Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин




Женские дневники, найденные и опубликованные, были посвящены подробностям быта, бытия, что творилось в очередях, булочной, квартирах, у соседей, на лестнице и кладбище.

В дневнике Марии Васильевой, который был опубликован в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина, представлен и героизм, проявленный в повседневной жизни и личные трагедии.

Блокадная история повседневной жизни этой семьи интересна и важна тем, что позволяет понять как без запасов продовольствия, денежных средств или ценностей люди выдержали голод и выстояли в тяжелейших условиях. В семье Васильевых оказался сильный духом лидер, решающий важнейшие вопросы жизни. Им стала сестра Марии Вера Алексеевна, бухгалтер небольшого завода в Ленинграде. Это была строгая до cypoвости женщина, которая не терпела нытья, капризов и прочих слабостей.

Кроме основной работы, Вера была бойцом местной противовоздушной обороны, дежурила на крыше своего дома. Еще до того, когда начался голод, она взяла на учёт все продукты. Вера Алексеевна держала всех домочадцев в строгих рамках, ели все в месте в определенное время.

Еще более важное правило, установленное этой сильной женщиной, заключалось в том, чтобы все двигались, работали, имели какие-то постоянные обязанности. Она следила, чтобы все мылись, стирали белье, мыли пол, доставали дрова для маленькой печурки, приносили воду. Благодаря этому и выжили в самую тяжелую первую блокадную зиму, и не потеряли человечности.

В дневнике много отчаяния и горечи, здесь нет героизма, зато есть подлинное ощущение трагедии жителей города, пытающихся выжить изо всех сил. Героизм заключался в другом. Это был героизм внутрисемейный, внутриквартирный, где люди страдали, погибали, проклинали.

Где совершались невероятные поступки, вызванные голодом, морозами, обстрелом. Это была эпопея страданий человеческих. Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений.

Весной все обитатели города, пережившие первую блокадную зиму, дружно вышли на улицы. Между обстрелами необходимо было убрать всё, что накопилось за зиму. Ломами и скребками убирали снег, все кто мог двигаться чистили дороги и тротуары.

Для многих, особенно детей освобожденный асфальт был символом до военной мирной жизни, где когда-то чертили мелом скачки, прыгали через скакалки. Не редко люди натыкались на трупы, из сугробов виднелась чья-то рука, она словно звала на помощь. Вывозка трупов была самым тяжёлым делом. Замёрзшие тела складывали в машины и увозили, даже не прикрывая, на Пискарёвское кладбище. Люди не разговаривали и не плакали, просто молча, работали. Город очистили за две недели, все делали вручную, урывками, среди бесконечных обстрелов. Позже чистый асфальт стали засыпать осколки стекла, кирпича и снарядов.

Несмотря на военные действия, голод и болезни в городе работали школы. Тех, кто остался, в блокадном городе собирали и организовывали в классы. Всех одели в фирменные платья, так что девочки были похожи на военных, платья шили из зеленной солдатской ткани. Занятия проходили, как правило, в подвалах школ, чтобы в случае обстрела никто не пострадал.

Занимались все вместе и старшие и младшие. Тетрадей не было. Приходилось писать на газетных обрывках, картоне. Дети проводили большую часть дня в школе. Вместе с учителями дети готовили концерты для раненых, а позже дети самостоятельно выступали в госпиталях. Дарили раненым не только песни и стихи, но и самые разные вещи сделанные своими руками.

Зимой в школу ходить было нелегко, температура опускалась ниже 30 градусов, а с 20 ноября 1941 г. была снижена норма выдачи хлеба до 125 граммов. Ученики сидели в пальто, перчатках или рукавицах. У девочек на головах теплые платки, руки прятали в муфтах. Чернила замерзали и в чернильницах устраивали «проруби» и через них обмакивали перья.

Согревал всех суп, горячая жидкая похлебка, которую давали всем детям после четвертого урока, этот суп приобрел особую ценность для всех. К концу ноября начались обстрелы, снаряды рвались вблизи от школ, вылетали стекла, погибали дети. Частые воздушные тревоги и обстрелы заставили перенести занятия в бомбоубежище. Но несмотря ни на что школа работала.

Весной 1942 года школьники были мобилизованы на сельскохозяйственные работы. В школе вывесили лозунг: «Рабочие - у станка, школьники - на огороде - все нужны фронту!».

Летом ученики работали в саду, пропалывали морковь, свеклу и салат. По воскресеньям учеников возили на Нарвскую заставу разбирать деревянные дома, чтобы заготовить топливо на зиму. В школе создавали тимуровские команды, которые помогали обессиленному населению микрорайонов. В мае 1943 г. старшеклассники были приняты в комсомол.

С 22 июня 1941г началась эвакуация Эрмитажа. Все сотрудники музея начали упаковывать культурные ценности, ели и отдыхали не более часа в сутки. На второй день на помощь работникам музея пришли сотни неравнодушных людей. Работы велись круглосуточно. Ящики, в которые укладывались вещи, стояли на полу, и все время приходилось работать в наклонку. Вскоре у многих появилось носовое кровотечение.

В крепких подвалах Эрмитажа строились надежные бомбоубежища. Для эвакуации ценностей музея были подготовлены ящики, каждый из них имел свой номер, список предметов, которые должны быть в нем помещены, упаковочный материал, а в ящиках, предназначенных для картин, были подготовлены гнезда по размеру подрамников, укреплённые вертикально на стенах ящиков параллельными рейками, обитыми сукном, что значительно облегчало упаковку. В одном ящике такого типа помещалось от 20 до 60 картин.

Наиболее крупные по размеру картины были сняты с подрамников и накатаны на валы. На каждый вал накатывалось от 10 до 15 картин, переложенных бумагой. Зашитые в клеёнку валы укладывались в прочные продолговатые ящики и укреплялись наглухо на специальных стойках.

Упаковка экспонатов галереи драгоценностей и нумизматических материалов осуществлялась только сотрудниками Эрмитажа. Было упаковано около 10 тысяч колец с драгоценными камнями, сотни тысяч монет, медалей и орденов. Они укладывались по принципу матрёшки. Сначала шла папиросная бумага, затем вата, подушечки из стружки, которые упаковывались в маленькие коробочки.

Художница Е. В. Байкова, участвовавшая в упаковке картин говорила «Пустой Эрмитаж похож на дом, из которого вынесли покойника».

Со стен снимали большие полотна, спустили с пьедесталов и перенесли вниз мраморные и бронзовые статуи, убрали из залов люстры, мебель, бронзу. Все эти предметы были спущены по деревянному настилу в залы первого этажа и расположены под монументальными сводами здания в строго определенном, продуманном порядке.

Шесть суток ушло на подготовку к эвакуации экспонатов первого эшелона - 500 тысяч единиц хранения. В ночь на 1 июля эшелон отправился в путь. Его начальником и директором филиала Государственного Эрмитажа на месте прибытия был назначен профессор Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. Он один знал, куда направляется железнодорожный состав с культурным наследием. 9 июля эшелон прибыл в Свердловск, ящики с эрмитажными коллекциями разместили в картинной галерее, костёле и в подвалах особняка Ипатьева.

20 июля был отправлен второй эшелон, поезд состоявший из 23 вагонов увез 1422 ящика с 700 тысячами единиц хранения. Третий эшелон уйти не успел, так как 8 сентября замкнулось кольцо блокады.

После эвакуации в Ленинграде осталась большая группа сотрудников Эрмитажа для завершения работ по консервации зданий и сохранения экспонатов, не вывезенных из Ленинграда и требовавших надёжного укрытия.

Началось нелегкое дежурство на крыше Эрмитажа. Воздушные тревоги становились все более длительными. На стекла многочисленных окон наклеивали полоски бумаги крест-накрест, чтобы при ударе взрывной волны стекла не рассыпались мелкими осколками. В залы заносили горы песка и ванны с водой для тушения зажигательных бомб.

В подвалах Эрмитажа были подготовлены бомбоубежища, окна заложили кирпичом, были поставлены самодельные койки, подготовили канализацию.

В сентябре начались систематические налеты немецкой авиации, то в бомбоубежищах Эрмитажа и Зимнего дворца жило две тысячи человек. Это были оставшиеся сотрудники музея с семьями, ученые, музейные работники, деятели культуры и другие, также с семьями.

Видеолетопись военной жизни Эрмитажа вел художник Александр Никольский день за днём, он рисовал Эрмитаж и его повседневную жизнь. Эти рисунки сейчас находятся в эрмитажных фондах рядом с шедеврами величайших мастеров графики.

В день полного снятия блокады началась подготовка выставки вещей, оставшихся в Эрмитаже во время блокады. Выставка открылась 8 ноября 1944 г в Павильонном зале и Романовской галерее.

Сотрудники Эрмитажа готовились тщательно, без всяких скидок на военное время. Они решили показать хотя бы часть Эрмитажа во всей его довоенной красе. В короткие сроки были проведены сложнейшие работы, так было убрано около 30 кубометров песка, которым были засыпаны полы. Восстановлены разбитые стекла в 45 окнах, натерты около полутора тысяч квадратных метров паркета.

С 8 ноября 1944 года по 31 июня 1945-го выставку посетило около 30 тысяч человек. А в октябре началась реэвакуация сокровищ Эрмитажа из Свердловска.

Особое место в жизни блокадников занимает «Дорога жизни». (Прил. 2)

Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 г. было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии.

Ситуация ухудшилась тем, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера. Для того чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. Встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Но лёд на озере первое время был очень тонок, и грузовики просто проваливались под лёд. Более того, в середине ноября началась оттепель, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов. К ноябрю был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога - Черноушево - Лемассарь - Кобона.

И к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много - 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. 24 ноября колонна была в Ленинграде, но привезла колонна ещё меньше, чем лошади всего 33 тонны. Так как машины боялись чрезмерно загрузить, чтобы они не провалились под лёд. С машин сняли всё лишнее, включая кабины, и шофера ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.

Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом, к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани, таким способом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а чуть позже, когда лёд окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.

В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями.

Дорога жизни так же включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20 - 25 км от занятого противником берега. В первой половине ноября 1941г. была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землей». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

Мужчин не хватало и шофёрами на дороге жизни становились женщины. Так случилось и с Лидией Смелковой, в 1943г она переправляла различные грузы через знаменитое Ладожское озеро. Работали на старых изношенных машинах. По Дороге жизни возили крючья, изоляторы, проволоку. Ночью поставили полотно на лед, чтобы поезд мог пройти. Если кого-то из солдат ранило, врачи просто обрабатывали раны спиртом и движение продолжалось.

По хрупкому ледяному мостку перевозили людей, тех кто не успел эвакуироваться. Как правило, это были женщины и дети. По правилам в машине не должно быть больше 16 человек. Но это правило всегда нарушалось, что было чревато последствиями. Часто на озере тонули машины с грузом, погибали дети и взрослые. Некогда было даже помогать, люди тонули, но останавливаться было нельзя. Постоянная бомбежка немецких самолетов заставляла закрывать глаза на гибель людей вокруг, необходимо было довести ценный груз и людей.

Часто шофёрам приходилось ночевать на берегу Ладоги. И чтобы не замерзала вода в радиаторе, его обматывали шинелями, в ход шли и паяльные лампы. Возили обычные шофера и страшный груз - сотни умерших ленинградцев на Пискарёвское кладбище. На кладбище водителю выдавали талон со специальной отметкой, и только после этого грузовик мог покинуть замерзающий город.

За весь период действия «Дороги жизни» по ней было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн груза, из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

В апреле 1942 г. грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942 -1943 г. по льду озера начали строить железную дорогу, так как необходимо было доставлять грузы в блокадный город, каждый день в независимости от погодных условий и толщины льда на озере, было принято решение о строительстве длинного железнодорожного моста.

Он должен был соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно с этим строилось два пути - узкоколейной и нормальной ширины.

Начало строительства было положено исследованием дна озера. Позже во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.

Таким образом, блокада Ленинграда повлияла на судьбы миллионов людей. Многие жители блокадного города успели эвакуироваться вглубь страны, а те, что остались должны были бороться со страхом постоянно преследующей их смерти от рук нацисткой армии, голода, холода и не человеческих условий жизни. Но при всех этих трагических моментах жизни, многие люди не потеряли человечности. Они боролись до самого конца, помогали выжить своим близким, соседям и просто окружающим людям. Работали заводы, не смотря на постоянную бомбёжку, школы собирали детей в своих подвалах, дабы дать знание детям, занять и отвлечь их от страшной действительности.

Культурное достояние так же не досталось немецкой армии и их злосчастным бомбам, Эрмитаж был эвакуирован за шесть дней, это заслуга неравнодушных людей. Они жили надеждой на светлое будущее своей страны и не могли опустить руки в тяжелый момент. Была построена Дорога жизни, по которой везли необходимые грузы, она спасла многих от голодной смерти. Ни зимние морозы, ни страх постоянных налетов немецкой авиации не смогли сломить сильный человеческий дух блокадников.

 

 

Заключение

Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Эти тяжелые 900 дней блокады ленинградцы смогли выдержать. Отрезанные от большой земли, находясь в невыносимых условиях голодомора, они сумели отстоять свой родной город.

Немецкая армия действовала по специально разработанному проекту ведения боевых действий - плану «Барбаросса». Основной целью для них была столица, однако, сначала предполагалось захватить Ленинград ввиду его огромной политической, экономической и стратегической важности. Захват Ленинграда повлек бы потерю Прибалтики, Балтийского флота, основной защиты с Баренцева и Белого морей. Завладев Ленинградом, немецкая армия приобрела бы не только весьма удобные морские и сухопутные пути для обеспечения провиантом, вооружением свои военные части, но и выгодные позиции для удара в тыл советским вооружённым силам, прикрывавшим Москву.

Было принято решение, во что бы то ни стало удержать город, бороться за каждый квартал. Немецкая армия не смогла сломить дух ленинградцев и план по молниеносному захвату культурной столицы СССР провалился. Военные действия переросли в затяжную блокаду города.

В эти страшные дни люди сплотились, блокадникам пришлось противостоять не только немецкой армии, но и голоду, холоду, а зачастую и человеческой подлости. Многие люди, оказавшись в этих условия, начинали писать, словно можно было переложить всю боль и переживания с помощью бумаги. Именно эти записи, личные дневники помогли составить полную картину повседневной жизни блокадников. Многие дневники не публиковались, часто их просто прятали, в городе проходили чистки, и каждое слово могло быть воспринято как пропаганда, которая могла отрицательно повлиять на моральный дух людей. Сейчас практически все дневники и мемуары опубликованы. Так А. Адамович и Д. Гранин смогли собрать воедино дневниковые записи блокадников, так на основе этих записей была опубликована «Блокадная книга». Эта работа раскрыла новую сторону блокадной жизни.

У ленинградцев стояла цель выжить и защитить свой родной город любой ценой. Многие жители не покинули город, веря, что все изменится, что у них получится выстоять. Все оказалось намного сложней, люди умирали от всеобщего голода, зима 1941-1942 г. оказалась очень холодной, в городе происходили аварии, перемерзали трубы с водой, многие дома перестали отапливать, люди замерзали в собственных постелях.

Постоянные обстрелы загоняли людей в подвалы и бомбоубежища. Но не смотря на все сложности, люди продолжали работать, учиться, эти повседневные дела отвлекали людей от проблем. Работали заводы и школы, радио говорило голосом поэтессы Ольги Бернггольц, она изо дня в день поднимала патриотический дух ленинградцев. Детей отвлекали от тягот жизни в школах и кружках, многие танцевали и пели. В тяжелые дни бомбежек люди дежурили у подъездов и на крышах зданий. Многие жертвовали собой, тушили снаряды, попадавшие на крыши. Ленинградцы смогли защитить и культурные ценности, был эвакуирован Эрмитаж. Трудились абсолютно все, для ленинградцев было важно спасти достояние родной культуры.

Но голод косил всех, нехватка продовольствия сказалась абсолютно на каждом, люди умирали от истощения, появилось выражение «ленинградская болезнь» что означало полную дистрофию. Именно в этот период проявился человеческий характер, выстоять, во что бы то ни стало. Но были и те, что потеряли человечность, процветало воровство, убийство и даже каннибализм. Смерть перестала вызывать ужас, слишком часто люди умирали, многих даже не хоронили.

Но ленинградцы смогли выжить. Многих из них сейчас уже нет, но память о них остается в сердцах внуков и правнуков. Дневники и мемуары простых ленинградцев позволили представить глубокую трагедию блокадников. Объединенные этой трагедией они победили. Блокада была прорвана, героизм, проявленный как на фронте, так и в тылу не должен быть погребен под толщей времени. О подвиге ленинградцев должны знать и помнить. Ленинград стал непреодолимой преградой на пути немецкой армии.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. А. Адамович Блокадная книга. / А.Адамович, Д. Гранин. - М.: Эксмо, 2014. - 544 с.

2. Берггольц О. Ф. Дневные звезды / О. Ф. Берггольц. - М.: Современник, 1975. - 172 с.

3. Большаков Т. / Блокадные дневники как исторический источник / Т. Большаков. // Пока сердца стучатся - помните. 2011. - СПб.: - С. 449-453.

4. Вишневский В.В. Ленинград: Дневник военных лет / В.В. Вишневский. - М.: 2002. - 230 с.

5. Гинзбург Л. Я. Проходящие характеры: Записки блокадного человека / Л. Я. Гинзбург. - М.: 2014 -147 с.

6. Глинка В.М. Воспоминания о блокаде / В.М. Глинка. – СПб.: Лимбус-пресс, 2010. - 357 с.

7. Ломагин Н. А. Неизвестная блокада / Н. А Ломагин. - М.: Олма-пресс, 2002. - 99 с.

8. Григорьев В.Г. Ленинград: Блокада, 1941-1942: Воспоминания / В.Г. Григорьев. - СПб.: 2003. - 367 с.

9. Дзенискевич А. Ленинград тогда не сдали…/А. Дзенискевич // Радио. Блокада. Ленинград. - СПб.: 2005. - C. 74-77

10. Ежов М.В. Битва за Ленинград и ее значение в истории Второй мировой войны / М.В.Ежов // Блокадная тема в цензурной блокаде Нева. - 2004. - № 1. - С. 238-244.

11. Ильина Л.Л. В дни войны и блокады / Л.Л. Ильина. - СПб.: 2001. - 293 с.

12. Каргин Д.И. Великое и трагическое: Ленинград 1941-1942 / Д.И. Каргин. - СПб.: 2000. - 277 с.

13. Комаров Н.Я. Куманев Г.А. Блокада Ленинграда 1941-1944: 900 героических дней: Исторический дневник / Н.Я. Комаров, Г.А. Куманев. - М.: 2004. - 187 с.

 

 

Приложение

Прил.1

 

Жертвы голода

Прил.2

Дорога жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: