сарычев сначала попытался реализовать альбом официальными путями, но через месяц вернул оригинал Горохову и Агееву, которые тут же начали распространять «Бега» в виде записей на магнитофонных катушках. Магнитофоны дома у Горохова и Агеева крутились сутки напролет. И через самое короткое время записи нового альбома группы «Альфа» разлетелись по всей стране.
Но ни в одну филармонию, в основном из-за негативного отношения комиссий к "Озорному гуляке"(с проигрышем "Цыпленок жареный.."), устроиться не удается, и в итоге Грановский, Холстинин и Молчанов вынуждены уйти. Многие музыканты работали с Сергеем Сарычевым, но неприкаянное положение группы вынуждало их покидать ее.
Свой третий альбом Сарычев записывает и вовсе вдвоем - с ударником из гр."КРУИЗ " Сергеем Ефимовым (который, кстати, тоже вскоре уходит). Он выходит в 1985 году под названием «Альфа-3». В него вошли, ставшие популярными: «Я сделан из такого вещества» (С. Сарычев - Г. Богатырёва)
Жить не могу без тебя (С. Сарычев - А. Лукьянов)
Звёзды нам светят (С. Сарычев - Г. Богатырёва)
Но Сарычев не сдается. В очередной раз он стабилизирует состав с помощью басиста Анатолия Курносова и ударника Виталия Бондарчука (экс-гр."ГАЛАКТИКА").
Но разногласия начались уже при записи первого совместного альбома. Курносов и гитарист Хомич отказались участвовать в записи, и альбом записывают только Сарычев и Бондарчук (причем практически половина песен программы впервые написана не Сарычевым, а кем-то еще, в данном случае Бондарчуком).
Песни "Теплый ветер" и "Кино", вошедшие в четвёртый альбом, имели успех, но закрепить его снова не с кем, гр. АЛЬФА в очередной раз распадается, Бондарчук решает продолжить карьеру в группе Константина Никольского.
Очередная модернизация группы заканчивается приходом в гр. АЛЬФУ ударника Всеволода Королюка (экс-КРУИЗ), гитариста Алексея Горбашева (в 1988 г. у него вышел сольный альбом "Фристайл") и басиста Валерия Гришкова (экс-виа КРАСНЫЕ МАКИ).
Это был, наверное, самый удачный период существования группы. Гр. АЛЬФА с успехом выступила на "Рок-панораме-86", ее песня "Я сделан из такого вещества" (на слова А. Лукьянова, позднее лидера группы ОКНО) попала на фестивальную пластинку.
В 1987 г. группа переходит в Росконцерт, затем - в Оренбургскую филармонию. На достаточно долгий период стабилизируется новый состав: Сергей Сарычев - вокал, клавишные; Сергей Власов (экс-МАГНИТ, группа И. Саруханова) - гитара; Эдуард Предигер - бас; Михаил Самофалов (экс-гр.«ВТОРАЯ ПОЛОВИНА») - гитара; Андрей Баранов (экс-КРУИЗ, гр. ВИЗИТ) - ударные.
Но в 1989 г. Сергей Сарычев неожиданно уходит из группы и вместе с женой, певицей Мариной Журавлевой, вскоре выпускает магнитоальбом в стиле электропоп. После оглушительно триумфа Марины Журавлёвой с песнями «Белая черёмуха и «На сердце рана у меня», в начале 1992 года вместе с мужем Сергеем Сарычевым уехала по приглашению на гастроли в США, где там они и осталась.
К сему, местный краевед, коренной житель г.Усть-Катав Дыдыкин Б.Н.