Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья




Данное направление предполагают развивать за счет оказания государственной поддержки Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В целом за 2006-2010 годы будут предоставлены государственные гарантии РФ по заимствованиям АИЖК в размере 138 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на увеличение уставного капитала агентства составят 22,2 млрд. рублей.

Государственная поддержка АИЖК, по мнению разработчиков ФЦП «Жилище», в 2006-2007 годах позволит расширить возможности рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и снизить ставки по ним. В 2006-2007 годах для улучшения жилищных условий 446 тыс. семей смогут воспользоваться ипотечными кредитами, а в 2006-2010 годах их станет более 1,4 млн. В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить 151 млрд. рублей, что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 годом, а в 2010 году - 415 млрд. рублей, то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 годом. При этом около 30 % кредитов будут рефинансированы в АИЖК.

Предусмотрена отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой такие семьи получат субсидии из бюджетов на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья либо строительства индивидуального жилого дома. Размер субсидий зависит от того, есть в семье дети или нет. В последнем случае субсидия составит не менее 35 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 25 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов). Молодые семьи, имеющие одного и более ребенка, смогут получить субсидию не менее 40 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 30 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Причем предполагают, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий (молодых семей) и других источников.

Всего за 2006-2010 годы в рамках подпрограммы улучшат жилищные условия 181,7 тыс. молодых семей, в том числе в 2006-2007 годах - 69,5 тыс.

Выполнение государственных обязательств в отношении некоторых категорий граждан

Обеспечение жильем граждан, которые относятся к определенным категориям, установленным федеральным законодательством, будут осуществлять посредством выпуска государственных жилищных сертификатов в рамках отдельной подпрограммы. Речь идет о военнослужащих, увольняемых (и уволенных) с военной службы, и приравненных к ним лицах, о выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о гражданах РФ, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, о тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», о пострадавших в результате этих аварий, а также о ветеранах подразделений особого риска и о вынужденных переселенцах.

На финансирование данной подпрограммы за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы в 2006-2010 годах в размере 133,1 млрд. рублей. Реализация подпрограммы позволит выполнить в 2006-2007 годах государственные обязательства по обеспечению жильем 46,1 тыс. семей из числа тех, кто имеет отношение к той или иной из перечисленных категорий граждан.

В целом в 2006-2010 годах такие обязательства будут выполнены в отношении 132,3 тыс. семей, что составляет 18,6 % от общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (относящихся к указанным категориям граждан).

Общий объем финансирования ФЦП «Жилище» в 2002-2010 годах - 902,4 млрд. рублей. Он включает средства федерального бюджета (298,8 млрд. руб.) и бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, частных инвесторов и граждан.

Координацию процесса реализации ФЦП «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм осуществляет межведомственная рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Мониторинг реализации ФЦП «Жилище» решено проводить в субъектах РФ ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития России.

По расчетам авторов ФЦП «Жилище» к 2010 году страна должна выйти на следующие показатели:

,7 кв. м - размер жилой площади на одного человека (в 2004 году - 20 кв. м); 3года - совокупный денежный доход семьи из трех человек за такой срок (в 2004 году - за 3,9 года) будет равен средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м;

% семей смогут приобретать жилье с помощью собственных и заемных средств (в 2004 году - 9 % семей);

млн. кв. м - годовой объем ввода жилья (в 2004 году - 41,2 млн. кв. м);

млрд. рублей - объем выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов и займов в год (в 2004 году - 20 млрд. рублей);

-7 лет - среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования (в 2004 году - 15-20 лет);

,7 тыс. молодых семей будут обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 годах;

,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшат жилищные условия за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 годах;

до 50 % будет снижен уровень износа основных фондов коммунального хозяйства (в 2004 году - до 60 %).

Пути выхода из жилищного кризиса. Написанная три года назад процитированная выше статья весьма интересна тем, что уже к моменту ее написания было понятно, что рост цен на жилье существенно опережает покупательскую способность тех граждан, для которых покупка жилья особенно значима. Резкий скачок цен произошел в начале 2005 года, т.е. до написания данной статьи. Уже в августе 2008 года стало очевидно, что авторы ФЦП проявили ничем не подтвержденный оптимизм. Мировой кризис лишний раз показал несостоятельность программ в жилищной сфере, хотя и вынудил строителей пойти на существенное снижение цен на рынке. Однако даже такое снижение не повлияло на доступность рынков жилья.

 


Заключение

 

Жилищная проблема является одной из наиболее острых социальных проблем России. Попытки ее решения предпринимались в течение всего периода существования современной России, а ранее - правящими структурами СССР. Однако если в советские времена наблюдались определенные сдвиги и малообеспеченные граждане могли рассчитывать на получение пусть не самого качественного, но доступного жилья, то после перехода к рыночным отношениям именно цены на жилье стали критерием, разделившим россиян на бедных и богатых. Сегодня цены на жилье столь высоки, что покупка его стала недоступной даже представителям среднего класса (с доходом 30 000 рублей в месяц на человека).

Государство приняло ряд весьма важных решений в сфере жилищного строительства, проводило попытки активного применения ипотеки, принимало государственные и региональные программы. Однако все эти меры не привели к радикальным результатам, а сегодня в связи с сохраняющимся мировым экономическим кризисом перспективы решения жилищной проблемы в России остаются еще более неопределенными.

 


Список источников и литературы:

 

1. Косарева Н.Б., Шапиро М.Д.. Жилищная политика в России и перспективы ее реализации /Проблемы социологии №4, 2003

. Пузанов А., Жилищная политика в России - мифы, заблуждения и реальность // Журнал "Имущественные отношения в РФ", 20.10.2006

. Глазунов С., Самошин В., Доступное жилье: люди и национальный проект, Москва: Европа, 2006. - 96 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: