И АТРИБУТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3

КАУЗАЛЬНАЯ АРИБУЦИЯ

И АТРИБУТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫВ СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

Вопросы для устной подготовки и обсуждения на занятиях:

1. Соответствует ли внешне наблюдаемое поведение человека его внутренним социально-психологическим особенностям?

2. Доступно ли социальному познанию причинность поступков других людей?

3. Личность или ситуация: какой может быть атрибуция?

4. Когда и кто «виноват»: человек, совершивший поступок; ситуация или человек, воспринимающий поступок?

5. Чем отличается интерпретация причин собственного поведения от интерпретации причин поведения другого человека?

6. Возможно ли истинное познание причины поступка другого человека? Собственного поступка?

 

Практические задания:

1. Составьте рейтинг литературы, указанной в плане занятия, по критерию доступности для понимания: первый ранг присвойте источнику, наиболее понятному; последний ранг – источнику, наиболее трудному для понимания.

 

2. Обобщите данные, полученные всей группой в ходе проведенного исследования, и представьте в виде следующих таблиц:

 

а) Выборка «первых» участников исследования (Бланк «А»).

Примеры поведения Частота встречаемости одного и второго вида атрибуции (по всей выборке)
Личность Ситуация
1. Алексей не подготовился к занятию.    
2. Марина опоздала на лекцию.    
3. Володя пожертвовал 50 000 нуждающемуся человеку.    
4. Елена громко рассмеялась в кинотеатре посреди несмешного фильма.    
5. Во время танца Кристина несколько раз наступила партнеру на ногу.    
6. Ирина обещала позвонить подруге, но так и не позвонила.    
7. Сергей грубо ответил случайному прохожему, спросившему время.    
8. Галина пришла на вечеринку в неглаженной блузке.    
ВСЕГО:   22

 

б) Выборка «вторых» участников исследования (Бланк «Б»).

Примеры поведения Частота встречаемости одного и второго вида атрибуции (по всей выборке)
Личность Ситуация
1. Вы не подготовились к занятию.    
2. Вы опоздали на лекцию.    
3. Вы пожертвовали 50 000 нуждающемуся человеку.    
4. Вы громко рассмеялись в кинотеатре посреди несмешного фильма.    
5. Во время танца вы несколько раз наступили партнеру на ногу.    
6. Вы обещали позвонить подруге, но так и не позвонили.    
7. Вы грубо ответили случайному прохожему, спросившему время.    
8. Вы оказались на вечеринке в неглаженной блузке.    
ВСЕГО: 48 24

 

в) Выборка «третьих» участников исследования (последовательность предъявления бланков: «А» и «Б»).

Примеры поведения Частота встречаемости одного и второго вида атрибуции (по всей выборке)
Бланк «А» Бланк «Б»
Личность Ситуация Личность Ситуация
1. Неподготовленность к заданию.        
2. Опоздание на лекцию.        
3. Пожертвование 50 000 нуждающемуся человеку.        
4. Громкий смех в кинотеатре посреди несмешного фильма.        
5. Наступание во время танца партнеру на ногу.        
6. Невыполненное обещание позвонить подруге.        
7. Грубый ответ случайному прохожему, спросившему время.        
8. Появление на вечеринке в неглаженной блузке.        
ВСЕГО: 47 27 39 33

 

г) Выборка «четвертных» участников исследования (последовательность предъявления бланков: «Б» и «А»).

Примеры поведения Частота встречаемости одного и второго вида атрибуции (по всей выборке)
Бланк «Б» Бланк «А»
Личность Ситуация Личность Ситуация
1. Неподготовленность к заданию.        
2. Опоздание на лекцию.        
3. Пожертвование 50 000 нуждающемуся человеку.        
4. Громкий смех в кинотеатре посреди несмешного фильма.        
5. Наступание во время танца партнеру на ногу.        
6. Невыполненное обещание позвонить подруге.        
7. Грубый ответ случайному прохожему, спросившему время.        
8. Появление на вечеринке в неглаженной блузке.        
ВСЕГО: 40 32 31 30

 

 

д) Выборка «первых» и «вторых» участников исследования: взаимосвязь типа атрибуции и локуса контроля. Для каждой выборки проверьте с помощью критерия «Хи-квадрат», существует ли статистическая взаимосвязь между локусом контроля и типом атрибуции в одной и во второй выборке.

Выборка Локус контроля Тип атрибуции (частота встречаемости)
Личность Ситуация
Выборка «первых» Экстернальный (% от выборки)    
Интернальный (% от выборки)    
Выборка «вторых» Экстернальный (% от выборки)    
Интернальный (% от выборки)    

Проанализируйте полученные результаты, ответив на следующие вопросы:

1. В каких случаях чаще используется ситуационная, а в каких диспозиционная атрибуция: в случаях оценки и интерпретации своего поступка или чужого.

2. Есть ли взаимосвязь между характером ситуации и типом атрибуции, чаще использованной участниками исследования (возможно, в некоторых ситуациях большинство или все использовали одинаковый тип атрибуции, например, в ситуации №4).

3. Влияет ли на тип используемой атрибуции порядок интерпретации поступков: сначала поступков другого человека, а потом своих, и, наоборот.

4. Есть ли взаимосвязь между типом атрибуции и локусом контроля? Как она проявляется? Как можно объяснить наличие/отсутствие такой взаимосвязи? Как могут быть связаны (если связаны) или почему не связаны (если не связаны) между собой локус контроля и каузальная атрибуция?

Форма отчетности:

1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.

2. Письменно выполненные задания: задание №1 – выполненное индивидуально, задание №2 – групповой отчет об исследовании, оформленный на листах формата А4.

 

Литература для подготовки и выполнения заданий:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с. (Глава III).

  1. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования / Н.И. Семечкин. – Владивосток, 2003. – Часть 1. (Раздел III, Глава 5 – «Теории локусов контроля»; Раздел IV, Глава 2).
  2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2009. – 794 с. (Глава 3).
  3. Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – Том. 1 – 336 с. (Глава 3, С. 96–101).
  4. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с. (Глава 3; Глава 5, стр. 214–243.).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: