Индивидуальный проект
на тему:
«Блокада Ленинграда в дневниках блокадников и мемуарах очевидцев».
Выполнил:
студентка 1 курса
группы
специальности
Иванова Анна
Проверила:
Ершова Наталья Николаевна
Кострома 2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича «Баллада о блокаде» и Д. Гранина «Блокадная книга»
1.1. Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников………………………………6
1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………………………….20
Приложение……………………………………………………………………………………..21
Введение
Данная тема особенно актуальна в год 75-летия победы над фашизмом. 75 лет назад началась, самая кровопролитна, жестокая и всепоглощающая война, унесшая более 20 миллионов человеческих жизней. Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в истории нашей страны.
Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не пострадала бы в те страшные дни.
Ленинград стал непреодолимой преградой на пути оккупантов. Город оказался в полной блокаде, но сдать его было нельзя. Ленинград был не просто красивым городом, культурной столицей, но и стратегически важной высотой. Немецкая армия стремилась овладеть Ленинградом, вывести из строя всю военную промышленность, перекрыть выход к морю и лишить страну защиты балтийского флота. Люди понимали всю ответственность, что легла на их плечи, защитить город любой ценой и не позволить фашистам пройти вглубь страны. Падет Ленинград, падет и Москва.
Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий тех тяжелых военных лет. Осажденный город, тысячи невинных жизней и перелом войны. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду, именно в этом и заключается их народный подвиг. Но вся трагичность тех лет долгое время после войны оставалась закрытой темой, в 70-х годах XX века были опубликованы многие ранее неизвестные работы.
В первую очередь это были личные дневники блокадников, они вели записи, пребывая в эпицентре трагических событий тех лет. Именно по этим разрозненным записям историки смогли сложить общую картину тех дней.
Сейчас, когда война стала историей, так важно чтобы потомки смогли увидеть и прикоснутся к событиям тех трагических лет. Чтобы не потерять свою идентичность важно сохранить память о собственной истории. Сейчас почти не осталось свидетелей той страшной блокады, но дети и внуки хранят память о тех трагических днях.
Степень изученности: Блокада Ленинграда становилась главной темой работ у разных историков и писателей.
Д.С. Лихачев в своей работе «Воспоминания» рассказывает о тяготах жизни обычного человека в блокадном городе. Первая, самая тяжелая зима блокадного города оставила неизгладимый след в душе Д.С.Лихачева, он пишет, прежде всего, для своих детей, для последующих поколений, чтобы знали и не забыли. Его поражало то, как быстро человек привыкает к нечеловеческому, и как раскрываются люди, находясь на грани.
Г.А. Князева «Блокадные дневники», В. М. Глинка «Воспоминания о блокаде».
Л.Я. Гинзбург «Записки блокадного человека», «Проходящие характеры» - первое научное издание прозы. В эти сборники вошли ее «повествования», эссе и записные книжки военных лет, ставших самым плодотворным периодом ее литературной деятельности.
К.В. Ползикова - Рубец простая учительница истории написала книгу «Они учились в Ленинграде», опубликована была в 1954г. В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала в одной из школ, не прекращавшей учебных занятий. В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941 - 1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.
С. Б. Варшавский «подвиг Эрмитажа» его книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города.
В. Никитин издал альбом «Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944г» в него вошли фотографии, рассказывающие о блокаде Ленинграда, продолжавшейся 900 дней, о самых тяжелых испытаниях за всю трехвековую историю огромного города. Издание альбома стало возможным благодаря ленинградским фоторепортерам - летописцам тех событий.
В 2008 г. была издана книга искусствоведа Н.Н. Никулина «Воспоминание о войне». Главной своей задачей Н.Н. Никулин считал формирование культурной памяти об Отечественной войне. Н.Н. Никулин писал свои воспоминания в течение многих лет, исправлял, дополнял.
Книга включает в себя мемуары написанные 1970-е г, дневниковые записи из госпиталя 1943 г, несколько десятков литературно обработанных новелл, записанные впечатления более позднего времени - встречи ветеранов, поездка в Германию 80-90-е г, краткое послесловие уже к публикации в 2008-м году. Жанровое разнообразие во многом определяет содержание книги. Постоянно меняя «степень приближения» к описываемым событиям, временную дистанцию, Н.Н. Никулин говорит не только о самой войне, но и о том, как её помнят - об истории и памяти - личной и общественной.
О блокаде Ленинграда писали и зарубежные историки, так американский публицист и историк Гаррисон Солсбери посвятил этой теме свою книгу «900 дней. Блокада Ленинграда». Она была опубликована в 1969 г. в США, книга издавалась и переиздавалась во многих странах мира.
Особняком стоит книга, написанная А. Адамовичем и Д. Граниным «Блокадная книга». В ней авторы постарались собрать все дневниковые записи блокадников, реальных людей с именами и адресами, они смогли систематизировать все отрывки, интервью, дневниковые записи, именно с помощью этого читатели смогли увидеть реальную картину тех трагических дней.
Объект: 900 блокадных дней в воспоминаниях ленинградцев.
Предмет: Обыденность и героизм во времена блокады Ленинграда.
Задачи:
1. Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
2. Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.
Воспоминание о блокаде Ленинграда в трудах А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга»