Пути развития и совершенствования ресурсного обеспечения




 

Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования. [23, c. 148]

Рассмотрим некоторые предложения о путях и развитии совершенств образования.

В процессе адаптации деятельности образовательных учреждений к экономическим условиям страны можно выделить следующие основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений:

Во-первых, переход к рыночным отношениям расширил возможности по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников для обеспечения учебного процесса. Поэтому в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования образовательными учреждениями необходимо создать и обеспечить такие условия, чтобы заработанные ими средства в полном объеме оставались в их распоряжении и предоставить большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств;

Во-вторых, обеспечить возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различного уровня на основе нормативов. Нормативное финансирование учреждений образования строится на базе «нормативного (подушевого) принципа». Этот норматив должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно- хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на содержание и ремонт оборудования. Таким образом, сохраняется целевое финансирование учреждений образования.

В-третьих, следует снизить расходы образовательного учреждения, достигая экономии ресурсов. План экономической работы в образовательном учреждении включает комплекс организационно-практических мер по рациональному и экономическому использованию государственных средств, мобилизации внутрихозяйственных резервов, сокращению непроизводственных расходов и потерь, улучшению финансовой дисциплины, ужесточению контроля за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций, замена дорогостоящих практических учебных занятий;

Таким образом, общий поток финансирования образовательного учреждения должен включать государственный заказ, региональный заказ, заказы предприятий и частных лиц, доходы от научной деятельности, доходы от использования имущества.[37,c. 24].

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей, а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями. Экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов, учреждения народного образования, предоставлено право, продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатное во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные порядки, если они изношены или морально устарели.[22. c. 49]

Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единый учебно-производственный и комплекс, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениями народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиление стимулирующего воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциация и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Причем для получения среднего образования должен предоставляться кредит всем желающим, а для получения высшего – на конкурсной основе. Если без конкурса, то оплатить полную стоимость за обучение, о чем делается соответствующая запись в трудовой книжке.

Интересная идея высказана Ю.В. Крупковым и депутатом Московской Думы И.М. Рукиной, о том, что у школы должны существовать особые инвестиционные счета наряду с бюджетными и коммерческими счетами, которые должны полностью освобождаться от налогообложения.

Для составления реализации целей приоритетности образования необходимо изменить практику составления бюджета.[15] Должны быть разделены бюджет функционирования и бюджет целевого развития. Бюджет функционирования обеспечивает воспроизводство и сохранение имеющихся образовательных институтов, а бюджет развития должен обеспечивать условия, при наличии которых шаг развития может быть осуществлен.

Наряду с устойчивым функционированием должно целенаправленно осуществляться созидание нового и столь же осознанно финансово поддерживаться. Необходимо различать инерционное движение финансового потока ведомственных постатейных трат, своеобразный обезличенный социально-бюджетный пенсион выживания, который бесконечен и допускает трату любых сумм, и логику осознанного целевого решения интегральных проблем, обеспечивающую шаг за шагом повышения уровня жизни, активное формирование здорового социума

В основу бюджета должен закладываться совсем иной принцип, нежели тот, что используется сегодня. Нужно идти не от того, сколько потратить на образование, исходя из достигнутого, но ориентироваться на то, какую конкретно интеллектуальную и экономическую прибыль принесет то или другое образовательное учреждение. В этом будет состоять эффект их общественного воздействия и полезность той переструктурации общества, которая будет порождена на основе действия данных систем образования.

На основе законодательных актов можно лишь создать механизмы, слегка способствующие востребываемости образованных людей, но осуществлять полезные социальные изменения смогут лишь сами люди [38, c. 1997-1998].


Заключение

 

В современной рыночной экономике высокое качество образования - один из фактов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качества образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.

В условиях современной экономики образование рассматривается как:

· Социально-экономическая организация со всей архитектурой, определяемой многими экономическими, социальными, идеологическими и культурными факторами;

· Система, в состав которой входят взаимозависимые элементы, действия которых подчинено единой общественной цели. Ни один элемент системы образования не способен действовать сам по себе и каждый самым разнообразным образом оказывает влияние на другие.

Качество образования – основной критерий оценки образования. Качество образования оценивается его потребителем. Основным потребителем образования в конечном итоге является общество.

Следует различать качество образования как набор потребительских свойств образовательного продукта, который оценивает потребитель, и качество системы образования, определяемого ее архитектурой, целями, задачами и качеством различных элементов образовательной системы Поэтому качество образования – это не то, что существует «внутри» системы, но то, что производится ею.

Для обеспечения производственных процессов требуют различные ресурсы (потенциалы): материально-технические, трудовые, финансовые и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

· духовный потенциал

· интеллектуальный потенциал

· научно-технический потенциал

· информационный потенциал

· экологический потенциал

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить на явные (хорошая репутация и, давняя история, традиция) и не явные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

Ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

характер учебного заведения, стадия его жизненного цикла, потенциальные возможности для адаптации, явные ресурсы и рыночные активы.

Управлять качеством образования означает правильный выбор и осуществления механизмов эффективного воздействия на все элементы системы образования, то есть, что обеспечивает прямо или косвенно результаты образования. Чтобы управление было качественным должен быть постоянный контроль. Управлением образовательным учреждениями – это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкость распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директора школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни – совещания при директоре, заседание педагогических советов и др. Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа – ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений. Эффективность использования организационных форм управления, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса.

Главным ресурсом образования называют педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы (не только материальная), условия труда престижность, конкурентоспособность, возможность к самореализации.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, настолько эти ресурсы отвечают современным требованием, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производственную от учебной программы. Она строится согласно следующим принципам.

1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и ободрительным, иметь эстетический вид т.д.

2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка и т.д.), должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.

3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

4. Средств обучения должны соответствовать реальным условием работы школы и потребностям местного населения.

Некоторые исследователи относят к отдельному ресурсу образовательной системы финансирование. (По экономической теории ресурсами принято называть то, что подлежит преобразованию, меняет свою форму и характеристики. Вряд ли это относится к системе финансирования.). Принято все беды современного государственного образования списывается на слабое финансирование. Понятно, что денег всегда не хватает. И даже при увеличении финансирования денег все равно будет не хватать. Поэтому в логической цепочке «финансирование - качество образования» следует отыскать эффективные механизмы прямого и косвенного «финансового» воздействия на образовательный процесс.

Перечислен ещё ряд факторов, определяющих качество образования: качество обучения программ, методик, средств обучения,, саму архитектуру системы образования, модели образования (в общеобразовательной и профессиональной школах), наличие механизма саморазвития системы, научной базы, методов и квалифицированных специалистов по управлению..

Законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполняемость являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования.


Список использованной литературы

 

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.-62с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 октября 1994г.-М.: АСТ, 2000.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Российской Федерации 19 июля 2000г.- м.: НОРМА-ИНФРА, 2000.-386 с.

4. Семейный кодекс Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ По состоянию на 2 января 2000г.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 09. сентября 1996г.№10584 от 15. января 1997.

7. Белякова С.А. Лекция по экономике образования: -М.: ГУВШЭ, 2002 г.

8. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие/ Под ред. А.В. Лившица.- М.: Высш. шк., 1994.-340 с.

9. Гаврилов Н.М., Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования. – М: 1999 г.

10. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М: Сигналь, 1997.

11. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. Для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова.- М.: Образоват. Центр «Педагогический поиск», 1997.- 94 с.

12. Екатеринбургская школа на рубеже XX-XXI веков: проблемы, приоритеты, перспективы: Тезисы V городских педагогических чтений 13 октября – 5 ноября 1999 года/ Сост. И общ. ред. А.А. Симоновой.- Екатеринбург: Дома учителя,1999.-307 с.

13. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб.- М.: ВЛАДОС,1998 – 640 с.

14. Козубов Л.В., Лерх А.А., Симоненко В.Д. Основы маркетинг: Учеб. пособие.- Ишим 1998.-394с.

15. Модернизация российского образования: документы и материалы:. / Под ред. Э.Д. Днепров.- М.: ГУВЭШ, 2002.

16. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров. Учеб. пособие./ Под ред. Т.Л. Клячко.- М.: ГУВЭШ,2002

17. Нестеров В.В. По закону больших чисел.- Екатеринбург: ИД «Сократ»,2001. -208 с.

18. Нестеров В.В. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей населения в Свердловской области. Лекции для руководителей органов и учреждений образования.- ИИРО Екатеринбург, 1995-45 с.

19. Обзор экономической политики в России за 2001 г. / Бюро экономического анализа. - М.: ТЕЙС, 2002. с.171-194

20. Образование человека: к будущему от прошлого. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург, 1998.- 244 с.

21. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999-944 с.

22. Основы экономики: Учеб. пособие./ Под ред. О.Т. Лебедева.- М.: Наука, 1998.- 224 с.

23. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие/ Под. ред. А.С. Пелиха. М.: - М.: Наука, 1995. – 282с.

24. Педагогика: Учеб. пособие/ П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2001-640 с.

25. Педагогика: Учеб. пособие. / Под ред. В.А. Сластелин, И.Ф. Иасев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1998.- 512 с.

26. Педагогика: Учеб. пособие / Под. ред. С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е. Н. Шиянов.- М.; Академия, 2001 -512 с.

27. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности.- М.: 1995.

28. Работа администрации школы с учителям./ под. ред. В.М. Лизинский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.- 79 с.

29. Рекомендация по организации управленческой деятельности школы: Сб. метод. рекоменд..для руководителей шк. / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Боговленская. – М.: Образоват. Центр «Педагогический поиск», 1998.-104 с.

30. Российский статистический ежегодник.2003.- М.: Госкомстат России, 2003. - 236 с.

31. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. основы экономической теории: Учеб.- М.: ИНФРА – М, 1995.-368 с.

32. Социальная политика в постсациалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. – М.: Наука 2001. Гл.7. С. 332-773.

33. Терюкова Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель.1998. № 1. С. 4-9.

34. Тихонов А.Н., Абрамишин А.Е. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты.- М.: Вита- Пресс, 1998.

35. Управление современной школой: Пособия для директора школы / Под. ред. М.М. Поташника. – М., 1992

36. Финансы: Учеб./ Под ред. М. Ковалевой. – м.: Финансы и статистика, 1998.-348 с.

37. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Р.В. Соколовой. - М.: Юристь.2000.-784 с.

38. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. -М.: ИНФРА, 2000. – 220 с.

39. Шишкин С.В. экономика социальной сферы. – М.: ГУШЭ, 2003. Гл 3., с. 100-143.

40. Экономика: Учеб./ Под. ред. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2004.- 896 с.

41. Экономический справочник Директора школы. - М.: ЦСЭИ.- М.: 1993.-252 с.


Приложение 1

 

Смета расходов

 

Таблица 8

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  итого расходов            
  Итого расходов            
  Итого расходов            

 

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  Оплата труда государственных служащих            
  Оплата труда государственных служащих            
  Оплата труда государственных служащих            

 

Из таблиц видно, что расходы возрастают с каждым годом. Потребность в бюджетных деньгах у школы возрастает.

 

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения            
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения   0,00        
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения   0,00 0,00      

2004 году на прочие материальные расходы бюджет выделил меньше денег, чем в 2002 году.

Из таблиц видно, что расходы возрастают с каждым годом. Потребность в бюджетных деньгах у школы возрастает.

 

Смета расходов

 

Таблица 8

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  итого расходов            
  Итого расходов            
  Итого расходов            

 

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  Оплата труда государственных служащих            
  Оплата труда государственных служащих            
  Оплата труда государственных служащих            

 

Из таблиц видно, что расходы возрастают с каждым годом. Потребность в бюджетных деньгах у школы возрастает.

 

год Наименование КЭСР код статья 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. всего на год
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения            
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения   0,00        
  Прочие расходы материалы и предметы снабжения   0,00 0,00      

 

2004 году на прочие материальные расходы бюджет выделил меньше денег, чем в 2002 году.

Из таблиц видно, что расходы возрастают с каждым годом. Потребность в бюджетных деньгах у школы возрастает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: